Оставались в числе лидеров исполнительского рейтинга участники проекта «Банд’эрос» (третьи в общем списке, восьмые – в московском), Стас Пьеха (10-е место в Tophit Singers 50 и 19-е в Moscow Tophit Singers 50) и «Serebro» (11-е место в Tophit Singers 50 и 31-е в Moscow Tophit Singers 50).
Если говорить о треках, чаще всего звучавших именно в московском эфире, то тут картина неоднозначная. Первые шесть позиции московского годового радиочарта Moscow Tophit 200 заняли зарубежные синглы.
А на первом месте в списке отечественных радиохитов (на седьмом в общем зачёте) находится сингл «Moscow Never Sleeps», записанный участниками проекта DJ Smash feat. Fast Food. Именно этот трек стал абсолютным победителем в Moscow Airplay Tophit 200 (RUS). Любопытно, что регионы не особо жаловали трек, в котором поётся «Я люблю тебя, Москва».
Второй по ротируемости в Москве среди всех русскоязычных треков стала песня «Я назову планету» в исполнении Софии Ротару.
«Манхэттен» в исполнении группы «Банд`эрос» занял 3-ю позицию и в Moscow Airplay Tophit 200 (RUS) и в Airplay Detection Tophit 200 (RUS).
Стабильно в регионах ротировались Иракли, Согдиана, Дмитрий Колдун. В московском эфире в чаще встречались песни в исполнении Леонида Агутина, Сергея Трофимова, Аллы Пугачёвой и группы «Город 312».
Несколько потускнели в минувшем году Сергей Лазарев, Валерий Меладзе, «ВиаГра», «Чай Вдвоём» и Кристина Орбакайте. Съехали куда-то во второй исполнительский «полтинник» Юля Савичева, Дмитрий Маликов, «Блестящие», Филипп Киркоров, «Hi-Fi», «Фабрика», «Корни» и «Звери».
Ну, а верхние строчки хит-парадов оккупировали новички. Кто же они, артисты, потеснившие в эфире именитых звёзд? Перечислим некоторых.
Прежде всего, проект композитора, поэта и исполнителя Алексея Романова «Винтаж» (5-е место в общем исполнительском списке и 20-е в московском).
DJ Smash с пьесами «Moscow Never Sleeps» и «Волна» в многочисленных вариациях и реинкарнациях. Не был замечен в особо горячей ротации в регионах, зато в московском исполнительском списке занял почётное 9-е место.
Здесь же можно упомянуть группу «Т9» (17-е место в Tophit Singers 50).
Далее проект «Инфинити & D.I.P. Project», ставший известным благодаря синглу «Где ты?» и московской станции DFM. Через некоторое время на трек обратили внимание другие вещатели, в результате «Инфинити & D.I.P. Project» стали 32-ми в списке самых ротируемых в прошлом году артистов.
Список новеньких, наверное, был бы не полным, если не упомянуть результативный дуэт «БиС» (34-е место в Tophit Singers 50). Выпускники Фабрики Звёзд им. Константина Меладзе в 2008 году легко подвинули в эфире своих более заслуженных коллег.
Ещё одним сюрпризом сезона стала Таня. Просто Таня. Благодаря нечеловеческим ротационным усилиям прежде всего московской «Европы плюс», бывшая танцовщица из «Hi-Fi» заняла 24-ю позицию в общем радиозачёте и 30-ю - в списке исполнителей, самых ротируемых в московском эфире. А трек «Обломки чувств», в котором Таня информирует общественность о том, что «чёрный ящик …передаст» занимает 4-ю позицию в Airplay Detection Tophit 200 (RUS) и 2-ю (!) – в Moscow Airplay Tophit 200 (RUS).
Чтоб был понятен масштаб события, заметим, что Таня с «…передаст» эфирилась гораздо бодрее Кристины Орбакайте, Валерии и Аллы Пугачёвой. Не говоря уже о глубоко чуждой русскому уху Kylie Minogue.
