Ольга Кульчинская

15/12/2019 - 05:24   Classic   Концерты
Молодёжная Оперная Программа Большого театра отметила своё десятилетие гала-концертом на Исторической сцене родного театра.

Повседневная жизнь МОП, её будни протекают как-то незаметно, в тиши репетиционных классов, лишь иногда напоминая о себе своими программами в Бетховенском зале Большого театра. Участники программы вводятся в текущий репертуар театра, что соответствует задачам программы, чётко сформулированным её руководителем, профессором Д.Ю. Вдовиным:

Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия
Василиса Бержанская, Аташ Гараев, Руслана Коваль, Дмитрий Вдовин, Алексей Кулагин, Виктория Каркачева, Елизавета Нарсия

«Есть определенный разрыв между вузом и престижной сценой, который преодолевается обычно годами, а то и десятилетиями. Но сегодня театры не могут долго ждать и всё больше нуждаются в достаточно молодых певцах, чей внешний облик и возраст соответствовали бы представлению публики, например, о Ромео и Джульетте. Мы в Большом театре стараемся сконцентрировать педагогические и финансовые усилия на подготовке к театральным будням самых талантливых молодых артистов. Это как маленькая фабрика по производству чего-то очень дорогого и эксклюзивного. Что касается непосредственных интересов молодых певцов, то их надо увлекать, прежде всего, творчеством, количеством интересной работы, на которой они могут расти. Наши молодые артисты больше всего об этом мечтают».

Поставленную задачу можно выполнять по-разному и получать неплохие результаты, но те результаты, которые представлены МОП обществу сегодня, поражают масштабом и глубоким содержанием. В организации работы программы явно прослеживается чёткость, вернее, некий математический расчёт. Видимо, это совсем неслучайно, если обратиться к биографии директора программы, профессора Д.Ю. Вдовина. Практически вся семья Д.Ю. Вдовина - представители отечественной науки, специалисты в области физики, математики, точных наук.

Мария Лобанова
Мария Лобанова

Участие МОП Большого театра в мировом оперном процессе отличают подготовленность молодых артистов и их мобильность. Результаты, судите сами, это высокие призовые места престижнейших оперных конкурсов, многие из которых дают право призёрам выступить в оперных спектаклях ведущих театров мира. Такого рода опыт позволяет говорить об уникальности Молодёжной оперной программы, созданной и руководимой профессором Д.Ю. Вдовиным в Большом театре.

Нина Минасян
Нина Минасян

Состоявшийся гала-концерт на Исторической сцене Большого театра дал представление о высоком профессиональном уровне участников МОП, как настоящих, так и причастных к программе в недавнем прошлом. Всё представленное на сцене Большого театра в связи с 10-летием МОП говорит о явлении совершенно нового порядка: сформировался и успешно функционирует оперный театр нового типа, театр периода глобализации в мировом культурном пространстве, и это театр Дмитрия Вдовина. В этом контексте главное место в работе с молодыми певцами занимает осмысление исполняемых музыкальных произведений в связи с умением создать национально достоверный характер партии. На достижение этой цели направлена вся работа МОП и, в первую очередь, работа с языком исполняемого произведения. Это не только правильное произношение, но и манера сценического поведения исполнителя, его жесты, мимика и всё то, что делает воплощаемый образ принадлежностью, частью определённой национальной культуры.

Оксана Волкова, Венера Гимадиева
Оксана Волкова, Венера Гимадиева

Результаты такого подхода в работе с молодыми исполнителями в рамках МОП Большого театра были продемонстрированы в выступлениях молодых артистов в гала-концерте. Концертные номера были представлены как соло, так и в дуэтах.

Если говорить о наиболее ярких выступлениях, то надо начать с конца, и это, безусловно, сопрано Ольга Кульчинская, исполнившая арию Маргариты с жемчугом из оперы «Фауст» Гуно. Какой красоты голос, какая потрясающая техника владения этим драгоценным инструментом! Певица, безусловно, в прекрасной вокальной и сценической форме.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Порадовал баритон Андрей Жилиховский в каватине Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Лёгкость виртуозного исполнения арии, изящная манера сценического воплощения образа уже стали признаками фирменного стиля молодого артиста.

Очень интересным был дуэт из оперы «Семирамида» Дж. Россини в исполнении двух прекрасных меццо-сопрано, по сути, редких голосов, Василисы Бержанской (Арзаче) и Марии Бараковой (Семирамида). Драматически насыщенная сцена была исполнена певицами с постижением смысла и его воплощением настолько правдиво, что это не могло не вызвать бурного отклика публики в зале.

Необыкновенно порадовал своим исполнением партии Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского прекрасный тенор Богдан Волков, подтвердивший все лучшие представления о вокальном и сценическом воплощении знакового героя русской классической оперы.

