Араик Бабаджанян: Отец настоял, и мы получили - Магомаев, Бабаджанян, Рождественский

Сын известного композитора Арно Бабаджаняна рассказал о жизни отца и фестивальных планах.

Президент Фонда памяти Арно Бабаджаняна, сын композитора Араик Бабаджанян встретился с журналистами на фестивале "Верни мне музыку" в Воронеже с участием множества звезд. Араик Бабаджанян рассказал о фестивале, дружбе отца с Муслимом Магомаевым и учебе у Мстислава Ростроповича.

Араик Бабаджанян
Араик Бабаджанян

- До этого фестиваль "Верни мне музыку" проходил только в Москве и в Армении. Почему теперь появился на фестивальной карте Воронеж?

- В этом году исполняется 95 лет со дня рождения композитора Арно Бабаджаняна. Наш друг из Воронежа Ваге Степанян проявил инициативу, чтобы именно в Воронеже было создано региональное отделение фонда памяти Арно Бабаджаняна. И он же выступил организатором концерта. Фонд памяти Арно Бабаджаняна решил начать программу, которая будет проходить в Воронеже ежегодно до столетия, то есть ближайшие пять лет. В этом году сделан первый шаг. 

- Что-то еще, кроме фестиваля, вас связывает с Воронежем?

- В Воронеже была смешная история. Отец с режиссером Генрихом Оганесяном ехали на машине на юг через Воронеж, остановились в гостинице. Кто-то узнал, что приехал Бабаджанян, а в лицо его, видимо, не знали. Генрих Оганесян первым спустился в ресторан, директор решил, что это Арно Бабаджанян, посадил его за отдельный столик и говорит: "Не могли бы вы прослушать мой ансамбль? А то мне гитарист что-то не нравится". Генрих в итоге ответил: "Нет, гитарист у вас гениальный, пусть работает". Так благодаря славе Бабаджаняна этот человек остался при работе.

- Проводятся ли такие фестивале на родине композитора в Армении?

- На родине ежегодно проходят фестивали и конкурсы имени Бабаджаняна. Что касается концертов с участием знаменитых артистов, мы стартовали 28 мая в Москве. Фестиваль проходит в нескольких городах и завершится 11 декабря в Кремле. В Армении 11 октября также состоится масштабный концерт, в котором участвуют звезды российской эстрады. 

- Араик Арноевич, как вам удалось собрать столько знаменитых артистов на одной площадке?

- Желание участвовать проявили сами артисты. Я за это их благодарю сердечно. Они активно участвуют во всех концертах и являются послами творческого наследия Арно Бабаджаняна. Кроме того, мы планировали привлечь Дмитрия Хворостовского. Но у него достаточно напряженный график. Если у него получится, он приедет и в Воронеж, и в другие города. Дело в том, что те концерты, которые он откладывал по состоянию здоровья, ему приходится дорабатывать сейчас. Трудно сказать, когда у него появится окно. Мы вели переговоры, и ему понравился наш проект. Могу сказать, что все песни Бабаджаняна хорошо ложатся на голос, тембр и внутреннее состояние Дмитрия Хворостовского.

- Как планируете расширять фестивальную программу?

- У Арно Арутюновича было много незавершенных произведений. Всю жизнь он мечтал написать балет. И Майя Плисецкая, и Нина Тимофеева просили его об этом. Сейчас ведем переговоры с Мариинским театром и с Кремлевским балетом, чтобы осуществить постановку балета.

- Ваш Фонд также поддерживает молодых. Назовите несколько имен артистов, кому вы помогли.

- Есть прекрасный вокалист Нарек Макарян, сейчас он выступает в Лос-Анджелесе. Нарек - блестящий вокалист. Кроме того, мы десять лет работаем с детской студией "Родники", они выступали на нашем концерте в Кремле. С этого года сотрудничаем с академией Игоря Крутого. Помогать молодым - это вообще в стиле Арно Арутюновича.

Мне вспоминается 1960 год. Муслим Магомаев тогда был неизвестный певец. Отец увидел его по телевизору и пригласил к нам домой. Отцу понравилось, как он поет. Арно Арутюнович повел Муслима на радио. Но там стали сопротивляться, не хотели ставить в эфир неизвестного артиста, говорили, что у них и свои есть. Но отец настоял. И благодаря этому мы получили знаменитый триумвират - Муслим Магомаев, Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский.

Арно Бабаджанян
Арно Бабаджанян

- Отношения между Арно и Муслимом не испортились после разлада между бывшими союзными республиками?

