Феномен «Красных Звезд» чем-то сродни феномену «Гражданской Обороны», с которой Селиванова многое связывало. Тот же яростный максимализм, внимание к измененным состояниям сознания, ощущение неизбежного тотального катаклизма, грязный «гаражный» пост-панковский саунд.
Образованная в 1993 году Владимиром Селивановым и Евгением Беловым группа «Красные Звезды», после серии ярких андеграундных релизов вроде «Остопизденение», «Красное колесо», «Смершевы песенки», «Русский порядок», в 1998 году прекратила существование. Основатели стали изредка выступать под названием «Четыре». Но в 2009 году «Красные Звезды» снова возродились, выпустив мощные актуальные альбомы «Играй в того, кто играет в тебя, играя того, кто играет тебя» и дилогию «Мир Миллиарда Радуг».
Владимир Селиванов
- «Красные звезды» уже давно существуют и хорошо известны в Белоруссии. Но активности в России, кажется, почти не было – а теперь концерты один за одним. Что изменилось?
- До 2000 года мы намного больше были известны в России, чем в Беларуси. Но потом и вовсе перестали выступать везде. Почти десять лет, в силу разных причин мы выступали время от времени, но регулярной деятельности не было. Разве что только в студии. Альбомы мы продолжали записывать, превратившись в студийный коллектив, а точнее дуэт (Селиванов и Белов). В 2011 мы все же собрали полноценный (кстати, изначальный) состав и стали выступать регулярно, как и подобает рок-группе.
- Вот как. Из Москвы все видится иначе, чем из Минска. Даже на «Славянском Базаре» я слышал о «Звездах»... Вас всегда интересовала социальная тематика. Новый альбом в этом отношении снова плотно заселен образами «из жизни». Насколько актуально это сейчас? Вы видите всплеск интереса молодых людей к политике?
- Я чётко разделяю социальную тематику и политику. Прежде всего речь идет об основной человеческой ценности - общей, глобальной справедливости. Это и есть наша основная социальная тематика: Свобода. Ощущение свободы и, по сути, её эксплуатация. Свобода как призрак существует везде. А вот почувствовать её запах... Это даёт человеку уверенность. И да, это актуально. Что же касается политики... Человеку свойственно объединяться. В религиозные, политические, финансовые и другие клубы по интересам. Это нормально. Я не вижу никакой разницы между политическими партиями и не полагаю нужным кого-то из них поддерживать.
- Но было время, что поддерживали и участвовали. Вы переросли такие частности, или считаете нужным быть в тренде? Все эти московские «Марши миллионов» и белорусские «штурмы дворцов» - они ведь отчетливо внепартийные.
- Да. Поддерживал и участвовал. Мне было 20 лет, и были интересна возможность менять мир. Позже я понял, что есть и другие способы. Такие, как наша музыка, например. Штурмы дворцов поддерживаю. Это реализация права выживать, права на свободу. В нашей песне «Свобода 2012» - как раз об этом.
- Нынешний тур так и называется «Свобода 2012». Но хочу спросить - свобода внутренняя или...
- Свобода не дифференцируется, я так полагаю.
- Вы всерьез уверены, что внутренне несвободные люди способны построить свободное общество?
- Я всерьез уверен, что все люди имеют право на свободу. Я всерьез уверен, что нужно помогать им это право реализовать. Нет приборов, позволяющих оценить степень внутренней свободы. Что мы знаем о людях? Мы судим о них по поступкам, которые смотивированы окружающей средой. Но презумпция свободы для меня важнее их мотиваций!
В конце концов, нынешние митинги и борьба против тоталитарности РПЦ - не есть ли сигнал о готовности строить свободное общество? Пусть это и не все люди, а лишь активисты, не важно. Важно поддержать этот порыв, не оставить их в одиночестве.
- До какой степени тут можно и нужно зайти? Несвободу же легко узнать: от недовольства какими-то частностями из жизни РПЦ переходят к мату и богохульству, от мирных митингов - к нападениям на полицейских. Вы чувствуете эту грань, разъясняете ее своим слушателям?
- Я поддерживаю социальный протест. Он справедлив. А разъяснять - это уже политика. Человечество существует не одну тысячу лет и без моих разъяснений. У них для существования имеются все различные институты - правоохранительный в том числе. Когда институты перестают работать - человек бунтует. Это мы сейчас и наблюдаем. Я же не верю в бескровные бунты. Поэтому возможно всё. И мат, и «богохульство», и нападения на полицейских.
Система перестала устраивать людей. И они перекраивают систему. Без каких-то флагов политических партий, хотя моментально находятся ушлые политики, готовые пригреть под свои знамена недовольных сограждан. Но и это пройдет. Все люди имеют одно общее начало, и я, как человек, не могу быть равнодушен. Я поддерживаю справедливость и борьбу за неё.
- Вы поете: «Ты не такой, как все, тебя просто невозможно использовать». В Москве «не таких, как все» на «Марше миллионов» именно использовали для организации беспорядков. Получается, или вы категорически не правы, или политики умеют все превращать в грязь.
- Политика по сути грязь. Так что, скорее всего, мы правы. Власть не готова отступиться без крови - что и доказывает веками. Им нужна кровь, и поэтому она есть. Все, кто пошёл на баррикады, не хочет умереть, правда? Но в тоталитарном государстве, где нарушены все изначальные договорённости между людьми, по-другому, видимо, не получается. Отсюда и столкновения.
Но повторюсь - мы за справедливость, а не за кровь. Я не призываю убивать. Я духовно поддерживаю инноваторов, имеющих желание быть свободными и могущих его осуществить. К способам мы не имеем отношения. Нет конкретных призывов. Да и неконкретных тоже. Есть только констатация.