Совершенно обескуражило, потрясло публику исполнение арии князя Томского из оперы «Пиковая Дама» П.И. Чайковского, которого воплотил на сцене баритон Андрей Кимач, обладатель мощного, прекрасно оснащённого вокальной техникой голоса, артистически тонко проработавшего эту знаменитую партию. Да уж, жива наша опера и прирастает новыми, замечательными талантами.

Финал концерта
Финал концерта

Право слово, можно ещё и ещё перечислять всех и каждого участника этого потрясающего концерта, но как не сказать о детской группе театра, которая весёлой пёстрой гурьбой вдруг появилась на сцене, чтобы поздравить юбиляров? Выступление детей было яркой, радостной строкой в программе концерта.

Гала-концерт прошёл в сопровождении оркестра Большого театра под управлением маэстро Александра Сладковского.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Павел Рычков / Большой театр

11/10/2019 - 05:16   Classic   Концерты
Елена Образцова и Пласидо Доминго. Многие годы двух выдающихся оперных певцов связывали совместные выступления по всему миру. Елизавета и Дон Карлос, Далила и Самсон, Графиня и Герман… После премьеры «Кармен» Бизе в Марсельской опере он получил название «Дуэт века».

Великий режиссер и сценограф Франко Дзеффирелли навсегда запечатлел дуэт Сантуцци и Туридду в исполнении Елены Образцовой и Пласидо Доминго в фильме-опере «Сельская честь» по опере Масканьи. Были у них и другие общие интересы. В частности, помогать становлению начинающих певцов. Создавая в 1993 году свою «Опералию», Доминго писал: «Мне хотелось создать не просто вокальный конкурс, но организацию, которая дала бы молодым певцам возможность сделать первый серьезный шаг к выдающейся карьере». В этом плане он достиг огромных результатов. Его конкурс путешествует по всему миру. Побывал он в 2011 году и в Москве. В 1999 свой Международный конкурс молодых оперных певцов в любимом Петербурге основала Елена Васильевна. Теперь ее дело успешно продолжают две творческие организации: в Петербурге Культурный центр Елены Образцовой п/р Ирины Черновой, и в Москве Благотворительный Фонд Елены Образцовой п/р Натальи Игнатенко.

В этом году отмечается 20-летие конкурса Елены Образцовой, и Благотворительный Фонд организовал гала-концерт лауреатов Международных конкурсов молодых оперных певцов Елены Образцовой и «Опералии» Пласидо Доминго, который прошел в Большом зале Московской консерватории и был посвящен 80-летию со дня рождения Елены Васильевны.

Виталий Билый
Виталий Билый

Открыло вечер Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», исполненное Большим симфоническим оркестром им. П. Чайковского (худрук и гл. дирижер В. Федосеев) п/у дирижера Дениса Лотоева с глубоким подтекстом - пожеланиями молодым певцам счастливой творческой карьеры. Радостно было услышать замечательного баритона Виталия Билого. Некогда солист «Новой оперы», он давно не появлялся в российской столице. Виталий - лауреат солидных международных конкурсов: молодых оперных певцов Елены Образцовой (Гран-при, Петербург, 2003), «Опералии» Пласидо Доминго (IV премия, 2004), им. Франсиско Виньяса (III премия, Барселона, 2005). С 2007 – приглашенный солист театра Метрополитен-опера, выступает в театрах Италии «Ла Скала», Ла Феничев Венеции, Сан-Карло в Неаполе, Кальяри, Театре им. Дж. Верди в Падуе, Муниципальном театре Сантьяго-де-Чили, Баварской Опере и Дрезденской Земпер-опере. В планах певца спектакли в Визбадене, Риме, Севильи, Париже, Тулузе, Лос-Анджелесе.

В первом отделении Виталий исполнил арию Дон Карлоса из оперы Верди «Эрнани», во втором – два дуэта: Леоноры и Графа Ди Луна из «Трубадура», Джильды и Риголетто из «Риголетто» Верди. Особенно хорош Виталий был в дуэтах, где раскрылись его яркий выразительный баритон и активная актерская харизма. Его партнершей была тоже яркая певица и актриса Ольга Пудова.

Ольга родилась в Петербурге, закончила Петербургскую консерваторию. С 2006 – солистка Мариинского, приглашенная солистка Большого, поющая по всему миру сложнейший лирико-колоратурный репертуар Беллини, Доницетти, Моцарта, Верди, Россини, Римского-Корсакова, Бернстайна, Р. Штрауса. Лауреат нескольких солидных международных конкурсов: им. Римского-Корсакова (II премия, Петербург), им. Павла Лисициана (I премия, Владикавказ), Елены Образцовой (I премия, Петербург), конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (III премия, Москва).