Ну, а «порвала» всех в 2008 году Марина Максимова, известная в миру как МакSим. Как и в предшествующем, 2007 году, она заняла лидирующие позиции в русскоязычном радиоэфире вообще (2-е место в Tophit Singers 50, на первом – заграница – Morandi), и в московском эфире, в частности (7-е место в Moscow Tophit Singers 50).
В горячей ротации находились три её хита – «Мой рай», «Лучшая ночь» и «Научусь летать». Последний из упомянутых синглов прозвучал в эфире станций-партнёров tophit.ru более 400.000 раз, а общее количество эфиров всех трёх треков превысило 770.000!
И хотя трек «Вдох-выдох» группы «Т9» эфирился чуть чаще, чем «Научусь летать», по совокупности эфиров трёх треков МакSим – безусловный лидер 2008 года.
Ещё одна оговорка связана с тем, что в московском списке самых ротируемых артистов МакSим одну позицию уступила Софии Ротару (шестое место в Moscow Tophit Singers 50 с 12-ю(!) хитами в ротации). Именно благодаря этому обстоятельству можно говорить об уверенной «ротационной» победе Софии Михайловны в 2008 году, имея в виду группу артистов, начавших свою певческую картеру ещё во времена благословенного застоя. Но об этом подробно чуть ниже, когда речь пойдёт о тенденциях радиоэфира.
Настало время подвести итоги и перечислить победителей 2008 года. Кратко перечислим лучших артистов и лучшие радиосинглы, а также победителей в нескольких менее формальных номинациях:
Самый ротируемый исполнитель - Morandi (три сингла, более 950.000 эфиров)
Самый ротируемый российский исполнитель - МакSим (4 сингла, более 770.000 эфиров)
Самый ротируемый сингл – «Angels» Morandi (более 570.000 эфиров)
Самый ротируемый российский сингл – «Вдох-выдох (Ода нашей любви)», проект Т9 (более 440.000 эфиров)
Самый ротируемый в Москве исполнитель – Morandi
Самый ротируемый в Москве российский исполнитель – София Ротару
Самый ротируемый в Москве сингл – «Angels» Morandi
Самый ротируемый в Москве российский сингл – «Я назову планету», София Ротару
Самый ротируемый новый артист 2008 года – DJ Smash (Синглы «Moscow Never Sleeps», «Волна»)
Самый долго ротируемый сингл – «Улетай», группа «Машина времени» (24 месяца - с января 2007 года)
Самое большое количество синглов одного исполнителя, находившихся в ротации - Алла Пугачёва, 21 сингл
Несбывшаяся надежда 2008 года – Voron
Подчеркнём, что все оценки, приведённые выше, справедливы в границах 2008 года, с января по декабрь включительно. Сроки ротации новых песен редко совпадают с календарными сезонами, поэтому достаточно сдвинуть границы исследуемого периода даже на один месяц, и ситуация для многих исполнителей тут же изменится в ту или иную сторону.
Важно и то, что само по себе изменение статуса артиста в радиоэфире не приводит к немедленному изменению его «стоимости» в остальных секторах рынка (концерты, продажа носителей). Однако динамика изменения эфирного статуса с течением времени позволяет точнее прогнозировать, что может происходить с исполнителем в будущем, через год-два.
РЕКОРД-КОМПАНИИ - РЕКОРДСМЕНЫ
Компанией года, наиболее эффективно размещавшей свой материал в эфире можно признать «Universal Music Russia». Общее количество эфиров треков UMR зашкалило за 5,5 миллионов! При этом компания лидирует и по многим другим показателям. Из 117 треков компании, попавших на радио, UMR, в частности, принадлежат 26 синглов, которые более 4-х недель находились в первой двадцатке Airplay Detection Tophit 100 и 29 синглов, которые попали в этот чарт.
