6 июля 2019 года исполнится 80 лет со дня рождения великой оперной певицы Елены Васильевны Образцовой. Неутомимый и преданный ей друг Президент Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонда Елены Образцовой» Наталья Игнатенко решила (а вместе с ней и коллектив сотрудников фонда) весь музыкально-концертный сезон 2018-2019 гг. посвятить этой дате. Первым грандиозным событием столичной музыкальной жизни стал Международный конкурс теноров Фонда Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При».
Учредитель конкурса – Благотворительный фонд Елены Образцовой, его организаторы: Фонд Елены Образцовой и Московский театр «Геликон-опера». Наталья Игнатенко стала директором конкурса, его исполнительным директором – Екатерина Шикалович. Гендиректор и худрук театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман вошел в состав жюри и предоставил конкурсу помещение своего театра, а также оркестр театра во главе с главным дирижером Валерием Кирьяновым.
Елена Образцова создала в Петербурге два постоянно действующих международных конкурсов: молодых оперных певцов (с 1999 г.) и юных вокалистов (с 2006 г.). Кроме того, она провела два специальных конкурса для теноров «Памяти Лучано Паваротти» (2008) и для меццо-сопрано «Памяти Федоры Барбьери» (2012), посвященных своим друзьям и партнерам, и собиралась продолжить свое начинание. Так что прошедший в Москве Первый Международный теноров «Хосе Каррерас Гран-При» абсолютно лег в русло конкурсной деятельности Елены Васильевны, успешно продолжив ее.
Хосе Каррерас был другом и партнером Елены Образцовой на многих оперных сценах мира и всегда внимательно следил за ее конкурсами, оценивая стремление певицы помогать молодым вокалистам в начале их профессиональной карьеры. Он сразу согласился на предложение фонда возглавить конкурс теноров. Сегодня испанский оперный певец Хосе Каррерас - один из самых знаменитых теноров последней четверти ХХ века, в репертуаре которого 66 опер и 600 концертных произведений различных эпох и стилей. Он лауреат многочисленных международных и национальных премий, кавалер, почетный доктор 16 университетов.
В состав жюри, помимо Дмитрия Бертмана, вошли певцы: сопрано Марина Мещерякова (Россия – Австрия), тенор и главный приглашенный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Дмитрий Корчак (Россия-Австрия), бас Паата Бурчуладзе (Грузия-Россия) и дирижер профессор Россиниевской академии им. Альберто Дзедды Лоренцо Бавай.
В зале «Стравинский» театра «Геликон» прошло торжественное открытие конкурса, которое началось с церемонии вручения премий Фонда Елены Образцовой. Они были учреждены в 2012 г. по инициативе самой Елены Васильевны. Каждый год Премии вручались в трех номинациях: Премия «Надежда» - одаренным юным вокалистам, «За яркое начало в искусстве» - молодым певцам, ярко проявившим себя в первых работах на оперной сцене, и «За многолетнее служение вокальному искусству» - ветеранам оперной сцены, прославленным музыкантам и вокальным педагогам, посвятившим свою творческую жизнь воспитанию оперных артистов.
В этом году среди премий фонда появилась еще одна – «Легенда оперы». Ей награждаются выдающиеся оперные певцы и музыканты, чьи имена являются гордостью мировой музыкальной культуры. Первыми лауреатами премии «Легенда оперы» стали Хосе Каррерас и румынская оперная певица Илеана Котрубас.
Номинантами премии фонда «За яркое начало в в искусстве 2018» были объявлены сопрано Ольга Кульчинская, лауреат международных конкурсов, в 2013-14 артистка Молодежной оперной программы Большого театра, в 2014-2017 – солистка Большого театра, ныне поющая за рубежом, и баритон Алексей Исаев, финалист телевизионного проекта «Большая опера» на канале «Культура», солист театра «Геликон-опера».
Завершил открытие Международного конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При» большой и яркий концерт, в котором приняли участие лауреаты и призеры конкурсов Елены Образцовой и лауреаты премий Фонда Елены Образцовой: Екатерина Морозова (Большой театр), Тарас Присяжнюк (Молодежная оперная программа Большого театра), Владимир Дмитрук (Музыкальный театр им. Станиславского и Немирович-Данченко), Хачатур Бадалян, Алексей Татаринцев («Новая пера» им. Е. Колобова), Игорь Морозов, Алексей Исаев («Геликон опера»), Ольга Кульчинская и солистка «Метрополитен-Опера» Любовь Петрова, лауреат Первой премии I Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в 1999 года. Звучала музыка Чайковского, Верди, Пуччини, Беллини, Доницетти, Гуно… Концерт шел в сопровождении Симфонического оркестра «Геликон оперы», за пультом - маэстро Валерий Кирьянов.