Ольга Пудова блистательно закончила первое отделение гала-концерта в Москве арией Лакме из одноименной оперы Делиба, нанизывая нити стремительных колоратур. Во втором отделении в дуэтах она была совсем иной. Сначала шаловливой и изящной Адиной из «Любовного напитка» Доницетти, разыгрывающей влюбленного в нее Неморино. В сцене же Джильды с Риголетто покорила нежностью по отношению к предавшему ее коварному Герцогу и страстным желанием уберечь любимого от страшной мести отца.

Ее партнером в сцене Адины и Неморино был тенор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Дмитрук. Его ведущим солистом он стал только в 2017 году, закончив Петербургскую консерваторию и пройдя сложный путь становления творческой личности. На счету Владимира несколько престижных премий на международных вокальных конкурсах «Маленькая опера» (I премия, Таллин, 2008), Всеукраинский конкурс солистов-вокалистов им. О. Петрусенко (I премия, Киев, 2009), оперных певцов «Санкт-Петербург» п/р И. Богачевой (I премия, 2011), молодых оперных певцов Елены Образцовой (III премия и Приз зрительских симпатий, 2015). Он финалист телепроекта «Большая опера» (2017).

В гала-концерте в исполнении Владимира Дмитрука ярко прозвучал Плач Федерико из оперы Бизе «Арлезианка», а завершил вечер дуэт Мими и Рудольфа из «Богемы» Пуччини. С ним выступила его коллега по театру Елена Гусева.

Елена – выпускница Московской консерватории (класс замечательного педагога, профессора Галины Алексеевны Писаренко). В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко она ведущая солистка с 2009 года. Сегодня на ней весь лирико-драматический репертуар: Аида, Лиза, Татьяна, Чио-Чио-Сан, Наташа Ростова, Мими, Микаэла, Дездемона, Леонора («Сила судьбы»),Енуфа, и др. Она тоже лауреат значительных международных конкурсов: в Нингбо (IV премия, Китай, 2008), молодых оперных певцов Елены Образцовой (I премия, Петербург, 2009), в Савонлинне (Финляндия, 2010), им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2011), им. П. Чайковского (Москва) – везде третья премия. Лауреат премии Фонда Елены Образцовой (2013). В концерте Елена спела первую арию Кумы из оперы Чайковского «Чародейка», а во втором отделении вместе с Виталием Билым - дуэт Леоноры и Графа Ди Луны из «Трубадура» Верди. У певицы большой красивый голос. Но хотелось, чтобы у ее героинь было бы больше женского обаяния, притягательности и непосредственности.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Отлично, что в концерте приняла участие очаровательное лирико-колоратурное сопрано Ольга Кульчинская. Теперь она редкая гостья в Москве. Родилась в городе Ровно (Украина) в семье музыкантов. Выпускница Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского (класс М. Ю. Стефюк). Лауреат международных конкурсов им. И.А Алчевского (Гран-при, Харьков, 2011), им. И. В. Лысенко (I премия, Киев, 2012 ), им. Бюль-Бюля (III премия, Баку, 2012), им. Ф. Виньяса (I премия, Барселона, 2015), «Опералии» Пласидо Доминго (III премия, Гвадалахара, 2016). Лауреат премии Фонда Елены Образцовой (2018). В 2013-2014 — артистка Молодежной оперной программы Большого театра. В 2013 дебютировала на Исторической сцене Большого театра в партии Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова п/у Геннадия Рождественского. С этой ролью она приняла участие в гастролях Большого театра в Вене, на оперном фестивале в Гонrонге, а также в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. В 2014-2017 - солистка Большого театра, где ее репертуар пополнился партиями Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта), Джильды («Риголетто» Верди), Мюзетты («Богема» Пуччини), Герды («История Кая и Герды» С. Баневича), Коринны («Путешествие в Реймс» Россини) и др. К сожалению, певице пришлось покинуть Большой театр. Ольга успешно выступает на ведущих зарубежных сценах: Джульетта в опере Беллини «Капулетти и Монтекки», Церлина в «Волшебной флейте» Моцарта и Адина в Любовном напитке» Доницетти в Опере Цюриха, Мюзетта в «Богеме» Пуччини в театре Лисеу (Барселона), Розина в «Севильском цирюльнике» Россини в парижском театре «Бастий», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова в театре Ла Монне в Брюсселе. В 2020 предстоят дебюты в Метрополитен-опера в партиях Мюзетты и Памины. Но тоска по любимой сцене Большого театра все равно существует.

В концерте Ольга Кульчинская спела три арии: Марфы из четвертого действия «Царской невесты», Норины из «Дон Паскуале» Доницетти и Мюзетты. Певица продемонстрировала свой неповторимой красоты голос с богатейшим багажом нюансов и спектр актерских красок от трагедийных до комедийных.