В целом результаты рекорд-компаний можно представить в виде нескольких таблиц, отражающих рейтинги производителей фонограмм по тем или иным параметрам:
Компании с самым большим количеством эфиров
1 Universal Music Russia 5.769.350
2 Sony/BMG 4.077.080
3 Gala Records 2.658.870
4 Союз/Танцевальный Рай 2.649.830
5 Монолит 1.975.840
6 Мегалайнер 1.814.060
7 Первое Музыкальное Издательство 1.572.010
8 Velvet Music 1.507.260
9 ПЦ Игоря Матвиенко 1.388.890
10 Стиль Рекордс 836.662
Компании с самым большим количеством треков в эфире
1 Sony/BMG 212
2 RDS Records 181
3 Союз/Танцевальный Рай 177
4 Gala Records 137
5 Universal Music Russia 117
6 Первое Музыкальное Издательство 53
7 ФГ Никитин 46
8 Монолит 40
9 Star Music 34
10 Мегалайнер 33
Компании с наибольшим количеством треков, побывавших в верхней двадцатке чарта не менее 4-х недель
1 Universal Music Russia 26
2 Gala Records 11
3 Sony/BMG 10
4 Союз/Танцевальный Рай 8
5 Монолит 7
6 Первое Музыкальное Издательство 5
7 Мегалайнер 5
8 Velvet Music 4
9 Гости из Будущего 3
10 Star Music 3
Компании с наибольшим количеством треков в чарте
1 Sony/BMG 32
2 Universal Music Russia 29
3 Первое Музыкальное Издательство 17
4 Монолит 16
5/6 Союз/Танцевальный Рай 13
5/6 ПЦ Игоря Матвиенко 13
7 Velvet Music 12
8/9 Мегалайнер 9
8/9 Gala Records 9
10 ПЦ Меладзе Бразерс / FBI-Music 7
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: ЭФИРНОЕ РАДИО СТАРЕЕТ?
В целом же чарты Moscow Airplay Tophit 200, Moscow Tophit Singers 50 и Tophit Singers 50 являются ещё одним подтверждением того, что московские сетевые станции (кроме, естественно, Русского Радио) остаются главными промоутерами зарубежной музыки в Москве, и в России.
В московском радиоэфире доля русскоязычных исполнителей снижается уже много лет подряд. Результатом этого стало присутствие в Moscow Tophit Singers 50 Yearly только 19 российских артистов из 50! Остальные тридцать с лишним артистов из верхнего московского «полтинника» исполняют свои песни на других языках, в основном – на английском.
В этом одно из наиболее ярких противоречий, проявившихся в московском эфире в 2008 году. Зарубежные исполнители потенциально интересны молодой аудитории. Но молодёжь эфирное радио слушает мало и в значительной степени ориентируется на интернет, мобильные технологии и иные средства доставки музыкального контента.
В целом же на радиостанциях-партнёрах tophit.ru в TOP 50 русскоязычные и зарубежные исполнители входят в равных пропорциях. Такая же картина наблюдалась и годом ранее – в 2007 году.
Очевидно, что сохранение этого баланса на фоне увеличения доли зарубежных исполнителей в московском эфире стало возможно только за счёт расширения ротации русскоязычной музыки в региональном эфире.
Другой очевидный вывод – радиоэфир в значительной степени программируется для взрослых, если не сказать для пожилых слушателей. В этом смысле весьма показательна победа Софии Ротару в московском радиопространстве.
Несмотря на то, что новинок с каждым годом появляется всё больше, поставить новый трек нового исполнителя в московский, скажем, эфир становится невероятно сложной задачей. У многих вещателей отсутствует внятная эфирная политика, а главным принципом музыкальных редакторов и программных директоров становится «ничего менять не надо, нас и так слушают».
Результатом является уход многих новых интересных артистов в другие медиа, прежде всего, в интернет, сокращение доли молодёжной аудитории и старение радиоаудитории в целом.
При сохранении этой тенденции в перспективе нескольких ближайших лет можно ожидать значительного сокращение аудитории эфирных радиостанций, снижение интереса рекламодателей к радио, и, как следствие – падение доходов вещателей.
Остаётся только надеяться, что этот пессимистичный прогноз не сбудется и в реальности в 2009 году всё будет лучше.
Комменты