По-русски название оркестра произносится как «Шибусаширазу». Выговорить все равно невозможно. На сцене – полтора десятка музыкантов, по большей части на духовых инструментах. Целых две ударных установки, плюс перкуссионистка. Два соло-гитариста. И с десяток танцоров эзотерического японского стиля «буто».
Всем этим новоджазовым оркестром заведует раслабленный элегантный маэстро Дайсуке Фува. Внешне расслабленный, конечно. На самом деле он очень точно ведет оркестр сквозь импровизационные блоки, блестяще отрепетированные и сыгранные. Чем не маэстро Спиваков, в своем жанре?
Самое удивительное, что та музыка, которую играет «Shibusashirazu», весьма легко ложится на русское ухо. Потому что музыканты используют знакомые с детства каждому музыкальные истоки. Каждый из блоков, используемых оркестром, сделан на основе определенного жанра. Например, блюза или хард-рока. А кому не захочется танцевать под клезмер? Вся российская поп-музыка вышла, как известно, из шинели свадебной еврейской музыки.
Временами приходит мысль, что японский оркестр «Shibusashirazu» - это наш «Аукцыон», если бы он пошел в свое время по пути перформанса, а не песенной формы. Потому что у японцев есть свой Гаркуша, свой Веселкин и свой Федоров. Но это так, лирическое отступлние.
Свое выступление пунктуальные японцы начали тогда, когда еще добрая четверть публики томилась в очереди перед входом в клуб «Точка». Но с первых же тактов завели публику. Танцоры буто шокировали своими обнаженными (в бандаже-фундоси) пластичными телами, тонированными в белое. Две танцовщицы традиционного клубного танца по мере сил взаимодействовали с перформансистами. Образы реки, травы, лодки – понятны и просты.
На центральном экране демонстрировался видео-арт, в том числе вкраплялись невесть когда успевшие отсняться японцами виды Москвы. На боковых кулисах – аппликации на черной материи, и на их фоне – пантомима танцоров. Их движения сродни пластике полотен Босха и Монка.
Однако не зря на пресс-конференции руководитель оркестра заявил, что театр театром, но главное сейчас в оркестре «Shibusashirazu» - все-таки музыка. Комфортный звук в «Точке» есть только по центру сцены, и в этом месте было удивительно хорошо слышно, как взаимодействуют между собой музыканты и дирижер.
Как Дайсуке Фува дает отмашку гитаристам, и Хироюки Оцука и Риоичи Саито, захлебываясь от радости, играют дуэтную перекличку в духе приснопамятного «Deep Purple». Как многочисленные альт-саксофонисты сливаются в четком груве. Как встает тубист Дайсуке Такаока, и на радость зрителям вставляет в свою зажигательную импровизацию тему из «Катюши».
Музыканты получают огромную радость от музицирования. Это так заметно, что они не считают нужным это скрывать. И радость, вся до капли, передается слушателям. И это, наверно, главный секрет успеха «Shibusashirazu». Ведь, напомним, оркестр изъездил уже по джазовым и рок-фестивалям весь мир.
В какой-то момент в зал выплыл серебристый дирижабль в форме крокодила, ведомый за две лески танцорами. Чуть позже в публику музыканты и аниматоры стали бросать флаеры-сторублевки. Чуть позже музыканты, не прерывая игры, стали производить вместе одно театрализованное движение, чем и вызвали в памяти недавний юбилей маэстро Спивакова. И, не переставая играть, по очереди ушли со сцены.
И больше не вернулись.
Напомним, что у оркестра «Shibusashirazu» турне по Европе только начинается. А в России оркестр увидят еще в Питере (21 апреля), Архангельске (23 апреля), Ярославле (25 апреля), и в Самаре (27 апреля).
А фестиваль Сергея Курехина (ФСК-2005) продолжается в центре «Дом».
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Комменты