Золотая маска

17/04/2019 - 02:37   Classic   Новости
Церемония вручения премии «Золотая маска» состоялась 16 апреля 2019 года в Большом театре. Спектакли Большого выиграли и большинство призов в номинациях музыкального театра.
В частности, Кирилл Серебренников смог лично получить награду за балет года «Нуреев». Постановка была также отмечена за лучшую мужскую роль Вячеслава Лопатина и работу хореографа Юрия Посохина, сообщает Intermedia. Солистка Большого Екатерина Крысанова получила награду за лучшую роль Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», а также был отмечен дирижер спектакля Павел Клиничев.

Кирилл Серебренников
Кирилл Серебренников

Вторую «Золотую маску» Кириллу Серебренникову вручили за лучшую режиссуру драматического спектакля «Маленькие трагедии» «Гоголь-центра».

"Я хотел бы, пользуясь случаем, сказать, чтобы вы все, от кого зависит судьба театра в России, постарались беречь свободу художника, свободу человека, всеми силами сохранять эту свободу", - сказал Серебренников.

Две награды получил спектакль «Утопия» Театра Наций: был отмечен драматург Михаил Дурненков и художник Ксения Перетрухина. Лучшей драматической актрисой была названа Дарья Мороз за роль Тузенбаха в «Трех сестрах» МХТ им. А.П.Чехова, приз за лучшую мужскую роль получил Камиль Тукаев (Креон, «Антигона», Камерный театр, Воронеж). Лучшим спектаклем малой формы стали «Пианисты» (театр «Глобус», Новосибирск), большой формы - «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (Александринский театр, Санкт-Петербург).

Полный список победителей премии «Золотая маска 2019»

Оперетта–мюзикл/женская роль

Юлия Дякина, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

Оперетта–мюзикл/мужская роль

Игорь Ладейщиков, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург

Оперетта–мюзикл/лучшая роль второго плана

Агата Вавилова, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

Оперетта–мюзикл/работа режиссера

Филипп Разенков, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск

Оперетта–мюзикл/работа дирижера

Валерий Шелепов, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск

Оперетта–мюзикл/спектакль

«Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск

Балет–современный танец/женская роль

Екатерина Крысанова, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва

Балет–современный танец/мужская роль

Вячеслав Лопатин, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва

Балет/работа дирижера

Павел Клиничев, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва

Балет–современный танец/работа балетмейстера–хореографа

Юрий Посохов, «Нуреев», Большой театр, Москва

Современный танец/спектакль

«Минус 16», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Балет/спектакль

«Нуреев», Большой театр, Москва

Опера/женская роль

Наталья Мурадымова, Костельничка Бурыйя, «Енуфа», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Опера/мужская роль

Винс И, Удовольствие, «Триумф Времени и Бесчувствия», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Опера/работа режиссера

Кэти Митчелл, «Альцина», Большой театр, Москва

Опера/работа дирижера

Филипп Чижевский, «Триумф Времени и Бесчувствия», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

Опера/спектакль

«Жанна на костре», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Работа композитора в музыкальном театре

Владимир Раннев, «Проза», Электротеатр Станиславский, Москва

Специальная премия жюри музыкального театра

Лучшая работа композитора в музыкальном театре - Владимир Раннев, опера «Проза» в Электротеатре Станиславский
Лучшая работа композитора в музыкальном театре - Владимир Раннев, опера «Проза» в Электротеатре Станиславский

Творческому коллективу создателей балета «Пахита» (Альона Пикалова, Елена Зайцева, Федор Леднев, Юрий Красавин, Вячеслав Самодуров, Павел Гершензон, Сергей Вихарев), Урал Опера Балет, Екатеринбург

Спектаклю «Сны Иакова, или Страшно место» , Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и Фонд развития исполнительского искусства Республики Татарстан «Сфорцандо», Казань

Работа художника по свету в музыкальном театре

Сергей Васильев, «Проза», Электротеатр Станиславский, Москва

Работа художника по костюмам в музыкальном театре

Мария Трегубова, «Беги, Алиса, беги», Театр на Таганке, Москва

Работа художника в музыкальном театре

Ромео Кастеллуччи, «Жанна на костре», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

Драма/работа художника по свету

Дмитрий Зименко (Митрич), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск

Драма/работа художника по костюмам

Александр Шишкин, «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»/ «Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце», Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, Санкт-Петербург

Драма/работа художника

Ксения Перетрухина, «Утопия», Театр Наций, Москва

Конкурс «Эксперимент»

«Волшебная страна», Театр «18+», Ростов-на-Дону

Куклы/работа актера

Алиса Олейник, Герда, «Комната Герды», Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург

Куклы/работа художника

Кира Камалидинова, «Деревня канатоходцев», Театральная компания «Открытое пространство», Санкт-Петербург

Куклы/работа режиссера

Яна Тумина, «Комната Герды», Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург

Куклы/спектакль

«Птифуры», Театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург

Специальная премия жюри драматического театра и театра кукол

Башкирскому театру драмы им. М.Гафури, Уфа – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза»

Создателям спектакля «Родина» – «За эксперимент, ставший открытием»

Драма/женская роль

Дарья Мороз, Тузенбах, «Три сестры», Московский Художественный театр им. А.П.Чехова

Драма/мужская роль

Камиль Тукаев, Креон, «Антигона», Камерный театр, Воронеж

Драма/женская роль второго плана

Валерия Прокоп, «Время секонд хэнд», Театр драмы, Омск

Драма/мужская роль второго плана

Антон Пахомов, Петр Кузьмич Рязаев, «Старый дом», Центр драматургии и режиссуры, Москва

Драма/работа драматурга

Михаил Дурненков, «Утопия», Театр Наций, Москва

Драма/работа режиссера

Кирилл Серебренников, «Маленькие трагедии», «Гоголь-центр», Москва

Драма/ спектакль малой формы

«Пианисты», Театр «Глобус», Новосибирск

Драма/ спектакль большой формы

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», Александринский театр, Санкт-Петербург

Быстрый поиск:
11/12/2018 - 10:59   Classic   Новости
Секретариат СТД РФ, который состоялся в понедельник, определил список лауреатов почетной премии "Золотая маска" "За выдающийся вклад в театральное искусство".