Дзамболат Дулаев
Дзамболат Дулаев

Еще двое выступили в гала-концерте. Это лауреаты недавно прошедшего в Петербурге XII конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой: баритон Дзамболат Дулаев – Первая премия, и сопрано Оксана Секерина (Майорова) – Третья премия, приз зрительских симпатий и несколько спецпризов. Дзамболат родился в Владикавказе, закончил Мастерскую Дмитрия Бертмана в ГИТИСе (педагог по вокалу О. Ф. Миронова). Сейчас он поет во Владикавказе и в Мариинском театре, с 2015 – солист «Геликон-оперы», имеет еще несколько премий международных конкурсов. На концерте в Москве выступил достойно, исполнив арии Мазепы из оперы Чайковского и Родриго из «Дон Карлоса» Верди.

Оксана Секерина родом из Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа, закончила РАМ им. Гнесиных. Обладательница нескольких зарубежных наград, в том числе приза Биргит Нильсон, который ей вручил ей Пласидо Доминго на своем конкурсе «Опералия», проходившем в 2017 в Астане. Сотрудничала с ГАСК России п/у В. Полянского. С 2016 началась ее зарубежная карьера. В концерте Оксана спела две арии: Леоноры из «Силы судьбы» Верди и Русалки из оперы Дворжака. Это выступление знаменовало переход певицы от музыки Моцарта на более крепкий сопрановый репертуар, который прошел успешно. Особенно ей удалась ария Леоноры.

Концерт завершился, вызвав бурные аплодисменты слушателей. Была масса цветов. Пожелаем же молодым певцам не терять завоеванных позиций, а развивать их дальше.

Елизавета ДЮКИНА

27/02/2018 - 01:23   Classic   Концерты
Завершился XI Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи пресс-конференцией и гала-концертом сразу с тремя мировыми премьерами.

Замглавы Сочи Ирина Романец: Сложно делиться впечатлениями, когда их так много. Все слова высшей степени превосходства не опишут состояние зрителей, присутствовавших на фестивале. Я просто счастлива, что администрация города причастна к проведению такого замечательного фестиваля. Семь постоянно действующих площадок, музыкальная академия, где наши дети и наши педагоги имеют возможность слушать лучших педагогов и музыкантов мира, заниматься с ними. Замечательные спектакли театра марионеток Резо Габриадзе — настоящее искусство… Столько всего прекрасного, что и за сутки не опишешь.

Компания Yamaha привезла специально для фестиваля еще один рояль (два их рояля уже есть в Сочи), клавинову (цифровое фортепиано), гонги и другую перкуссию.

... И будем поддерживать фестиваль дальше! - подчеркнул глава компании Yamaha в России.
Зимний фестиваль Юрия Башмета. Закрытие
Зимний фестиваль Юрия Башмета. Закрытие

В XI Зимнем фестивале приняло участие около 1700-1800 участников, мероприятия фестиваля посетило 12-13 тысяч зрителей. Данные еще будут уточняться по завершении всей программы, уточнил исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко.

Юрий Башмет: Я продолжаю дико волноваться, потому что сейчас будем играть опять премьеру. На этом фестивале был очень удачный конкурс композиторов, мы хотели всем дать первую премию без исключения, настолько высокий уровень. Кроме того, мы еще заказываем произведения для фестиваля, и хотя не знаем, что автор напишет и как это публика примет, все равно рискуем. Так было со спектаклем «Не покидай свою планету», и теперь это — визитная карточка фестиваля. Сыграли премьеру «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского, сыграли неплохо, как мне кажется, и сам автор остался доволен.

Сочинские журналисты очень переживали за высокие цены на билеты.

Гринченко: Доходы от билетов формируют программу фестиваля, делают ее насыщенной, необычной. Есть органный зал, где билеты по очень доступным ценам. Занятия с детьми в Зимнем театре были абсолютно бесплатны, мы берем на себя привоз педагогов для этих занятий. Цены на спектакли театра Габриадзе вполне адекватны, в Москве и Питере цены в два-три раза дороже, и их не достать.

NEWSmuz.com спросил про впечатления Юрия Абрамовича от премьеры авторской версии «Пиковой дамы» и о том, увидят ли ее другие города.