На конкурс поступило более 80 заявок, участвовало 65 конкурсантов. Первый и второй туры проходили в Белоколонном зале княгини Шаховской в сопровождении фортепиано, третий - в зале «Стравинский» в сопровождении оркестра. В первом туре исполнялись две оперные арии по выбору участников. По решению жюри во второй тур было допущено 23 конкурсанта. В его программу вошли две неаполитанские песни и по желанию певцов специальная номинация: испанская песня или сарсуэла.
Второй тур стал серьезным испытанием и для участников конкурса, и для жюри. Конечно, каждому тенору хотелось показать свои возможности, естественно, свой верхний регистр. Навставляли верхние ноты, которые многим не удалось взять. Делали это слишком громко, порой вопреки выразительности. Так что крику было достаточно. К тому же российские певцы, а их было большинство на втором туре, плохо знают обширный репертуар неаполитанских песен и сарсуэл. Они пели то, что на слуху. В результате жюри пришлось слушать в основном «Гранаду», «Влюбленного солдата», «Неблагодарное сердце», «Не плачь», «Катари»… Сарсуэла была за редчайшим исключением почти одна – «Таверна в порту» Соросабаля, и каждый считал своим долгом спеть из нее романс Леандро. Мудрое жюри во главе с Хосе Каррерасом спокойно реагировало на, казалось бы, трагическую ситуацию. Точно отделив крик от красивого пения и выудив у певцов редко исполняемые неаполитанские и испанские песни и даже сарсуэлы, строгие судьи успешно завершили второй тур, пропустив в финал одиннадцать более чем достойных теноров.
Успеху выступлений певцов на третьем туре способствовала удивительно доброжелательная и заинтересованная атмосфера в жюри. За балансом звучности в финале строго следил маэстро Кирьянов, так что петь финалистам с оркестром было комфортно, и они смогли реализовать свои вокальные и актерские дарования, исполнив две оперные арии опять же по своему выбору. В результате были присуждены все премии и разнообразные спецпризы, что без сомнения, говорит о высоком уровне Первого тенорового конкурса в Москве «Хосе Каррерас Гран-При».
Обладателем Гран-при стал никому неизвестный тенор Андрей Данилов из Иркутского театра музкомедии. Жюри явно покорило его исполнение труднейшей песни Гофмана из оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана», несмотря на то, что у певца не столь совершенным оказался французский язык, каким он должен быть для Гран-при. Но таково решение уважаемого жюри. Еще Андрею Данилову достались два спецприза: от «Новой оперы» - участие в спектакле театра, и от «Галереи образов» -фотоссесия.
Первую премию завоевал Шота Чибиров из Мариинского театра. Выступал очень ровно, с каждым туром повышая свой вокальный и актерский потенциал. Слушатели третьего тура конкурса присудили ему Приз зрительских симпатий, добавив к этим его заслугам личное обаяние и яркую эмоциональность артиста. Его конкурсная копилка пополнилась еще двумя спец призами: от «Геликон-оперы» - участие в спектакле театра, и от Большого симфонического оркестра им. П. Чайковского - участие в концерте п\у Владимира Федосеева.
Второй премией жюри отметило крепкого тенора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгения Либермана. Ему одинаково удался и драматический, и лирический теноровый репертуар, и совершенно справедливо, что жюри отдало Евгению Либерману Премию им. Зураба Соткилавы, блистательного солиста Большого театра. Третьей премии удостоился представитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Роман Арндт.
В конкурсе участвовал яркий и выразительный тенор Сергей Писарев, выпускник Академии хорового искусства им. В. Попова (класс Дмитрия Вдовина). Он подобрал интересный, не избитый репертуар. Однако неудачное выступление на первом туре лишило его каких-либо надежд на премии. Но строгое и справедливое жюри присудило ему различные специальные призы: за лучшее исполнение испанской песни (оно действительно было лучшим), участие в концерте цикла «Золотые голоса конкурсов Елены Образцовой» и сольный концерт в музее-усадьбе С. Рахманинова «Ивановка».
Нечто подобное произошло и с тенором из Улан-Удэ Михаилом Пироговым. Он роскошно пел на первом туре, но неудачно на втором. Ему тоже достались только спецпризы, но какие: за лучшее исполнение арии из оперы Верди, участие в спектакле «Геликон-оперы» и специальная премия за лучшее исполнение арии из репертуара Хосе Каррераса. Кроме того, был назван один обладатель приза зрительских симпатий по итогам интернет-голосования и приза за участие в сольном концерте в Архиерейских палатах Суздальского Кремля - тенор Константин Захаров.
Первый Международный конкурс теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас ГранПри» был сложным, но справедливым и профессиональным, доброжелательным и уважительным ко всем его участникам. Конечно, далеко не все стали его лауреатами и призерами, таковы условия любого творческого соревнования. Но надеюсь, что каждый из его участников унес в себе частичку радости, что пел перед великим тенором современности и его знаменитыми коллегами. Было решено, что конкурс будем ежегодным. Что ж, будем с нетерпением ждать Второго.
Елизавета ДЮКИНА
Комменты