Всего лауреатов почетной премии 15 человек. Это выдающиеся деятели отечественного и зарубежного театрального искусства, артисты, драматурги, режиссеры, театральные критики.

Золотая маска

Лауреатами стали: народные артисты СССР Элина Быстрицкая, Инна Чурикова, Владимир Васильев, Василий Лановой, народные артисты России Александр Збруев, Станислав Любшин. Это лауреаты премии, представляющие московские театры.

Также лауреатом почетной премии стали известный драматург Александр Гельман, режиссер Леонид Хейфиц, известный театральный критик Вадим Гаевский. Санкт-петербургские лауреаты - Вера Карпова и Габриэлла Комлева. От Краснодара - артист Юрий Дрожняк. Представители из Кемерова - Шокин Евгений, из Калмыкии - Уланов Иван, также артисты.

Что касается зарубежных представителей, то в этом году лауреатами премии "Золотая маска" стал известный британский режиссер Деклан Доннеллан.

Вручение почетной премии "Золотая маска" состоится в Большом театре 27 марта в Международный день театра.

Быстрый поиск:
31/10/2018 - 15:13   Classic   Новости
Организаторы российской национальной театральной премии "Золотая маска", вручение которой состоится 16 апреля 2019 года на исторической сцене Большого театра, объявили номинантов за сезон 2017-2018.

В 2019 году премия и фестиваль "Золотая маска" отмечает 25-летие. Откроется фестиваль в январе гастролями Большого драматического театра имени Товстоногова, отмечающего свое 100-летие. В Москве будут показаны спектакли: "Гроза", "Алиса", "Губернатор", "Пьяные" и "Слава". Основная конкурсная программа "Золотой маски" пройдет в феврале-марте-апреле.

Золотая маска
Золотая маска

"Конкурс "Золотая маска" доказал свою необычайную жизнеспособность и востребованность. Существуют разные премии, все они важны, но быть лауреатом "Золотой маски" чрезвычайно почетно, и многие мечтают об этом", — сказал председатель СТД РФ Александр Калягин на пресс-конференции.

Говоря о выходе Минкультуры из учредителей "Золотой маски", Калягин заявил, что считает это решение правильным. "Золотая маска" — это профессиональная премия, и здесь все решать должны критики, актеры, режиссеры, а министерство культуры, которое остается партнером "Золотой маски", будет выделять деньги. И это правильно", — пояснил он.

Номинанты премии за сезон 2017-18 определены экспертными советами, которые, формируя список, посмотрели 791 драматический и кукольный спектакль и 302 музыкальных в более чем 100 городах России. Всего в конкурсе участвует более 70 театров из 24 городов, 84 спектакля, 300 частных номинаций, при этом почти 70% спектаклей представлены театрами из регионов.

В число номинантов отобрано 29 спектаклей большой и малой формы театров из Москвы и Санкт-Петербурга, а также Омска, Уфы, Казани, Ижевска, Якутска, Тюмени, Красноярска, Новосибирска, Пскова, Воронежа, Ярославля, Ростова-на-Дону, Кудымкара. В число номинантов отобрано десять кукольных спектаклей из Мурманска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Москвы, Улан-Удэ, Петрозаводска, Хабаровска.

Организаторы выбрали восемь оперных и десять балетных спектаклей, созданных в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Воронежа, Екатеринбурга, Самары, Челябинска. Также номинированы на премию девять спектаклей современного танца. В числе спектаклей-номинантов "Нуреев" (ГАБТ), "Енуфа" (Музыкальный театр), "Маленькие трагедии" (Гоголь-центр), "Три сестры (СТИ), "Старый дом" (Центр драматургии и режиссуры). Кроме того, номинированы семь спектаклей в жанре оперетта и мюзикл.

На премию номинированы такие режиссеры, как Юрий Бутусов, Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебренников, Александр Титель.

Лауреаты номинаций "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" и "За поддержку театрального искусства России" будут определены на секретариате Союза театральных деятелей РФ 10 декабря. Также в этот день будут утверждены и объявлены составы жюри премии "Золотая Маска". Торжественное вручение премий "За выдающийся вклад в театральное искусство" и чествование почетных лауреатов состоится 27 марта в Большом театре.

РИА Новости

Быстрый поиск:
08/10/2018 - 14:19   Classic   Новости
Министерство культуры России больше не будет числиться организатором главной театральной премии страны, о выходе из числа организаторов говорится в письме за подписью заместителя главы ведомства Павла Степанова, направленном председателю Союза театральных деятелей (СТД) Александру Калягину.

​«В связи с тем, что ведомство не считает целесообразным в дальнейшем выступать в качестве организатора премии <...>, информируем о сложении соответствующих полномочий», — говорится в документе.

​В пресс-службе Минкультуры РБК пояснили, что нецелесообразность дальнейшего пребывания ведомства среди организаторов «Золотой маски» (согласно положению о премии соорганизаторами выступают Минкультуры и СТД) объясняется необходимостью максимальной независимости главной театральной премии страны. В то же время в ведомстве подчеркнули, что и до сих пор его функции были чисто номинальными.

«В связи с формальной ролью Минкультуры России как одного из организаторов премии ведомством было принято решение о выходе из состава ее организаторов. Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, так как фактически не влияем на принятие каких-либо решений. Наличие или отсутствие Министерства культуры в качестве организаторов не влияет на функционирование премии, в том числе на вопросы ее финансирования», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Игорь Костолевский и Мария Ревякина подтвердили РБК получение письма от Минкультуры.