Юрий Башмет: «Пиковая дама» — там была незаменимая и неподражаемая графиня Ирина Богачева, она давала тон и школу всем остальным певцам. Ездить с ним сложно, особенно из-за декораций. «Не покидай свою планету» тоже нелегко возить, но мы же возим. Конечно, этот спектакль требует еще докатки, наработки. Мне понравилась идея с призрачным образом молодой графини, Надя Михалкова играла импрессионистически, воздушно. Сама идея мне понравилась. И режиссер молодец!
Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Гала-концерт начался с мировой премьеры «Путешествие по оркестру» Кузьмы Бодрова, значительно переработанного после первого предпоказа. Исполнил его Всероссийский юношеский симфонический концерт п/у Юрия Башмета. Эпичное путешествие по оркестровым группам, почему-то очень «киношное» по звучанию. Частый гость башметовских фестивалей скрипачка Татьяна Самуил чудно солировала в «Элегической поэме» Изаи, тонко и мудро. И почему его так редко исполняют?

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Хорватский валторнист Радован Владкович сначала напугал не очень чистыми первыми нотами в штраусовском концерте №1 для валторны с оркестром, но затем почти реабилитировался в бравурном Allegro. И все-таки брака оказалось многовато, особенно для относительно несложного Первого концерта (во Втором это было бы простительнее).

Алексис Сориано и Радован Владкович
Алексис Сориано и Радован Владкович

Немецкий виолончелист Йенс Петер Майнц удивил необычным холодным тембром инструмента и виртуозным звукоизвлечением. «Вариации на тему рококо» П.Чайковского прозвучали в его исполнении каким-то шумановским звуком, чинно и благородно, интересная трактовка. А вот оркестр звучал совсем традиционно для Чайковского, и образовался дополнительный любопытный контекст. Ярчайшее, великолепное исполнение и свежий взгляд на русский рококо…

Петер Майнц
Петер Майнц

Специально для мировой премьеры пьесы Across Differences («Различия») американского композитора Алвина Синглтона и привозили клавинову, гонги и прочее. Пьеса структурирована как череда экспрессивных дробей, меж которыми звучат эклектичные высказывания то в духе Малера, то Шостаковича, пронзенная вкрадчивыми электронными тембрами клавиновы. Можно было бы и со Стравинским сравнить, действительно ощущения самые пестрые. Форма произведения жесткая, звучит все осмысленно. Молодежный оркестр под рукой испанского дирижера Алексиса Сориано весь концерт провел эффектно, а тут и вовсе, как пружина распрямился. Чудное воздействие музыки Синглтона!

Алексис Сориано
Алексис Сориано

Солирующая маримба с оркестром — всегда необычно. Серб Небойса Джован Живкович, сам и написавший этот концерт, владеет инструментом виртуозно. Аккомпанемент состоит из непростых ритмических фигур со всхлипывающими струнными, в ударных моментах добавляются духовые. Состояние тревоги не уходит из музыки до конца.

Небойса Джован Живкович
Небойса Джован Живкович

За вокальную часть гала-концерта превосходно «ответила» Ольга Кульчинская, спевшая свою любимую Джильду из «Риголетто» Большого театра, заодно и вальс Мюзетты из «Богемы» (она пела ее в барселонском Лисео). Публика вызывала на бис, но увы.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Завершился гала-концерт и весь фестиваль мировой премьерой альтового концерта с оркестром немецкого композитора Валерия Воронова, в исполнении самого Юрия Башмета. Сочинение, что называется, «на одном аккорде». Солировать тут особо и нечего, большую часть времени альт играет на одной ноте с разными длительностями, то же делает и оркестр. Ассоциации - со звуками болота. Воронов изощренно пластует в музыкальной ткани самые разные мелосы, болото чавкает и колышется. Альт Башмета то вскрикивает и взвивается, то умиротворяется, почти сливаясь с оркестром. Отличная композиторская работа, но вряд ли слушатели оценят эти нюансы. Для альта технических сложностей нет, и Башмет сосредоточился на чистом интонировании, что ему блестяще и удалось.

Алексис Сориано и Юрий Башмет
Алексис Сориано и Юрий Башмет

XI Зимний фестиваль оказался менее звездным, чем предыдущий юбилейный. И все-таки достойным, насыщенным на события высокого искусства. Планку фестиваль держит, и нет сомнений в его долголетии, на радость сочинцам.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

27/12/2016 - 16:42   Classic   Концерты
На знаменитом и любимом москвичами Фестивале искусств, созданном легендарным пианистом Святославом Рихтером и директором Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ириной Антоновой 36 лет назад, состоялось два вечера музыкантов и певцов Большого театра.

Первый сольный — его представила молодая солистка Анна Аглатова. Выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Рузанны Лисициан), Анна еще в годы учебы дебютировала на сцене Большого театра в роли Нанетты в опере Верди «Фальстаф». Сегодня в репертуаре певицы ведущие сопрановые партии: Сюзанна и Деспина («Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» Моцарта), Мюзетта («Богема» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Лиза («Сомнамбула» Беллини), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова) и др.

