Брайан Линч - яркий представитель современного интеллектуального нео-джаза. Начинал он в «Art Blakey and the Jazz Messengers» и «Horace Silver Quintet», в 2007 г. его совместный альбом с пионером афро-карибского джаза пианистом Эдди Палмьери «Simpatico» был удостоен премии Grammy. Он играет умный техничный джаз, чем ярко выделяется на мейнстримовом фоне.
В Зимнем театре Сочи концерт прошел в рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета, входящем в программу Культурной Олимпиады. Перед зрителями предстала феерия зажигательных импровизаций, то и дело переходящая в бисовые соло отдельных музыкантов бенда Линча. К сожалению, звуковая панорама в зале была в этот вечер далека от идеала, барабаны порядком перекрыли все остальные инструменты. Однако в некоторые моменты зрителям все-таки удалось насладиться экспрессивной манерой игры Брайана Линча и его буквально эстетского пианиста Эммета Коэна.
А на следующий день в Органном зале Сочи прошел мастер-класс Брайана Линча. По традиции фестиваля Башмета, на интерактивной связи с Сочи находились юные музыканты из разных городов страны, которым Линч дал немало полезных советов. Однако начал Линч со вступления, а фактически полноценной лекции о джазовой трубе.
- С удовольствием присутствую здесь, вчера мы отыграли потрясающий концерт. Нам приятно представлять свою страну на Культурной Олимпиаде в Сочи. Сегодня мы займемся несколькими вещами — по видеосвязи присутствуют молодые музыканты, которые хотят услышать советы по своей игре. Сначала я хочу сказать об игре на трубе и джазовой импровизации. Я попытаюсь, рассказать и показать, как играть на джазовой трубе. Всем известно, что труба — духовой инструмент, и особый звук создает вибрация губ. Метафоры тут удобнее для описания сути: труба это автомобиль, воздух — топливо, губы — коробка передач. Дыхание нельзя недооценивать, от него зависит, какие звуки вы извлекаете и насколько они красивы. Основа музыки на трубе — звукоизвлечение, и оно же самое сложное, то, чему нам так долго приходится учиться. Трубача можно сравнить со спортсменом — каждый божий день трубач, как и спортсмен, должен трудиться, работать над собой. И наш девиз: каждый день начинать будто заново. Я покажу вам традиционную разминку трубача.
Брайан Линч взял трубу и принялся играть гаммы.
- Основа разминки — гармонические серии. Соотношение нот, которое мы можем сыграть в одной позиции. На трубе три клапана и семь позиций. Воздух проходит вдоль трубы, попадает на клапана, при открытии клапанов звук понижается. Каждая позиция понижает гармоническую серию на тон. Когда я начинаю объяснять, я сразу думаю — Боже, какой же идиот придумал эту трубу!
Немного Линч рассказал, как он сам начинал.
- На меня оказали влияние мои учители, их было много. Каждый день я делаю дыхательную гимнастику, чтобы иметь ощущение полной готовности к игре на инструменте. Представьте, как в стакан вы наливаете воду — так же вы наполняете легкие воздухом. Ваша задача — наполнить все тело воздухом, надуться как шарик. Один из вариантов упражнения — начинаете щелкать, отсчитывая от 1 до 5, и на 5 выдыхать, на 1 — начинать вдыхать. Воздух постоянно в движении, вдыхаете-выдыхаете, никаких остановок. Когда вы поймете, сколько времени у вас уходит на то, чтобы наполнить все легкие воздухом, вы можете уменьшить количество щелчков до 4, потом до 3, потом до 2 и до 1. Задача упражнения — увеличить количество воздуха, заполняющего легкие, за минимальное время, потому что на концерте это нужно делать мгновенно.
Линч показал, как работать с губами и речевым аппаратом.
- Каждый день мы начинаем с извлечения первой ноты на своей трубе. Для меня это соль на трубе и фа на фортепиано. С помощью речевого аппарата я могу опустить ноту на тон, без изменения позиции клапанов. Это упражнение, которое я повторяю каждый день и во всех регистрах. Амбушюр — это сердце трубы. Все что можно сыграть на трубе, можно сыграть и на мундштуке амбушюром, труба — это просто усилитель звука.
Брайан играет амбушюром сначала гаммы, потом играет на мундштуке нечто джазовое. Потом повторяет то же самое на трубе.