«Мы, действительно, получили это письмо. Мы обращались к Павлу Степанову, он объяснил, что государственная организация не хочет влезать в общественную организацию по поводу экспертных советов. Нам сказали, что помощь, финансирование — это все остается», — сообщил Костолевский.

Золотая маска
ALT

«Приходило письмо. После получения письма мы разговаривали с заместителем министра Павлом Владимировичем Степановым, который сказал, что в соответствии с положением превалирующая роль принадлежит учредителю. И он считает, что государственному органу нет смысла вмешиваться в формирование экспертных советов, это должна делать общественная профессиональная организация. Как работали, так и работаем», — отметила Ревякина.

Александр Калягин не ответил на звонки РБК.

Выход Минкультуры из числа организаторов «Золотой маски» произошел вскоре после того, как из-за несогласия с СТД и его главой Александром Калягиным о своей отставке заявил глава департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Андрей Малышев. «Я не готов работать с людьми, которые занимаются наперсточничеством», — заявил он РБК.

Малышев также пояснил, что Минкультуры неоднократно инициировало реформы театральной среды, но ни одна из них не была поддержана СТД. Речь, по его словам, в первую очередь о необходимости ротации «возрастного руководства театров», а также об отказе от практики совмещения функций худрука и директора, что сейчас широко практикуется в российских театрах.

Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена в 1993 году и присуждается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол.

Быстрый поиск:
25/04/2018 - 05:53   Classic   Новости
Фестиваль «Золотая маска» показал в этом году целый ряд современных опер, поставленных столичными и российскими театрами. Опер значительных и разнообразных по стилю и по времени создания.

Среди них оказалось и иностранка. Это опера английского классика Б. Бриттена «Билли Бадд», представленная Большим театром как копродукция с Английской Национальной оперой. Екатеринбургский театр оперы и балета привез в столицу «Пассажирку» М. Вайнберга, а экспертный совет «Маски» включил в афишу спектакль «Геликон-оперы» «Чаадский» А. Маноцкова. Эти постановки я знала. Заинтересовали же меня новые работы Пермского театра «Саntos» А. Сюмака и «Родина электричества» Глеба Седельникова из Воронежа.

Опера «Cantos» («Песни») посвящена жизни и творчеству американского поэта Эзры Паунда, чья трагическая судьба связана с политической и социальной обстановкой ХХ века. Всю свою жизнь он создавал фантастический эпос на основе своеобразного языка, со своим образным строем. Человеком он был сложным, противоречивым, совершившим огромное количество ошибок. Эзра Паунд родился 30 октября 1885 года в американском штате Айдахо. Начальное образование получил в штате Пенсильвания. Увлечение поэзией у мальчика обнаружилось рано. В 11 лет на страницах местной газеты было опубликовано его первое стихотворение. Учился в Пенсильванском университете, заинтересовался различными индоевропейскими языками, много путешествовал по Европе. С 1908 жил в Лондоне, где помимо литературной деятельности преподавал романские языки, писал литературоведческие статьи и эссе, делал переводы итальянских, китайских, японских поэтов. В годы Первой мировой войны начал писать свои знаменитые эпические Cantos («Песни»). В начале 20-х годов перебрался в Париж. С 1924 по 1948 поэт проживал в Италии. В годы Второй мировой войны встал на сторону фашистского режима Муссолини, вел пропагандистские передачи антисемитского содержания на Римском радио, за что в 1943 г. был лишен американского гражданства, а после окончания войны был осужден и заключен в тюрьму в Пизе. К этому периоду относятся написанные им «Пизанские песни». Вскоре у Паунда случился приступ, который привел к временной потере памяти. После заключения врачей он был переведен в психиатрический госпиталь в Вашингтоне. В 1949 г. поэту за «Пизанские песни» присудили Болингеновскую премию Библиотеки Конгресса, что вызвало настоящий раскол в американской литературной элите. В итоге премию Эзре оставили, но право присуждать ее в дальнейшем передали Йельскому университету. В 1958-м по настоянию писательского сообщества Паунда выпустили из госпиталя. Он вернулся в Италию, где в добровольном молчании, отрекшись от своего творчества, провел последние годы своей жизни. Эзра Паунд умер в Венеции 1 ноября 1972 года и был похоронен на кладбище в Сан-Микеле.

Автор оперы «Cantos» Андрей Сюмак узнал о Паунде четыре года назад, когда работал над оперой о Маяковском. Судьба поэта произвела на него неизгладимое впечатление. Когда музыкальный руководитель Пермской оперы Теодор Курентзис попросил его написать скрипичный концерт, прибавив, что это должно быть нечто удивительное и ни на что не похожее, у композитора возникла идея сочинить концерт для скрипки, но не с оркестром, а с хором, и в нем рассказать об Эзре Паунде. Тем более, что в Пермском театре оперы и балета есть уникальный хоровой коллектив MusicAeterna,который владеет всеми стилями от барочной музыки до авангарда. Так с согласия Теодора Курентзиса и при его активном участии появилась опера, скорее, мистерия «Cantos» для скрипки соло, камерного хора и ударных на основе биографии и произведений Эзры Паунда.

Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Теодор Курентзис, режиссер и художник по свету Семен Александровский, художник-постановщик Ксения Перетрухина, художник по костюмам Леша Лобанов, хормейстер-постановщик Виталий Полонский. В опере Паунда символизирует Скрипка (соло исполняют скрипачки Ксения Гамарис и Мария Стратонович), а хор MusicAeterna – это мысли и строфы его стихов, метафора его поэзии, в которой он всегда жил, несмотря на годы молчания.

