Для Last.fm сделка стала первым опытом взаимодействия с крупной звукозаписывающей компанией. Радиостанция уже сотрудничает с сотнями независимых лейблов, для которых это хороший способ поиска новых клиентов. На сегодня каталог Last.fm содержит более 1 млн композиций, каталог Warner будет добавлен на следующей неделе. Представитель Warner Music сообщил Ъ, что "часть прибыли, полученной от рекламы на Last.fm, получит мейджор". Конкретные цифры не раскрываются.
Интернет-радиостанция Last.fm, осуществляющая вещание через одноименный интернет-портал, создана в 2002 году. Услуги Last.fm стоят $3 в месяц. Согласившись на просмотр рекламы, можно пользоваться порталом бесплатно. Сайт радиостанции работает на 11 языках мира, в том числе на русском. Аудитория радиостанции сегодня насчитывает 15 млн пользователей.
Warner Music Group – третья звукозаписывающая компания в США после Universal Music Group и SonyBMG Music Entertainment. По итогам 2005-2006 финансового года доходы от продаж WMG составили $3,5 млрд, чистый убыток – $169 млн.
В рунете пока не существует интернет-радиостанций. По словам участников музыкального рынка, над созданием первого подобного проекта сейчас работает компания "Яндекс". Она ведет переговоры как с оригинальными российскими лейблами, так и представительствами западных мейджоров. В самом "Яндексе" факт таких переговоров подтвердили. "Но мы не хотели бы рассказывать о деталях переговоров",– заявил в пятницу "Коммерсанту" пресс-секретарь компании Михаил Ушаков.
Эксперты, правда, отмечают, что перед российскими правообладателями вопрос поиска альтернативных каналов получения доходов не стоит. Основная причина, заставляющая западных мейджоров использовать альтернативные схемы получения доходов,– падение продаж традиционных физических носителей музыки. По данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), за последние пять лет мировые продажи физических музыкальных носителей ежегодно падали на 3%. Объем продаж на традиционных носителях уменьшился с $35 млрд в 2001 году до $31 млрд в 2005 году. В 2006 году эта тенденция продолжилась. По данным агентства Nelson Soundscum, на крупнейшем музыкальном рынке – в США – продажи музыки на физических носителях в первом полугодии 2006 года сократились на 4,2%.
В России падения продаж музыкальных CD и DVD пока не происходит. Наоборот, реализация легальных носителей даже растет, постепенно вытесняя пиратскую продукцию. Так, в 2005 году, по данным IFPI, лицензионной музыкальной продукции было продано на $388 млн. "С коммерческой точки зрения реклама в интернете для правообладателей не дает эффекта, сопоставимого с продажей на физических носителях",– говорит директор цифровых продаж Sony BMG Russia Леонид Агронов. Ассоциация коммуникационных агентств России оценила объем рекламы в рунете в 2006 году в $100 млн без учета контекстной рекламы. Для сравнения: объем продаж музыки на CD в 2006 году, по экспертным оценкам, приблизился к $1 млрд. "Дополнительный доход, который мы гипотетически можем получить, пока несопоставим с рисками нарушения наших прав, которые мы несем в рунете",– отмечает господин Агронов.
Другие участники рынка, однако, настроены более оптимистично. "Безусловно, мы будем работать с теми, кто предлагает подобные сервисы,– говорит гендиректор EMI Gala Records Александр Блинов.– Это перспективное направление, однако пока в зоне рунета правообладателям целесообразно работать на условиях гарантии – когда интернет-площадка обязуется заплатить не менее фиксированной суммы за пользование каталогом, а это может привести к длительным переговорам". Он прогнозирует, что подобные сервисы в России начнут работать не раньше 2008 года, так как в ближайшие годы будут скорее развиваться платные интернет-сервисы.
Комменты