Анна Аглатова
Анна Аглатова

У Аглатовой большой красивый яркий и выразительный голос, сразу увлекающая за собой кантилена и каскад виртуозных пассажей и рулад. Масса обаяния, артистичность и заразительность. Для своего дебютного выступления на «Декабрьских вечерах» артистка вместе с замечательным музыкантом концертмейстером Маргаритой Петросян подготовила красивую и изысканную программу. В первое отделение были включены вокальные сочинения французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). Дитя двух веков, композитор впитал в себя разные музыкальные тенденции: классические, романтико-импрессионистские и неоклассические, воспевая в своих произведениях идеалы красоты и гармонии. В ряде его сочинений прослеживается связь с музыкальной испанской культурой. Именно вокальные произведения с «испанским уклоном» и выбрала Анна для своего концерта. «Шехеразада». Цикл песен на стихи Т. Клингзора. «Азия». «Волшебная флейта». «Равнодушный». Три песни, разные по тематике. Но в искусном исполнении певицы и ее концертмейстера Маргариты Петросян они стали цельной загадочной поэмой о непростых человеческих взаимоотношениях. Затем прозвучала «Испанская песня» Равеля. В конце отделения — сложнейший «Вокализ-этюд в форме хабанеры». Сочетание кантилены и виртуозных пассажей захватило слушателей своей экспрессией и красотой и вызвало бурные овации. В антракте зрители еще долго обсуждали искусство певицы, подарившей им мало знакомую замечательную вокальную лирику Равеля.

Во втором отделении объединились романсы русских композиторов с испанско-итальянской тематикой. Всем известный романс Глинки «Я здесь, Инезилья» на стихи Пушкина сугубо мужской, но… Анна Аглатова была убедительна, исполнив его с лукавством и некоторой долей иронии. Еще один романс Глинки, изящная итальянская канцонетта «К цитре». Очередная «Испанская песня», на этот раз принадлежащая перу Балакирева. Четыре романса Петра Ильича Чайковского. Они разные по душевному настрою композитора, что в точности и передала исполнительница. Меланхолическая «Серенада» на стихи Константина Романова. Очаровательная «Моя чаровница» на стихи Коллена. Грустные «Слезы» (ст. Бланшкота) и радостная «Pimpinella», Флорентийская песня. Вслед за классиком прозвучали современные редкости — два опуса Дмитрия Дмитриевича Шостаковича из цикла «Испанские песни»: «Прощай, Гренада» и «Ронда», которые представили нам совсем иного композитора, более светлого по жизненному настрою. Думаю, что я была в зале не единственной, кто их услышал впервые. Завершила Анна Аглатова свой уникальный вечер знаменитой песней Делиба «Les filles de Cadis» — «Испанским болеро» на стихи Мюссе о гордой красавице испанке. Слушатели полюбили талантливую солистку Большого театра и долго не отпускали ее со сцены, а она не подготовила «бисового» номера. Тогда Аня решила повторить один из своих лучших номеров — «Вокализ-этюд в форме хабанеры». Он прозвучал еще ярче!

На другой день состоялся второй вечер — коллективный. Выступили Ансамбль солистов оркестра Большого театра под управлением дирижера и скрипача Михаила Цинмана, певцы: солистка Большого театра Ольга Кульчинская, артистка Молодежной оперной программы Большого театра Василиса Бержанская, солист театра «Новая опера» Ярослав Абаимов и солисты- инструменталисты Наталия Береславцева (флейта), Петр Кондрашин (виолончель) и Софья Беляева (гобой). Программу составили произведения разных жанров зарубежных авторов. Причем, не только Анна Аглатова, но и дирижер Михаил Цинман и все солисты тоже были дебютантами «Декабрьских вечеров».

Ансамбль солистов оркестра Большого театра под управлением дирижера и скрипача Михаила Цинмана
Ансамбль солистов оркестра Большого театра под управлением дирижера и скрипача Михаила Цинмана

Начала вечер Наталия Береславцева пьесой для флейты соло «Сиринкс», сразу задав высокую планку исполнения. Ее продолжили солисты оркестра Большого театра, ярко и очень выразительно сыграв замечательный «Триптих Боттичелли» итальянца Отторино Респиги. Мы услышали бурную и красочную боттичеллевскую весну, побывали на празднике «Поклонения волхвов» и присутствовали при «Рождении Венеры». Итальянца сменил испанец Мануэль де Фалья — Василиса Бержанская успешно исполнила его пьесу для голоса и камерного ансамбля «Психея». Завершила первое отделение Симфоническая поэма Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Одноименный балет в постановке Вацлава Нижинского многим очень хорошо известен, а игра музыкантов была столь выразительна, что легко представилась послеполуденная жара, появление фавна, устроившегося в тенечке, приход девушек, его проснувшаяся чувственность, испугавшая юных особ. В финале образ наслаждающегося жизнью фавна, который с восторгом вдыхает запах оброненного девушками воздушного шарфа.