Постановщики спектакля скорее всего отталкивались не столько от жизни самого Паунда, сколько от духа того времени, времени двух войн, которые перевернули мировую историю. Они создали спектакль -- путешествие во времени, в которое вовлекли и зрителей. Путешествие для них началось на площади перед театром, где их встретила инсталляция с огнем. Пройдя через нее, а затем темным проходом в театре, зрители оказываются в фойе, где рассаживаются по местам и погружаются в прошлое. Сначала это был райский сад, который скоро похоронят. Звучит Скрипка – голос Паунда. Поет хор, а иногда музыкально проговаривает его стихи и мысли на самых разных языках. Ударные возвещают об очередных трагедиях. Продолжается погружение в мир теней, в элизиум, где обитают жертвы ХХ века. Затем зрители в молчании и темноте покидают театр.

Да, это действительно было ни на что не похожее зрелище, которое оставило противоречивое впечатление. Зрители на спектакле были разные. Пришли и те, кто впервые услышал о Паунде, и вряд ли для многих состоялось погружение в его творчество в те далекие времена, в которые он жил, творил, совершал свои ошибки. Тем более, что стихи звучали на разных языках. Но, безусловно, ощущение, что в твоей жизни появилось что-то новое и ранее неведомое, произошло.

Спектакль Воронежского театра оперы и балета «Родина электричества» совсем другой, хотя тоже о прошлом, только нашей страны. Автор оперы Глеб Седельников (1944-2012) - композитор уникальной судьбы. Несмотря на полную слепоту с 9 лет, он окончил музыкальное училище при Московской консерватории, а затем и Московскую консерваторию как музыковед и композитор. Наиболее успешными стали его камерные оперы. «Бедные люди» по роману Достоевского были поставлены Б. Покровским в 1980 году в Московском камерном музыкальном театре, и шли в течение 12 лет. Опера была в репертуаре российских театров, а также и за рубежом: в Чехии, Германии, Болгарии. За ней последовали «Лампочка Ильича» (1981) по произведениям Андрея Платонова, в дальнейшем опера получила название «Родина электричества», и «Медведь» по пьесе А. Чехова (1984). Последняя пользовалась у нас большим спросом и была поставлена в пятнадцати городах. Композитору принадлежат романсы на стихи Пушкина, Блока, Маяковского, а также музыка к кинофильмам и спектаклям.

«Родина электричества» оказалась оперой с несчастливой сценической судьбой. Ее фрагменты прозвучали в 1987 году на фестивале современной музыки «Московская осень». Мировая ее премьера состоялась совсем недавно: 2 июня 2017 г. в Воронеже, городе, где родился и долгое время жил писатель Андрей Платонов. В ней рассказывается о строительстве электростанции в деревне Рогачёвка. 1924 год. Сход. Бывший красноармеец Фрол просит крестьян отдать артели в аренду помещичий сад и обещает построить электрическую станцию, при ней оборудовать мельницу, чтобы не зависеть от кулаков. 1925 год. Торжественное открытие электростанции. Загорается свет. Все поражены: «Впервые от сотворения мира освещена наша темная Рогачёвка!». Прошел год. Набат. Электростанция сгорела, подожженная кулаками. Старуха утешает Фрола: «Это станция сгорела, сынок! А добро – оно осталось все тут. Не горючее оно! Вечное!». Девушка-сирота Евдокия призывает всех жителей снова собрать деньги и построить электростанцию.

Спектакль поставил режиссер, худрук Платоновского фестиваля и Воронежского камерного театра Михаил Бычков, оформил Николай Симонов, одела артистов художник по костюмам Юлия Ветрова, музыкальный руководитель и дирижер - главный дирижер Воронежского оперного Юрий Анисичкин. Спектакль не длительный, в одном действии, в четырех картинах, но емкий и действенный, живой, сразу увлекший зрительный зал. Музыка Седельникова сложная, но композитор очень бережно отнесся к уникальным текстам Андрея Платонова. Вот один из них: «Но не горюет сердце роковое, моя слеза горит в мозгу и думает про дело мировое», - так пронзительно и точно мог написать только Андрей Платонов. В духе «Окон РОСТа» оформил постановку Николай Симонов. В декорациях преобладает красный цвет – ведь постановку воронежцы посвятили 100-летию Октябрьской революции. Массовые сцены мастерски выстроены Михаилом Бычковым и озвучены хормейстерами Ольгой Щербань и Эмилем Гаджиевым. Оркестр п\у Юрия Анисичкина успешно справился с сложной партитурой Глеба Седельникова, а солисты, обладатели ярких и выразительных голосов, со своими партиями. Это прежде всего Анастасия Черноволос – девушка-сирота Евдокия, Кирилл Фролов---Фрол, Максим Шабанов – Семен, его брат, Полина Карташова – Старуха, Антон Оршанский – Фома, «курьезный мужик».

Все современные оперы на фестивале «Золотая маска» получили награды, кроме Воронежского театра оперы и балета, что очень жаль. Жюри музыкального театра, возглавляемое дирижером Павлом Бубельниковым, явно не дооценило более чем достойную работу театра.

Лучшим спектаклем в опере был назван «Билли Бадд» Б. Бриттена — копродукция Большого театра и Английской Национальной оперы. В этом же спектакле «Золотая маска» досталась Полу Стейнбергу как лучшему художнику в музыкальном театре. У Большого театра еще две награды: Специальная премия жюри музыкального театра за уникальный дуэт Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова в опере Д. Пуччини «Манон Леско» и «Золотая маска» Анастасии Сташкевич за роль Новенькой в балете «Клетка» на муз. И. Стравинского.

Алексей Сюмак стал обладателем «Золотой маски» за оперу «Cantos», а ее постановочная группа в составе дирижера Теодора Курентзиса, режиссера Семена Александровского, художника Ксении Перетрухиной, хормейстера Виталия Полонского и др. получила специальную премию жюри музыкального театра. Кстати, жюри присудило Теодору Курентзису и руководителю балетной труппы Пермского театра Алексею Мирошниченко «Золотые маски» за балет «Золушка» Сергея Прокофьева: Курентзису как лучшему дирижеру в балете, а Мирошниченко -- лучшему балетмейстеру. Кроме того, за костюмы к спектаклю «Золотую маску» вручили художнику Татьяне Ногиновой.

