Тумат основала и уже 11 лет руководит «TyvaKyzy», поет в нем как солистка. Группа ездит по всему миру, заслужив признание лучшего женского коллектива аутентичной тувинской музыки.
Чодураа Тумат основала и уже 11 лет руководит «TyvaKyzy»
Чодураа Тумат скромно выходит, усаживается бочком на краешек стула, и принимается играть.
- Музыковеды выделяют пять основных видов горлового пения. Я вам покажу три из них - хоомей, сыгыт, каргыраа, - объясняет певица.
Начинает с а капелла, звучит ведьманский скрежещущий женский хоомей. Затем вступает ее ритмичный шанзы – сердечкообразная дека и острый гриф. Под него Чодураа Тумат поет распевные степные песни.
Еще один магический инструмент шамана – хумус. Ритмичные камлания с дрожащим вибрирующим тембром, напевы сквозь металлический трепет – напев душевный, щедрый, ласковый. Так поют только женщины, душевные щедрые женщины.
В дело вступает диковинная дудка, вносящая ароматы тувинских степей в промозглую московскую сырость.
Чодураа закашливается. И тут же извиняется:
- Когда я уежала из Тувы, был сорокоградусный мороз. Приехала к вам – минус 18, и так сыро…
Не обходится без пояснений:
- В первый раз в жизни выступаю с сольным проектом! По роду своей основной деятельности я преподаю традиционную музыку в Тувинском государственном университете. И играю с группой «TyvaKyzy»…
Чодураа Тумат поет песню своего дедушки из села Ойме, печальную и распевную. Естественным продолжением становится Песня Путника под бызанчи – смычковый инструмент с крупной шейкой и колками, на котором играют смычком из пучков конских волос.
- Душа тувинского человека – в песнях. Душа тувинского человека – в семье, родных людях. Я исполню песню о них. У меня так много сестер… И так много родных, что не сосчитать.
И снова Чодураа закашливается, зал отзывается аплодисментами.
- «Вот и пройдет эта короткая жизнь» - называется эта песня. Она о любви, - говорит Чодураа Тумат, вызывая иронический смех у публики. – Эта песня с подтекстом…
Наконец, Чодураа приглашает на сцену Дмитрия Глоба-Михайленко из московского проекта Phurpa.
- Я много раз бывал в Туве, и каждый раз поражаюсь, насколько бережно там сохраняют свое фольклорное наследие, - говорит Дмитрий Глоба-Михайленко.
Чодураа Тумат на бызанчи и Дмитрий Глоба-Михайленко на диджериду
Диджериду придает песням о тувинской природе элегантный космизм, оттеняющий изобретательный вокал Тумат, с легкостью переходящей от звонких распевов к грозному хоомею.
- Вчера встретились, посидели-поиграли, так что строго не судите, - словно извиняется Дмитрий.
- Почти импровизация, - улыбается Чодураа.
Дмитрий сменяет диджериду на арабскую лютню – гулять так гулять. Сегодня праздник мировой музыки. А Чодураа берет в руки излюбленный двухструнный игиль - низкая струна держит мелодические партии, высокая держит густую гармонию в квинту к тонике основной мелодии. Сочетание двух восточных инструментов необычно и красиво.
Чодураа берет в руки излюбленный двухструнный игиль - низкая струна держит мелодические партии, высокая держит густую гармонию в квинту к тонике основной мелодии
Завершается концерт тувинской классикой под колокольчики и утробный диджериду. Чодураа Тумат использует сразу несколько разновидностей горлового пения, акцентируя повороты сюжета и словно ведя диалог за нескольких героев.
- Мне было приятно ощутить вашу энергию, - говорит на прощание волшебница.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Комменты