Во втором отделении Софья Беляева познакомила слушателей с пьесой «Аретуза» из сюиты Бриттена для гобоя соло «Шесть метаморфоз по Овидию». Порадовало ее мастерство и красивый звук ее гобоя. Органично вошло в программу и сочинение Людвига ван Бетховена —два фрагмента из музыки к балету «Творения Прометея, или Торжество музыки и танца». Солировал виолончелист Петр Кондрапшин. Молодой музыкант из семьи великого дирижера Кирилла Кондрашина. От своего деда Петр унаследовал редкую музыкальность, артистичность и театральность, прибавив к этим качествам глубокое бархатное звучание своей виолончели работы мастера Жана Батиста Вильома из Государственной коллекции уникальных инструментов. С 2012 года Петр Кондрашин — первый концертмейстер виолончелей оркестра Большого театра и своими соло украшает многие оперные и балетные спектакли театра. На концерте в музее он блестяще солировал в Adagio и Andante quasi Allegretto.

Трио Орфея, Амура и Эвридики
Трио Орфея, Амура и Эвридики

Красиво и логично выстроенную программу вечера завершил великий реформатор оперы Кристоф Виллибальд Глюк — фрагменты из его оперы «Орфей и Эвридика» (французская редакция, в которой партию Орфея поет тенор). Сначала прозвучала балетная музыка: энергичный Танец фурий и элегичный Балет блаженный духов. Затем запели главные герои. Тенор Ярослав Абаимов проникновенно исполнил две горестные арии, излив в них страдания своего Орфея, дважды потерявшего любимую жену Эвридику. Речитатив и ария Эвридики во всем удались Ольге Кульчинской. Ее роскошное сопрано, богатое тембральными красками было наполнено тоской красавицы Эвридики, в расцвете лет покинувшей мир и любимого супруга певца Орфея. Очень выразительным был Речитатив Орфея и Эвридики. И затем радостный финал — Трио Орфея, Амура и Эвридики, восхваляющее Жизнь и Любовь.

Елизавета ДЮКИНА
Фото - ГМИИ им. А.С. Пушкина

19/04/2016 - 03:56   Classic   Концерты
Три года проводит Юрий Башмет свой фестиваль в небольшом венецианском городке Конельяно.

И вот в БЗК прошел первый московский концерт фестиваля — своеобразная презентация. Приехали добродушный глава провинции и молчаливый глава города, концерт спонсировал ведущий дистрибьютор знаменитых игристых вин Просекко в России, - словом, полноценная презентация фестиваля, о котором пока мало знают в России.

На пресс-конференции
На пресс-конференции

Эти три года были довольно трудные. В конце концов, население Конельяно составляет всего 35 тысяч человек, и даже несмотря на туризм, привлечь звезд академической музыки смог только вездесущий Башмет. «Там особая атмосфера, - рассказал он на пресс-конференции. - Жарко, много прекрасного вина, и мы играем в исторических особняках. Иногда это дает любопытные результаты — из-за жары музыканты могут играть быстрее, и с традиционными произведениями Баха при убыстрении происходят чудеса — совершенно новые прочтения».

Любопытно, что в Конельяно круглый год идет винный фестиваль, но большинство участников — местная самодеятельность и ресторанные эксперты. Об уровне звезд фестиваля «Дорогами Просекко» - Башмет, Борисоглебский, Мерчелли, Рудин, Вадим Репин, Цзин Чжао и др. - ранее венецианскому курорту приходилось только мечтать. Зато на 35 тысяч населения в Конельяно есть десятки хоров, а хор «Голоса Конельяно» Башмет уже привозил в Россию на Сочинский зимний фестиваль.

Привез и в Москву. Программу презентации фестиваля Башмет поделил пополам — первое отделение из мировой классики (Бах, Чайковский и Шнитке), второе — из итальянцев (Нино Рота и Антонио Вивальди). Участие «Солистов Москвы» п/у самого Башмета качество гарантировало, так что зал БЗК был полон.

Александр Соколов вручает награду
Александр Соколов вручает награду

Перед началом концерта ректор МГК Александр Соколов вручил Башмету памятную награду в честь 150-летия Московской консерватории, напомнив, что консерватория гордится своим выпускником и нынешним профессором. А Башмет сказал, что гордится консерваторией, и удивлен, что консерватория гордится им...

Награда
Награда

И все же Башмет хотел удивлять. «Тройной» концерт Баха для скрипок с оркестром он отдал трем очень заметным молодым — Кирилл Кравцов, Арина Шевлякова, Артем Котов, - и не прогадал. Чуткой дирижерской рукой он предупреждал их от неуместного конкурирования, и точно расставлял акценты. Шевлякова была чуть более эмоциональна, но в целом сложилась весьма равновесная картинка в этом играном-переигранном баховском шедевре.