Лучшим режиссером в опере стал Кирилл Серебренников за постановку оперы «Чаадский» в «Геликоне». Екатеринбургский театр оперы и балета увез две награды за оперу М. Вайнберга «Пассажирка» в лице солистки Надежды Бабинцевой за роль Лизы и дирижера Оливер фон Дохнаньи. Добавлю еще лауреатов в классической опере: это солист театра «Новая опера» Евгений Ставинский за роль Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Александр Наумов как лучший художник по свету в спектакле Мариинского театра «Саломея» Р. Штрауса.

Елизавета ДЮКИНА

02/03/2018 - 11:38   Classic   Новости
«Яндекс» покажет спектакли из программы театрального фестиваля «Золотая маска» онлайн.

«Яндекс» покажет 11 марта спектакль «Губернатор» Андрея Могучего в исполнении труппы санкт-петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова, 15 марта - «Короля Лира» театра-студии «Грань» (Новокуйбышевск) в постановке Дениса Бокурадзе, 14 апреля зрители увидят оперу «Чаадский» московского театра «Геликон-опера» в постановке Кирилла Серебренникова.

«На «Яндексе» уже давно можно смотреть передачи российских телеканалов, но мы не ограничиваемся ими и стремимся показать пользователям как можно больше интересного: Олимпиаду в Пхенчхане, церемонию вручения "Оскаров" и вот теперь «Золотую маску». Фестивальные показы проходят в Москве, а билеты на них обычно разлетаются за считанные дни. Теперь же благодаря трансляции любой желающий может увидеть лучшие российские спектакли, не выходя из дома», - говорит руководитель главной страницы «Яндекса» Денис Имполитов.»
Быстрый поиск:
20/04/2017 - 06:30   Classic   Новости
В Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония вручения национальной театральной премии «Золотая Маска».

Церемония, поставленная режиссёром Ниной Чусовой, хореографом Александром Андрияшкиным и художником Ксенией Перетрухиной, отличалась лаконичностью, пишет «Коммерсантъ»: речи вручающих и награжденных были предельно краткими, а декоративное оформление сдержанным — в строгой черно-белой гамме были выдержаны и заставки на гигантском круглом экране над сценой, и костюмы артистов. Вели церемонию актеры Анна Чиповская и Сергей Епишев. Между тематическими блоками номинаций артисты миманса Большого театра и театра пластического балета «Новый балет» исполняли короткие хореографические интерлюдии.

В итоговый список номинантов в этом сезоне вошли 28 драматических спектаклей «большой» и «малой» формы, 13 опер, пять балетов и девять спектаклей современного танца, четыре спектакля в жанре «оперетта/мюзикл», а также восемь кукольных спектаклей.

Лауреатом премии в номинации «Лучший спектакль в оперетте-мюзикле» стал «Биндюжник и король» (Театр юного зрителя, Красноярск). Лучшую женскую роль в оперетте-мюзикле сыграла Мария Биорк — она награждена за роль Сони в спектакле «Преступление и наказание» (Театр мюзикла). Премию за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург). Лучшую роль второго плана в оперетте-мюзикле сыграл Владимир Гальченко из Театра драмы в Самаре. Лучшим режиссером в этой категории стал Роман Феодори («Биндюжник и король»), а дирижером — Андрей Алексеев («Белый. Петербург»).

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев — он удостоился премии за работу «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце (Большой театр).

Награду как лучший дирижер в опере получил Теодор Курентзис за спектакль «Травиата» в Театре оперы и балета имени Чайковского в Перми. Лучшим режиссером стал Ричард Джонс (опера «Роделинда», Большой театр»). Награда в номинации «Лучший спектакль в опере» также досталась «Роделинде». Премию за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова (Виолетта в «Травиате» Пермской оперы), а за лучшую мужскую роль — Липарит Аветисян за (Шевалье де Грие в «Манон» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве). В номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» награду завоевал Эдуард Артемьев — за «Преступление и наказание» московского Театра мюзикла.

Постановщик пермской «Травиаты» Роберт Уилсон получил награду как лучший художник по свету в музыкальном театре, а аналогичную награду в драмтеатре вручили Александру Мустонену («Плешивый Амур» Московского МТЮЗа).

29/03/2017 - 06:36   Classic   Концерты
За длительную творческую жизнь Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и фестиваля Самарский театр оперы и балета всего дважды приезжал в Москву.

В прошлом году состоялся дебют театра на «Золотой маске», к сожалению, он оказался не очень удачным. Коллектив привез традиционную «Пиковую даму» Чайковского и показался театром очень провинциальным и как ни странно, не музыкальным. Оркестр грохотал, певцов было очень плохо слышно, особенно когда по мизансценам режиссера Михаила Панджавидзе, они действовали на дальней от зрительного зала половине сцены. А ведь вел спектакль хороший дирижер Александр Анисимов. Но не будем о грустном, тем более что на нынешней «Золотой маске» картина была совсем другой.

Театр представил не самую простую оперу — «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича по повести Николая Лескова (либретто А. Прейса и самого композитора) в первой ее авторской версии. Оперу, много настрадавшуюся, как и ее автор, от постоянных запретов и долгого молчания.