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

- Считаю, что между музыкантами не должно быть политики. Отец умер в 1983 года, межнациональные события были чуть позже. Когда канал "Россия" снимал фильм про Арно Бабаджаняна, режиссер хотел взять интервью у Муслима. И Муслим тогда был гражданином России, он принял участие в съемках и дал очень хорошее интервью. Муслим был демократичный человек - у него в оркестре работали и русские, и армяне, и евреи, и грузины. Муслим был бакинец. Баку - это отдельная страна, город вне национальности. То же самое и у Арно Бабаджаняна.

- Как Арно Арутюнович переносил трудные периоды жизни?

- Какие-то моменты, наверное, были еще до моего рождения. Отец рассказывал, как в 1938 году приехал в Москву учиться. Арам Хачатурян посоветовал ему продолжить учиться в консерватории. Он сдал все экзамены, а его не приняли. Оказалось, не было направления на учебу из союзной республики. В Москву стали поступать письма, чтобы он вернулся в Армению. Отец сказал Хачатуряну: "Я туда не вернусь. Лучше пойду на вокзал разгружать вагоны, чтобы не говорили, что меня в Москве не взяли из-за профнепригодности". Хачатурян ему помог - они пошли в Гнесинское училище, Елена Гнесина прослушала отца и сразу зачислила на третий курс. После двух лет обучения он поступил в консерваторию. Когда началась война, отец рыл окопы под Смоленском, потом был эвакуирован в Саратов, а оттуда его отпустили к родителям в Ереван, где он окончил консерваторию.

- Что ему помогало в непростые времена?

- Отец был с юмором - даже в голодное время старался не унывать. Он хорошо играл на рояле, исполнял джаз, фокстроты. В то время была очень известная танцплощадка в Марьиной роще. Там было вакантное место артиста. Взяли моего отца. И каждый день вечерами после учебы он там играл за гонорары. Был случай - в консерватории кто-то увидел, как отец приехал с друзьями на такси и возмутились: "Надо вас лишить стипендии!". Отец ответил: "Стипендию мне платят, потому что я хорошо успеваю. А это мои личные деньги, я могу на них катать своих друзей на такси".

А когда мои родители переехали в Москву в 1958-м году, было тяжело материально, у нас даже стола не было. И отцу заказали написать музыку к фильму "Песни первой любви". Отец писал всю ночь партитуру на подоконнике. Утром у него не поворачивалась шея. И на гонорар от фильма он первым делом приобрел письменный стол, а потом только инструмент.

- Разве песни Арно Бабаджаняна не запрещали?

- Запрещали! Первой в СССР песней в стиле твист была как раз его песня "Лучший город Земли". Говорят, что Хрущев услышав ее по радио, возмутился, мол, что это за твист в Москве. И песню запретили. Позже она вернулась к нам.

То же самое в 1968 году было с песней "Чертово колесо" на стихи Евгения Евтушенко. Тогда готовился международный конкурс в Рио-де-Жанейро, и эту песню решили туда послать. Раньше не было множительной техники, все переписывали от руки. И у нас дома целый день работали переписчики. И вдруг наступила тишина, почему-то никто не приходит. А в это время как раз начались события в Чехословакии. Отец позвонил Евтушенко и спросил: "Женя, ты случайно нигде не выступал по поводу событий в Чехословакии? Может, коллективные письма подписывал?". - "Я что, сумасшедший, какие-то коллективные письма подписывать? Я лично направил телеграмму Брежневу, что не согласен с вводом войск". Естественно, эту песню тоже на два-три года сняли с эфира.

Финал концерта
Финал концерта

- В школе вы, наверное, постоянно рассказывали об известном отце и о его друзьях?

- Я не представлял, что можно этим кичиться. Люди, с которыми работал отец, были достаточно скромными, что Рождественский, что Евтушенко, что Магомаев, что Зыкина. Вообще не чувствовалось никакой звездности в общении. Собственно, и меня так воспитывали.

- Вы учились у маэстро Мстислава Ростроповича. Почему бросили учебу?

- Папе было трудно выносить мои звуки в двухкомнатной квартире. В одной комнате мама-пианистка занималась со своими студентами, в другой работал папа, а я - на кухне. В итоге папа пришел в школу и сказал директору: "Все, я его забираю". - "Почему? Мальчик делает успехи, Ростропович ему пятерку поставил". Меня забрали из музыкальной школы, и я не жалею.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото автора, Event-Hall

Быстрый поиск: