Ещё несколько лет назад главным музыкальным явлением из Белоруссии у нас считалась ска-группа «Ляпис Трубецкой», возвещавшая своими хулиганскими сетами на российских рок-фестивалях о существовании в братском государстве неких музыкальных тенденций, отличающихся от ортодоксальной и скучной эстрады. А ещё раньше у нас был инструментальный гитарно-скрипичный дуэт «Белый острог», преподносящий на своих выступлениях безумный коктейль из джаза, кантри, классики и рока и покоривший своей энергетикой, как российскую, так и заокеанскую публику.
Прошло всего несколько лет, а как изменилась картина: «Острог» распался, освободив пока ещё не занятую нишу, а летние open-air-ы преимущественно роковой направленности количественно стали уступать новым фестивальным брэндам с этническим уклоном: «Пустые Холмы», «Середина Лета», «Дикая Мята», «Этнопланета», - это лишь некоторые из них, прошедшие минувшим летом. Там-то и зазвучали голоса из соседней страны, укрепившие наши догадки, что не «Ляписами» едиными жива Беларусь. «OSIMIRA», «Нагуаль» и вот теперь «Gurzuf». Группа уже не раз выступала в московских клубах и перевернула представление о якобы не слишком сильных стадионных возможностях команды с минимальным составом на «Пустых Холмах».
«Gurzuf» - это дуэт Егора Забелова, баяниста в третьем поколении, и ударника Артема Залесского. Казалось бы, состав группы обязывает к камерности и относительной однообразности программы. Но те, кто по незнанию пришел в субботу в «Билингву» послушать релакс-вариации по мотивам саундтрека Яна Тирсена к фильму «Амели», были уже после нескольких композиций окончательно сбиты с толку. «Gurzuf» - это взрывная смесь из ломаных ритмов, которыми группа играет, словно жонглирует, ярких и запоминающихся рифов на баяне и шоу – отрыва, который устраивают музыканты на сцене.
«Gurzuf» - это взрывная смесь из ломаных ритмов, которыми группа играет, словно жонглирует, ярких и запоминающихся рифов на баяне и шоу – отрыва, который устраивают музыканты на сцен
Баянист и идеолог группы Егор Забелов уверяет, что изначально ему хотелось расширить представления о возможностях инструмента и играть этакий «рок на баяне». Что ж, рока в музыке «Gurzuf», действительно, много, но не меньше и других красок. Спокойные французские вальсочки в духе «Амели» незаметно и органично перерастают у дуэта в просто-таки гранджевое безумие. Достаточно предсказуемые мелодии вдруг начинают наслаиваться друг на друга, создавая полифонию, а в итоге баян своими какофоничными репликами будто имитирует собачий лай. Или, слушая тревожный атональный мотив в духе Альфреда Шнитке, вы на секунды проваливаетесь куда-то, а придя в себя, понимаете, что играет уже лезгинка.
Спокойные французские вальсочки в духе «Амели» незаметно и органично перерастают у дуэта в просто-таки гранджевое безумие
А то вдруг баянист предлагает «попеть» и под угрожающее улюлюканье барабанщика начинает истеричным голосом рассказывать на английском языке историю школьника, замученного изучением этого самого языка. И эта эмоциональная кульминация сменяется вольным исполнением хита «Break On Though» группы «Doors», отчего-то напоминающим британских электронщиков «Red Snapper». А после барабанщик под энергичный бит начинает исполнять весьма откровенный и агрессивный хип-хоп на французском языке, отсылающий к саундтреку уже другого французского фильма – «Такси». И если у принявшей весь этот коктейль публики голова ещё не пошла кругом, то Егор Забелов объявляет композицию «против диктата в Белоруссии», и группа исполняет что-то трехчастное, снова с гранджевой структурой: тихое вступление и ломающее все рамки стихийное развитие. И вот тут уже даже самый снобистски настроенный слушатель рискует впасть в состояние эйфории.
И вот тут уже даже самый снобистски настроенный слушатель рискует впасть в состояние эйфории.
Можно провести множество параллелей и привести кучу сравнений, что же такое «Gurzuf»: кто-то назовет жанр группы фьюжн, кто-то world-music, - в наше время музыкальной конвергенции это не имеет принципиального значения. Абсолютно понятно одно: «Gurzuf» - это явление, это новый вид искусства и тот редкий уровень, когда высокий профессионализм идет рука об руку с подлинным вдохновением, а из них и рожается драйв, катарсис, которые никого не оставят равнодушными. Группа активно гастролирует как по России и Белоруссии, так и по европейским странам: Польша, Англия, Франция, - именно они в концертном графике дуэта. Видится совершенно естественным, если, например, в ближайшем будущем «Gurzuf» попросят написать саундтрек к какому-нибудь европейскому кино, и музыканты займут нишу почившего «Белого Острога».
«Gurzuf» - это явление, это новый вид искусства и тот редкий уровень, когда высокий профессионализм идет рука об руку с подлинным вдохновением
Но больше всего радует другое.
Музыкальные события последнего времени показывают, что непростая инструментальная музыка может быть востребована и у нас. Люди, кажется, наевшись пустых, лишенных какого-либо витамина «шоубизнесовых» продуктов, все чаще и больше стали обращать свои взоры в сторону так называемого «неформата». Что тут скажешь!? Возможно, это начало прорыва.
Андрей СУШИНСКИЙ, NEWSmusic.ru
Фото – Артем ДЗЮБА
Комменты