Первую версию Шостакович закончил в 1932 году. В 1934 г. состоялась ее мировая премьера на сцене Малого ленинградского оперного театра под управлением Самуила Самосуда. Спустя два дня ее под названием «Катерина Измайлова» услышали и москвичи в исполнении Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (дирижер Г. Столяров). В декабре 1935 г. последовала премьера оперы в Большом театре (дирижер А. Мелик-Пашаев), где она была признана неоспоримым шедевром Шостаковича. «Леди Макбет» «на ура» принял Запад. В последующие четыре года ее поставили в Кливленде, Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Лондоне (концертное исполнение), Копенгагене, Цюрихе и др. На родине же так блестяще начинавшаяся судьба оперы очень скоро оказалась иной. 26 января 1936 г. в рамках Фестиваля советской музыки «Леди Макбет» посетили руководители партии и правительства во главе с И. Сталиным, а уже 28 января опера подверглась жестокой критике — в газете «Правда» была опубликована директивная статья «Сумбур вместо музыки», а за ней и изъятие оперы из репертуара советских театров на долгие годы. После смерти Сталина были сделаны новые редакции, но только в декабре 1962 состоялась премьера оперы под названием «Катерина Измайлова» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В Самарском театре «Леди Макбет Мценского уезда» поставил московский режиссер худрук Детского музыкального театра им. Н. Сац Георгий Исаакян, оформил петербургский художник Вячеслав Окунев, музыкальный руководитель постановки Александр Анисимов, хормейстер Ольга Сафронова, художник по свету Ирина Вторникова.

«Леди Макбет Мценского уезда»
«Леди Макбет Мценского уезда»

«Трагической сатирой» назвал оперу сам автор. Именно эту направленность выбрали режиссер и дирижер для рассказа о купчихе Катерине Измайловой, ее поисках любви и счастья. Волею судеб Катерина становится отравительницей свекра, убийцей мужа и оказывается на каторге со своим любовником работником дома купцов Измайловых Сергеем. Потеряв любовь Сергея, которая и была смыслом ее существования, она расстается с жизнью.

Режиссер четко следует музыкальной драматургии оперы Шостаковича, психологически точно разрабатывает характеры главных и второстепенных персонажей и их взаимоотношения, мастерски строит массовые сцены, вплетая в них судьбы главных героев оперы.

В этом спектакле по-настоящему раскрылось дарование дирижера Александра Анисимова, музыканта масштабного, эмоционально раскрывающего многослойную партитуру Шостаковича. Под его управлением оркестр звучит мощно, стройно, уделяя большое внимание музыкальным характеристикам персонажей. Постановщики вывели на сцену духовой оркестр. Именно он исполняет очень важные симфонические антракты. Они дополняют и развивают характеристики и сценическое действие, пронизывая оперу симфоническим дыханием. В их трактовке тесно переплетаются сатирические и трагические сцены. Вершиной сатиры стала сцена в полицейском участке.

В спектакле много отличных актерских работ. В первую очередь это относится к образу купца Бориса Тимофеевича Измайлова в исполнении солиста столичной «Геликон-оперы» Дмитрия Скорикова. Замечательный певец и актер создал впечатляющий масштабный образ жестокости. Его Измайлов - жадный, злобный, никому не доверяющий человек, главное наслаждение для которого - оскорблять и мучить окружающих. В исповедь превращает певец ночную сцену Измайлова во дворе дома. Не спится бедному Борису Тимофеевичу от воспоминаний, как лазил ночами к чужим женам. Он и сейчас глаз на Катерину положил, да не знает, как осуществить свои мечтания. Оттого так унижает Катерину во время прощания с мужем, требуя от нее клятвы верности Зиновию Борисовичу. Чувствует старый развратник, что изменит мужу молодая жена, вот и бродит он ночью, не сводя глаз с окна комнаты Катерины. С какой же радостью и сладострастием хватает Измайлов Сергея, уходящего от Катерины, и порет его до потери сознания. Устав от «работы», с удовольствием ужинает грибками, отравленными Катериной. Довольный голос певца постепенно наполняется то тревогой, то злобой по мере действия отравы. Понимая, что умирает, умоляюще просит пришедших работников послать за священником, чтобы исповедаться, грехов слишком много накопилось.

«Леди Макбет Мценского уезда»

Появившемуся священнику Борис Тимофеевич пытается указать на отравительницу Катерину, но тот его не слушает, получив от нее деньги. Панихида же у него превращается в фарс с шутками и прибаутками. С удовольствием не раз произносит священник фразу: «Ох, уж эти мне грибки». Она звучит у него броско как песенный рефрен. Священник - еще одна замечательная работа теперь уже местного певца Рената Латыпова. Второй раз колоритная фигура священника возникает на свадьбе Катерины и Сергея. Здесь он становится тамадой, поднимая рюмки за здоровье молодоженов. Артист создал полнокровный яркий образ, решенный в сатирическом плане, разоблачая продажность священнослужителей.

В гротесковом плане рисует Анатолий Невдах Задрипанного мужичонка. Юркий ловкий пьянчужка в поисках вина буквально обнюхивает погреб Измайловых, но вместо спиртного наткнувшись на труп Зиновия Борисовича, в ужасе стремглав несется в полицейский участок, где захлебываясь словами, сообщает «новость».

По-разному трактует тенор Иван Максименко младшего Измайлова. Он робкий и несмелый по отношению к Катерине, но чувствуется, что с хозяйством управляется успешно. Когда же он возвращается с мельницы и решительно требует отчета у Катерины о том, что произошло в доме и даже замахивается на нее, увидев мужской поясок, с ним быстро расправляются ловкие жена и ее любовник.

К сожалению, не получились главные роли Катерины у самарской певицы Ирины Крикуновой и Сергея у Ильи Говзича, солиста Саратовского оперного театра. Говзич — фактурный певец, но скучный, неэмоциональный. И за что только его Катерина полюбила и жизнь свою погубила? Сразу вспоминается Сергей — Владислав Пьявко в спектакле Большого театра «Катерина Измайлова». К нему, веселому и разбитному, в красной рубахе, как на огонь мотыльки слетались женщины, особенно хозяйские жены. У Говзича же ни харизмы, ни привлекательности, да и голос его глухой и безразличный.

