Итальянская певица Анна Бонитатибус, проделав огромную работу в архивах, записала двойной альбом «Семирамида — царственная особа», состоящий исключительно из арий и музыкальных фрагментов из опер, посвящённых легендарной вавилонской царице —Семирамиде, одной из самых популярных героинь античной мифологии, в том числе и среди композиторов разных стран. Семирамида — супруга тоже легендарного царя Нина, в убийстве которого она принимала участие, а после его смерти правила единолично, что тогда в странах Востока было редкостью. Существуют разные версии её смерти. По одной из них она была убита сыном, по другой, узнав о приближающемся убийстве, превратилась в голубку и покинула этот мир. Как и Чечилия Бартоли, Анна Бонитатибус буквально воскресила из небытия спустя 150 с лишним лет музыкальные раритеты XYIII-XIX в. в. Большинство номеров записано впервые: из 17 треков — 14 мировых премьер.
Инициатором сольного вечера Анны Бонитатибус в Светлановском зале Дома музыки был Владимир Спиваков. Анна в свою очередь предложила программу из произведений, записанных на своём последнем диске. Владимир Теодорович не только принял ее предложение, но и дал ей свой Национальный Филармонический оркестр России. Дирижёром пригласили итальянца Николу Джулиани. Так что получился не просто концерт, а концерт -презентация диска певицы «Семирамида - царственная особа».
Анна Бонитатибус — уроженка Потенцы (Базиликата).Обучалась пению и игре на фортепиано в высших учебных заведениях Потенцы и Генуи. В годы учебы стала победительницей нескольких международных конкурсов. Её дебют на оперной сцене состоялся в Вероне в партии Астерии в опере Вивальди «Тамерлан». Вскоре она завоевала признание как одна из ведущих исполнительниц барочного репертуара. Вот откуда её активный интерес к барочной музыке и истоки ее недавнего барочного диска. Сейчас Анна поёт на лучших европейских сценах: Италии, Парижа, Брюсселя, Цюриха, Женевы, Мадрида, Лондона, Вены, Лиона, Мюнхена. Она желанная гостья многих фестивалей, в том числе таких фестов, как «Флорентийский музыкальный май», Россиниевский в Пезаро, Зальцбургский и др. В России певица бывает часто, здесь её любят. Нынешний её приезд в Москву подарил слушателям не только встречу с любимой исполнительницей, но и знакомство с неизвестными страницами барочной музыки.
Первым композитором, начавшим вечер, стал итальянец Антонио Кальдара (1670-1736) - капельмейстер, автор многих опер, ораторий, церковных и камерных сочинений. Работал в Мантуе, Барселоне, Риме, Вене. Считается ведущим композитором венской оперы. Среди его оперных созданий есть и опера под названием «Семирамида в Аскалоне», из которой оркестр сыграл сначала Интродукцию, а Анна Бонитатибус исполнила арию героини из второго акта. Далее последовал хорошо известный публике Георг Фридрих Гендель с неизвестной оперой «Узнанная Семирамида». Прозвучала ария Семирамиды «Прочь с глаз моих». Затем появился незнакомый москвичам итальянский композитор Никколо Йомелли (1714-1774). Его называют «итальянским Глюком» за то, что в его творчестве проявились тенденции, близкие оперной реформе Глюка. Среди многочисленных опер Йомелли есть и сочинение о вавилонской царице под тем же названием, что и у Генделя «Узнанная Семирамида». Анна спела из неё страстную арию «Варвар, не печалься… Обманутая, презираемая…».
Затем последовал и сам Кристоф Виллибальд Глюк с оперой «Семирамида». Из неё оркестр сыграл Балетную сюиту. И снова незнакомый автор — Андреа Бернаскони (ок. 1706-1784) со своей «Семирамидой». Из неё Анна Бонитатибус выбрала очень грустную сцену «Ах, не напрасно плакала я…». Завершилось первое отделение Танцем из оперы Шарля Симона Кателя «Семирамида», уже французского композитора, который сочинял в основном музыкально-сценические опусы.
Если в первое отделение показалось несколько скучноватым, однотонным, несмотря на наличие Генделя и Глюка, то второе предстало более живым и эмоциональным, действенным и захватывающим, позволившим Анне Бонитатибус проявить свое вокальное и актёрское мастерство в полной мере. Даже сами название опер говорили за себя: Франческо Бьянки «Месть Нино, или Семирамида», Джованни Батиста Борги и Себастьяно Назолини «Смерть Семирамиды». Артистка была трогательной и любящей матерью в арии Борги «Сын возлюбленный дорогой», несчастной и обреченной в арии Назолини «Бегите… Я несчастна…». Анна была одета в первом отделении в платье желтовато-золотистого цвета — признак царственной власти, во втором она вышла на сцену в белом строгом одеянии с красным поясом и ярким сверкающим ожерельем и блестящей головной повязкой. Костюм очень шёл ей. Особенно она была хороша и вокально, и внешне в знаменитой Каватине Семирамиды из оперы великого итальянца Джоаккино Россини. Она вся светилась радостью, и чудный голос её казался особенно выразительным.
Ярким был финал вечера — мировая премьера Речитатива и арии из оперы Мануэля Гарсиа «Семирамида». Мануэль Гарсия — испанский певец (тенор), гитарист, композитор, вокальный педагог. Он был первым исполнителем партии графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини на сцене Римской оперы. Гарсия — автор и постановщик многочисленных опер, в том числе и «Семирамиды», абсолютно забытой ныне. Анна недавно обнаружила партитуру этого сочинения и сама её отредактировала. «Вы не представляете, какие испытываешь ощущения, когда тебе в руки попадает автограф никому неведомой партитуры», - сказала она составителям программки.
В заключение хочется сказать добрые слова в адрес чутких партнеров Анны Бонитатибус — замечательного дирижёра Николы Джулиани и Национального филармонического оркестра России, худруком и главным дирижёром которого является Владимир Спиваков. Оркестр под чутким управлением Джулиани играл стильно, выразительно, красиво подавая певицу. Вдохновенно играли солисты: флейтисты Екатерина Корнишина, Виктор Хотулев, кларнетист Андрей Михайловский, гобоисты Максим Орехов, Федор Егоров и валторнисты Леонид Вознесенский, Александр Андрусик, Андрей Романов, Дмитрий Грандов. Их искусство высоко оценили слушатели, каждый раз награждая бурными аплодисментами, особенно в финале вечера.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Комменты