- Для чего все эти упражнения? Это все для того, чтобы не сфальшивить. Слушатели могут не заметить фальшь на любом инструменте, но фальшь на трубе замечают сразу!
В зале сидит постоянный партнер Линча его пианист Эммет Коэн, с которым записано немало совместных записей и дано концертов.
- Я покажу с помощью Эммета, как сводить некоторые элементы джазовой импровизации. Например, простую гамму в до мажоре можно играть вверх-вниз, поднимать-опускать по тональностям и варьировать — так мы используем все 12 нот и возникает джазовая импровизация. В джазе прежде всего надо научиться блюзу, потому что это жанр, который красной нитью проходит через всю американскую и европейскую культуру.
Брайан совместно с Эмметом Коэном играет блюзовую пьесу.
- Может быть, я традиционалист, но я считаю, что надо сначала полностью изучить гармонию перед тем, чтобы полностью от нее отказаться.
После такого парадоксального заявления Брайан Линч принялся прослушивать молодых музыкантов. На связи с Сочи в этот раз были музыканты из трех городов. Начали с Новосибирска.
- Все отлично, все очень хорошо! Мне понравились оба соло, вы ухватили суть этого языка. Кого вы любите слушать?
- Любимого музыканта у меня нет, слушаю разных — Чак Бекера и других.
- А Брауна?
- Да, нравится этот трубач.
- Мне понравился ваш тон, понравилось ваше звучание, наполнение ваших линий. Я бы дал вам совет — больше слушайте других музыкантов, чтобы расширить ваш словарь. Чак Беккер нравится — слушайте Фредди Хаббера, Уильяма Шо... Вам нужно больше слушать, и искать стилистические связи. Послушайте Кена Дона, его мало кто знает, но это отличный трубач. Задача — найти стилевую общность, эта работа даст вам уверенность в своих силах. Я поздравляю вас с отличной игрой. Может быть, у вас есть вопрос ко мне?
- Да, я сейчас оперирую короткими фразами. Как соединить их в одной единое композиционное соло, чтобы оно было красиво выстроено?
- На самом деле, короткие фразы — это хорошо. В игре важно найти композиционное пространство. Когда играешь соло — будто сочиняешь на ходу. Вы пытались записать свое соло, нотировать и заново проиграть по нотам?
- Нет.
- Это полезно. Петс Новарро часто так делал — записывал, потом компоновал, чтобы найти наилучшее звучание. Вы можете так найти разные элементы, снимает аспект времени, снимает напряженность и дает вам свободу. Пусть это будет домашним заданием, потом запишите и пришлите мне на [email protected]. Каждый из вашего бенда - сделайте так, и пришлите мне! Я послушаю.
И вот Екатеринбург. Александр Демарев, 3 курс Уральского музыкального колледжа. Альфред Рихт по нотам.
- Было бы здорово услышать импровизацию, но скажу про звук. Мне понравился ваш звук. С тональностью только стоит определиться. Верхний регистр особенно опасен — на вашем инструменте играть его легче, но держать ноты сложнее. Обратите внимание на дыхание — чтобы ровно держать тон, особенно в верхнем регистре. Мне понравилась экспрессивность, но нужно больше внимательности в артикуляции. Постарайтесь пропеть какие-то фразы — подобно Элле Фитцджеральд или Патти Смит — и играйте так, только более расслабленнее.
Следующий город - Тольятти. Валерий Мартынов, местное музучилище. Играет Джея Четуэя.
- О, вы импровизировали немного в середине! Мне понравился ваш звук и тон, но не понравилось быстрое вибрато там, где вы его, кажется, не предусматривали. Вибрато хорошо там, где оно задумано ради художественной цели. И по дыханию — контролируйте дыхание, регулируйте его. Помогает запоминание на уровне физики — вдохнули, расслабились. Так же и во время исполнения. Когда мы дышим и нервничаем, это перехватывает дыхание и мешает нам. Звук должен идти из глубины тела. Не нужно заранее запоминать положение губ, это мешает. Используйте только расслабленное дыхание в среднем регистре, в идеале в любом регистре дыхание должно быть свободным. Для меня, например, есть нота соль — я ищу в ней свободное дыхание, и затем как от центральной точки ищу свободу сверху и снизу.
Мастер-класс завершился бурными аплодисментами во всех четырех городах в честь именитого джазмена, который преподает сейчас в университетах Нью-Йорка и Майами.
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева
Комменты