«Леди Макбет Мценского уезда»

Ирина Крикунова — певица лирическая. Ни по голосу, ни по актерскому темпераменту роль Катерины ей не подходит, поэтому и раскрылась певица только в финале. Здесь на каторге и заканчивает ее героиня свои дни. Сергей не просто бросил ее, а видеть не хочет, убийцей называет. Чулки себе для тепла выпросил, а выяснилось — для Сонетки-любовницы, которая еще и издевается над ней. Кстати, отлично сыграла ее роль Наталья Фризе. Вот тогда и пришло осознание Катериной всего содеянного ею. Трагически-безнадежно звучит в исполнении Ирины Крикуновой ария: «В лесу, в самой чаще есть озеро. Совсем круглое. Очень глубокое и вода в нем черная, как моя совесть, черная!..И там в черном озере, мне чудится, будто муж и свекор шлют мне проклятья, страшные свои проклятья!» Приходит и мгновенное решение — покончить со всем сразу. Она сталкивает Сонетку в озеро и сама бросается вслед за ней.

В этой финальной картине оркестр п\у А. Анисимова и хор каторжан (хормейстер О. Сафронова) поднимаются до высот народной трагедии. После гибели Катерины и Сонетки каторжане отправляются в дальнейший путь, затянув унылую песню: «Эх, вы степи необъятные, дни и ночи бесконечные, наши думы безотрадные, и жандармы бессердечные». Их песня потрясает не унылостью, а полной безысходностью. К ней добавляется безмерная тяжесть Песни Старого каторжника:

«Снова и снова шагать,
Мерно звеня кандалами,
Версты уныло считать,
Пыль поднимая ногами»».

И его риторический вопрос без ответа:

«Ах, отчего это жизнь наша такая темная, страшная?
Разве для такой жизни рожден человек?»

Впечатление огромное. Недаром зрительный зал устроил Самарскому театру овацию за спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича.

Елизавета ДЮКИНА

04/03/2017 - 01:00   Classic   Концерты
Екатеринбургский театр оперы и балета – один из лидеров среди российских музыкальных театров, который в последние годы регулярно становится участником российского национального театрального фестиваля «Золотая маска».

В этом году екатеринбуржцы показали в Москве два спектакля: балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в оригинальном прочтении худрука балетной труппы Вячеслава Самодурова и оперу «Кармен».

Шедевр Бизе сопутствует всему творческому пути Екатеринбургского театра. Его премьера состоялась в первый же сезон театра 1912 – 1913 г.г. «Кармен» сразу захватила публику и навсегда осталась ее любимицей. Более чем за сто лет в Екатеринбурге было осуществлено 12 ее постановок. Последняя прошла в 1993 г., в репертуаре продержалась 16 сезонов. Перерыв оказался значительным. Зрители соскучились по любимой опере, и по их многочисленным просьбам 7 октября 2015 года в афише снова появилась «Кармен».

Над спектаклем работали худрук оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель и главный художника театра Владимир Арефьев. В своем театре они поставили «Кармен» 16 лет назад, спектакль до сих пор активно посещается москвичами. Конечно, постановщикам не хотели повторяться. Они стремились сделать что-то новое, интересное, и им это удалось.

«Кармен»

Действие перенесено в конец 50-х годов прошлого века. Кончилась война, но жизнь не устоялась, в ней вольготно живется мафии и контрабандистам. Режиссер и художник создали жесткий спектакль про низшее сословие, где царит опасность, грубость и нелегкая жизнь. В оформлении нет испанских красот и экзотики, нет гор, покрытых пышными деревьями и цветущим кустарником или морского сияющего простора. Выжженная солнцем пустыня, военная техника. Здесь трудятся цыгане и средние слои военных, призванные бороться с мафией и контрабандой. Там, где много женщин, а это цыганки-работницы табачной фабрики, в жаре притаилась страсть, которая нет-нет да и вырывается наружу, и тогда в силу вступают ее законы. Жизнь наполняется смыслом, случайными и гибельными встречами и даже романтикой, что абсолютно соответствует яркой музыке Бизе, наполненной танцевальными и песенными мотивами и глубоким психологизмом.

«Кармен»

Александр Титель включил в свою режиссерскую концепцию несколько интересных фрагментов: на малолюдной сцене при неярком свете появляется несколько молодых парней с колясками, на которых прикреплены большие головы быков. Они катаются, тренируются, а главное — создают лирико-романтическую атмосферу влюбленности в корриду, это праздничное и одновременно кровавое зрелище, атмосферу мечты о подвиге и победе. Особенно хорош фрагмент, идущий на красивом лирическом вступлении к третьему акту у контрабандистов (режиссер по пластике Татьяна Баганова). На фоне музыкально-танцевального и пластического действа и выстраивает Александр Титель взаимоотношения Кармен и Хозе.

«Кармен»

Первая встреча героев была случайной, а оказалась роковой. Кармен сначала просто играла в любовь, чтобы не оказаться в тюрьме. Хосе же по-настоящему влюбился в цыганку. Каждая их последующая встреча заканчивалась ссорой и превращалась в поединок двух сильных личностей, абсолютно противоположных друг другу.

Режиссером были точно подобраны исполнители главных ролей: солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Дудникова — Кармен и армянский тенор Липарит Аветисян — Хозе. Дуэт их сложился на взаимопонимании. Певцы почувствовали друг друга и, приняв концепцию режиссера, создали многоплановые характеры героев, логично подведя их к трагической развязке. Кармен Дудниковой одарена талантом покорять мужчин, природной элегантностью. Она выделяется среди других цыганок сообразительностью и интеллектом, недаром контрабандист Данкайро не хочет идти «на дело» без Кармен, понимая, что без нее они не смогут его провернуть. Красивое меццо-сопрано Дудниковой, ровное на всем диапазоне, раскрывает массу чувств и состояний души Кармен: жизненную уверенность и силу, сначала легкую влюбленность в Хозе, а затем полное охлаждение и безразличие к нему и подлинную страсть к Эскамильо. В сцене гадания Кармен переполняют мрачные предчувствия. Слова «а мне все смерть» она повторяет как заклинание.