Группа «Красные Звезды»
- Давайте перейдем к веселым вопросам. Например, отчего в вашем творчестве так много «ремейков»?
- Что именно ты имеешь в виду под ремейками?
- Имею в виду многочисленные каверы - и на Пугачеву, и на кинохиты, и на Цоя. Это довольно необычно для такой серьезной группы. Скажем, на днях обнародовали кавер Егора Летова на песню «Аквариума», это стало уникальным событием. А у вас - целая россыпь каверов. Зачем?
- Я склонен считать многие песни нереализованными в достаточной степени. В том числе и «Этот мир» Дербенёва с Зацепиным, и «Следи за собой..» группы «Кино», да и многие другие, в том числе и свои собственные. Так и рождаются каверы. Впереди, кстати, кавер «Баллада об уходе в рай» Высоцкого.
- Стоп-стоп, можно подробнее? Пугачева, Цой и Высоцкий не раскрыли эти песни? Или вы видите варианты смены интонации? Мне, кстати, ваши каверы кажутся скорее иронией.
- Не раскрыли, да. Но это сугубо наш взгляд. И это вовсе не ирония. Высоцкий отлично спел «Балладу...», но! Это была песня для кинофильма. Она деформирована форматом. Высоцкого особенно не деформируешь, он слишком силён, но как раз она и выглядит ироничной. Потому что «Бегство мистера Мак-Кинли» - ироничное кино. Он как бы насмехается. А песня весьма серьёзна же! Я хочу дать ей вторую жизнь. Уверен - у нас получится.
- А почему в вашем творчестве так много песен на чужие стихи? Алина Витухновская, тот же Маяковский... Нет творческой ревности?
- Когда-то у меня был такой период, когда музыкальных идей было слишком много, хотелось экспериментировать именно музыкально, не обременяя себя текстовой работой. И поэтому брались в работу любые тексты, которые можно было «сопережить», то есть достоверно исполнить.
- Сопереживать женским текстам, наверное, гораздо сложнее?
- Алина не простая женщина! Это не женщина-нытик. Это нечто новое в поэзии. Она больше Маяковский, чем Ахматова. Если вести речь о сугубо женской или сугубо мужской поэзии.
- А какой период сейчас? Возрождение «Красных звезд» ведь не случайно? Были какие-то определенные планы?
- Это не возрождение. Смена векторов. Мы больше не хотим просто записывать альбомы. Мы хотим играть концерты. Постоянно. Быть музыкантами, а не чердачными экспериментаторами.
- В одном интервью вы жаловались, что в Москве на вас ходит один и тот же узкий круг публики. Сейчас ситуация изменилась? Какой бы вы назвали «свою» публику, и есть ли желание расширить ее круг?
- Я не жаловался. Я констатировал. Сейчас ситуация ощутимо изменилась. На прошлый концерт в Москве в клубе «Москва» на ВДНХ пришло человек 40. Месяц назад в Б2 было плотно. И публика совершенно другая. Но мы и дальше расширяем круг слушателей, совершенствуя музыку. Это довольно сложная балансировка между рок и поп-музыкой, но, кажется, у нас получается. Сингл «Свобода Пустота 2012» - тому подтверждение. Песни именно в «нашем» духе, но они уже легки для восприятия. Да и фанатам со стажем они понравились практически всем. Я не слышал недовольных рецензий.
- Означает ли это, что от пост-панка так или иначе «Красные Звезды» придут к поп-року?
- Не думаю, что это будет поп-рок. Я не готов пока вешать ярлык, но приставка «поп» к любому музыкльному стилю автоматически характеризует его как легкомысленный. Я бы хотел этого избежать. Мы будем играть серьёзную музыку, но адаптированную для большинства. Это вопрос текстов, конечно.
- Будут ли «Красные Звезды» участвовать в летних фестивалях этого года?
- Нет. Мы не успели подготовиться, и оставили участие в фестивалях на следующий год. За это лето мы хотим снять некоторые видео и записать альбом. А осенью начнем выступать.
Исключением станут выступления в Минске 30 июня сразу на двух местных фестивалях: «Gold Fest» совместно с группой 7000$, и «Пикник Граффити» вместе с «Серебряной Свадьбой». Ну, и концерты 15 июня в Санкт-Петербурге (клуб Мани Хани), 16 июня – в Москве (FМ-Club).
- Ничего себе «хотим концертировать»! Получается, выйдет еще один альбом в этом году! И это не считая сингла.
- Будем считать это заданием на лето, когда нет концертов. У нас огромный опыт студийной работы. Голос я не срываю больше, и поэтому записывать можно постоянно, не отрываясь ни от чего. Мы репетируем два-три раза в неделю. По-серьезному репетируем. И новые песни и трехчасовую концертную программу, уже ставшей стандартной для нас. Запись альбома в таких обстоятельствах превращается в ту же самую репетицию. Это не сложно.
- И последний вопрос. Поскольку этот год юбилейный для Цоя, планируется ли ваше участие в каких-то «киношных» мероприятиях?
- Мы бы с удовольствием выступили на «киношных» мероприятиях. Надо об этом подумать, спасибо за напоминание!
- Удачи и новой большой творческой жизни! Без подкола. Мне действительно кажется, что группа вышла на такой же новый уровень, как когда-то Летов в последних альбомах вдруг развернулся как большой мастер.
- Спасибо огромное за столь лестную оценку.
15 июня, Санкт-Петербург, клуб Мани Хани,
16 июня, Москва, FМ-
Club
Комменты