Идея создания оперы о великой Мадемуазель Шанель, создательнице высокой моды, великой женщине и модельере, принадлежит директору Нижегородского оперного театра Анне Дмитриевне Ермаковой. Идея родилась 10 лет назад, осуществить же её удалось только сейчас. Это была очень трудоёмкая и многоступенчатая работа, потребовавшая колоссальное количество творческих и прежде всего материальных затрат. На постановку было затрачено 12 млн. рублей.
Сначала было создано либретто. Его написал Александр Бутвиловский, стихи — Сергей Плотов. Долго искали композитора, а оказалось, что он рядом. Это ректор Нижегородской консерватории Эдуард Фертельмейстер. Его перу принадлежат произведения разных жанров, в том числе очень симпатичный мюзикл «Дикая собака Динго», поставленный в Омском музыкальном театре. Сама тема и личность Коко Шанель подсказала композитору жанр, который и был определён как опера-мюзикл. Широкая лирическая тема, интереснейшие арии, дуэты, ансамбли, и в то же время эстрадные и джазовые фрагменты, четкие и захватывающие мюзикльные ритмы, прекрасная оркестровка органично вошли в партитуру. В одном из интервью Эдуард Фертельмейстер сказал: «Был выбран жанр оперы-мюзикла, в котором пока в России никто не работал. Он позволяет использовать как классический оперный вокал, так и современное эстрадное пение, жонглировать двумя этими техниками. Мы использовали это как ещё одну иллюстрацию жизни и творчества Шанель, умевшей и любившей комбинировать, вносить что-то новое необычное, шокирующее».
Итак, первооткрывательница нового стиля женской одежды, который прославил её на века, и нижегородский композитор, создавший новый жанр музыкального искусства, чтобы ещё раз напомнить миру о таинственной и непредсказуемой повелительнице моды Габриэль Шанель по прозвищу Коко.
Поставила спектакль московский режиссёр Ольга Иванова. Автор сценографии — тоже москвич, главный художник «Новой оперы» Виктор Герасименко. Центром оформления стала лестница из парижской квартиры кутюрье. «Лестница здесь символизирует восхождение Габриэль к успеху, - рассказывает художник-постановщик В. Герасименко. - Именно поэтому я использовал для её создании материалы, придающие лестнице некую нематериальность, сверхъестественность: пластик, зеркальный пластик, светодиоды… Если в парижской квартире это была бытовая мраморная лестница, то у нас она получилась светящаяся, изящная и метафоричная».
Особое внимание было обращено на костюмы. Их 200, созданных заслуженным художником России Игорем Дадиани (Чебоксары) специально для нижегородской постановки. Все красивые, изысканные, разные, уникальные — ведь каждый из них рождался талантом художника, причем персонально не только для главных исполнителей, но и для каждого артиста массовых сцен. Когда массовка проходит по светящейся лестнице, дух захватывает от великолепия и разнообразия нарядов, выполненных Дадиани с высочайшим вкусом.
Режиссёр О. Иванова сумела так выстроить мизансцены и взаимоотношения главных действующих лиц и массовые сцены, что перед зрителем прошла вся творческая жизнь Коко от юности до зрелого возраста. Её трудный путь от никому неизвестной мастерицы шляп до великой модистки. Жизнь с её взлетами и падениями, предательствами и огромной любовью к Бою Кейпелу, который и после гибели в автокатастрофе всегда был рядом с Коко, помогая ей двигаться к звёздному Олимпу Моды. Каждый персонаж наделён своей музыкальной темой и характером, проработанным режиссёром с исполнителем. Все они запоминаются: Бой Кейпел, предприниматель из Англии, возлюбленный Коко — Сергей Коблов, Этьен Бальзан, , аристократ, богатый наследник и любитель лошадей — Дмитрий Суханов, Адриенна, родственница и ближайшая подруга Коко — Диана Чепик, Князь — Александр Сильчук, Русский гений, имеется ввиду Игорь Стравинский — Виктор Ряузов, колоритнейший Герцог — Владимир Кубасов, Эмилен, богатая покровительница Коко — Анастасия Дмитриева… всех не перечислишь. Но над всеми возвышается Коко Шанель в исполнении молодой талантливой певицы Надежды Масловой, обладательницы роскошного выразительного сопрано. Яркая эмоциональность и лирическая проникновенность, глубокая внутренняя затаённость, выплёскиваемая наружу в самые критические минуты жизни — такой увидела свою героиню артистка, такой она полюбилась и зрителям.
Хочется отметить и ещё один момент — все солисты поют с микрофонами, и у них это прекрасно получается. А ведь известно, как трудно оперные певцы привыкают к микрофонному пению, здесь же с этой точки зрения к ним нет никаких претензий. Молодцы!
Замечательная работа балетмейстера-постановщика Татьяны Толстухиной. Все поставленные ею танцы: классические, эстрадные, народные — выразительны по своей структуре и хореографии, захватывают богатой фантазией постановщика. Особенно запоминается фрагмент из балета Стравинского «Петрушка». Все исполнители в спектакле хорошо двигаются и танцуют, и прежде всего это Надежда Маслова — Коко и Диана Чепик — Адриенна — в этом тоже огромная заслуга Татьяны Толстухиной.
И ещё раз о музыке, поскольку она здесь главная, без неё не было бы спектакля. Партитура оперы насколько роскошная, настолько и трудная, непривычная для оперного оркестра и театра своим сочетанием казалось бы не сочетаемых музыкальных пластов: оперы, эстрады, мюзикла. Но за пульт встал настоящий музыкант, художественный руководитель театра и дирижёр Ренат Жиганшин. Он детально проработал материал и с оркестром, и с певцами, и хором, и все справились со своими задачами, а певцы и с микрофонным пением. Исполнители не просто полюбили музыку Фертельмейстера, но и смогли раскрыть всё её богатство публике. В опере-мюзикле оказалось много высококачественных шлягеров, которые напевали благодарные слушатели, покидая театр.
Опера-мюзикл «Коко Шанель: страницы жизни» Эдуарда Фертельиейстера стала самым значительным событием театрального сезона всего Нижнего Новгорода. Хочется пожелать ей столь же яркой и долгой сценической жизни, какой была жизнь и судьба Великой Коко Шанель.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Ирина ГЛАДУНКО
Комменты