Хозе Аветисяна молод, в нем много мальчишеского, а вот влюбился он в Кармен раз и навсегда по-взрослому. Тенор певца красивейшего тембра, в нем много теплоты и нежности. Знаменитая ария Хозе с цветком превращается у артиста в трогательную и страстную любовную исповедь, которая поражает Кармен своей искренностью, и она на короткое время отвечает ему взаимностью. Но у Хозе есть и чувство воинского долга. В силу обстоятельств он не может вернуться в казармы после их трудного свидания в кабачке Лилась-Пастья и становится контрабандистом и дезертиром. Это тяготит его с каждым днем все больше. Чувствуя полное охлаждение Кармен и ее увлеченность Эскамильо, он превращается в безумного ревнивца.

Заключительную сцену Дудникова и Аветисян проводят на высочайшем вокальном и актерском накале. Становится окончательно ясно, что совместного будущего у Кармен и Хозе нет. Их поединок подходит к своему логическому завершению — Хозе закалывает Кармен, рвущуюся к Эскамильо, одержавшему победу над быком. Хозе не одержал победу. С уходом в мир иной Кармен его жизнь тоже обречена.

К большому сожалению, дирижер Михаэль Гюттлер оказался не в лучшей форме: необоснованные смены ритмов, частые расхождения оркестра с хором явно мешали четкому музыкальному течению спектакля, в основном в массовых сценах. Но несмотря на это, екатеринбургская «Кармен» в современном прочтении Александра Тителя и с талантливейшими исполнителями Ксенией Дудниковой и Липаритом Аветисяном оставила яркое и взволнованное впечатление.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Сергей Гутник / goldenmask.ru

17/04/2016 - 15:44   Classic   Новости
16 апреля прошла церемония вручения театральной премии "Золотая маска 2016" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Хотя в конкурсе участвовали 52 театра из 19 городов России, лидерами в итоге все-таки стали представители Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно задумке режиссера церемонии Евгения Писарева, сцену превратили в цирковую арену. Первыми на нее вышли ведущие вечера Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Они пригласили генерального директора "Золотой маски" Марию Ревякину, которая сказала, что "главное назначение фестиваля - собрать таланты со всей нашей огромной страны".

В свою очередь заместитель министра культуры РФ Александр Журавский пошутил, что, хотя важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк, но, в данном случае не менее важен и театр. "Желаю, чтобы сегодняшний вечер никого не поссорил", - добавил он.

Итоги премии «Золотая Маска 2016» (Сезон 2014-2015 гг.)

ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ, Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
О-Й. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Андрей МОГУЧИЙ, «Пьяные», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мария СМОЛЬНИКОВА, Людмила, «О-й. Поздняя любовь», Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Сергей ВОЛКОВ, Бертольт Брехт, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Николай МАРТОН, Неизвестный, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Семен ПАСТУХ, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМУ
Альберт НЕСТЕРОВ, «Черноликие», Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
Александр СИВАЕВ, «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
Актерский ансамбль спектакля «ПЬЯНЫЕ», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Спектакль «АЛИSА», Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
ХОВАНЩИНА, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Андрей ЛЕБЕДЕВ, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА
Александр ТИТЕЛЬ, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Хибла ГЕРЗМАВА, Медея, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Алексей ТАТАРИНЦЕВ, Ромео, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, Большой театр, Москва

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
КАФЕ ИДИОТ, Театр «Балет Москва», Москва

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Юрий КОЧНЕВ, «Стальной скок», Театр оперы и балета, Саратов

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
Даглас ЛИ, «Когда падал снег», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Любовь АНДРЕЕВА, Николь Уоррен, «Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Олег ГАБЫШЕВ, Дик Дайвер,«Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
ГОЛЛИВУДСКАЯ ДИВА, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Мариам БАРСКАЯ, «Призрак Оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Алексей ФРАНДЕТТИ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Оксана КОСТЕЦКАЯ, Крестная, «Все о Золушке», Театр мюзикла, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Дмитрий ЕРМАК, Призрак оперы, «Призрак оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Илья ДЕМУЦКИЙ, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Тимофей РЯБУШИНСКИЙ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Анастасия НЕФЕДОВА, «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Саймон ДОНЖЕР, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ (Фигаро) – «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
Спектакль «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЖАМБЛЕЙ», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Хор в спектакле «САТЬЯГРАХА», Театр оперы и балета, Екатеринбург

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ, Театр кукол, Пермь

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Татьяна НЕРСИСЯН, «Толстая тетрадь», Театр кукол, Пермь

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА
Михаил ШЕЛОМЕНЦЕВ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ».
ЗВУКОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ, Театр «Школа драматического искусства», Москва

ПРИЗ КРИТИКИ
CАТЬЯГРАХА, Театр оперы и балета, Екатеринбург

ПРЕМИИ «ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ В 2015 ГОДУ»
БОРИС ГОДУНОВ - Национальный театр драмы, Вильнюс, Литва
КОГДА ГОРА СМЕНИЛА СВОЙ НАРЯД - Фестиваль «Руртриеннале», Германия, и театр «Кармина Словеника», Словения

ПОЧЕТНАЯ ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ»
Губернатор Ульяновской области СЕРГЕЙ МОРОЗОВ

ПРЕМИИ СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РФ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
РИММА БЕЛЯКОВА
ЛЕВ ДОДИН
КЛАРА КИСЕНКОВА
БОРИС МЕССЕРЕР
ЮРИЙ СОЛОМИН
РИНАТ ТАЗЕТДИНОВ
БОРИС ЭЙФМАН
РОСТИСЛАВ ЯНКОВСКИЙ

Российская национальная театральная премия "Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается лучшим спектаклям сезона всех жанрах театрального искусства. Отбор спектаклей для участия в "Золотой маске" проводят специальные экспертные советы. Окончательный выбор делает жюри, в которое входят режиссеры, актеры, критики.

Страницы