Кирилл Кравцов, Арина Шевлякова, Артем Котов
Кирилл Кравцов, Арина Шевлякова, Артем Котов

«Ноктюрн» Чайковского как только не исполняли — солировала виолончель, солировала скрипка… Башмет решил солировать альтом, и это даже не переложение — точных указаний в архивах не сохранилось. Тягучий мечтательный тембр Башмета получает развитие через опевания к кульминации, Башмет надрывно играет мотивы-вздохи, и взрывно — форшлаги. Пожалуй, теперь альтистам стоит записать в репертуар и «Ноктюрн»…

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Зал ждал Даниила Трифонова. Излишне говорить о том, что Трифонов — самый многообещающий молодой пианист России. А вот Шнитке, и конкретно его Концерт для фортепиано и струнных, ему довелось играть впервые в жизни. Сказать, что Трифонов волновался — не сказать ничего. Одно из лучших произведений Шнитке построено на медитативном потоке психической энергии (банально, но - факт), сорваться легче легкого. Однако Трифонов предстал пред публикой бородатым и в толстых очках, много старше своего возраста, и ввинтил в рояль БЗК какое-то невероятное количество энергии. Подвох концерта в оригинальном сочетании вариаций — сонатная форма расшатывается диссонирующими и остинантными аккордами, мимолетно возникает хорал, и сквозь шаткий ноктюрн на хроматическом фоне возникает мультяшное приджазованное скерцо, завершаясь почти колокольным звоном. Трифонов играл самоотверженно. Он сыпал рельефными пассажами, будто шаман. Он совершенно четко понимал, что за вариацию он играет. Из тысяч возможностей окукливания хроматики он выбирал только неистовые, метафизические, вбирая в себя гнев разума, компьютерное пересчитывание вариантов и холодный поток сознания. Это было, без сомнения, выдающееся исполнение. И сам Трифонов прыгал от радости...

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

После антракта началась «итальянская» программа. В общем, Нино Рота настолько выдающийся кинокомпозитор, что вряд ли ему нужна слава еще и просто композитора. «Солисты Москвы» смогли чутко донести шестидесятнические видения романтизма Рота, но Концерт для струнного оркестра напомнил лишь некоторые удачные находки Рота в великих фильмах Феллини, не более.

Иное дело - «Глория» Вивальди. В 2013 году на Зимнем фестивале Башмета в Сочи великую Gloria пел все тот же хор Канельяно, а солировали Кристина Мхитарян и Юлия Мазурова. Теперь солировали Ольга Кульчинская (ставшая уже солисткой Большого) и ростовская прима Евгения Асанова. И это была совершенно другая трактовка! Напомним, что в Gloria Вивальди использовал часть мессы, отправляясь от ликования и прославления Христа к аффектированной скорби, а затем к благообразной двойной фуге. Дело в акцентах. Так вот, хор Канельяно пел почти точно так же, «Солисты Москвы» держали гибкий нейтралитет, а вот Кульчинская и Асанова предпочли светлую сторону. Они пели не то, чтобы улыбаясь, но на полуулыбке. Они купались в торжестве. Это была белая месса, а не черная. И пожалуй, это было более адекватно — радоваться торжеству христианских ценностей более естественно, чем горевать. Жизнерадостная красавица Ольга Кульчинская все равно напоминала свою Марфу из Большого, но мотивы для ее радости выглядели куда более значимыми. Евгения Асанова крайне педантично интонировала, и технически слушалась почти безупречно.

«Солисты Москвы», Евгения Асанова, Ольга Кульчинская и Юрий Башмет
«Солисты Москвы», Евгения Асанова, Ольга Кульчинская и Юрий Башмет

Фестиваль «Дорогами Просекко» представил Москве образ того внеграничного торжества искусств, что может случиться в любом уголке земного шара. Италия — лишь точка перемещения. Туда могут приехать русские туристы, там есть невероятной красоты исторические особняки Бог весть какого века, - но оживляют природные пейзажи именно музыканты высочайшего исполнительского класса. Что и доказал Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил Брацило

22/02/2016 - 00:42   Classic   Концерты
В Сочи завершился IX Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета.

Перед концертом закрытия прошла пресс-конференция с участием мэра Сочи Анатолия Пахомова.

- Нынешний фестиваль уже девятый, было много разной музыки, - резюмировал мэр Сочи. - До приезда Башмета Зимний театр стоял пустой, и не было таких разнообразных мероприятий. Когда Башмет предложил свой фестиваль, мы были очень рады. Мы пережили подготовку к Олимпиаде вместе. Юрий Абрамович был послом Олимпиады. Потом появились фестивали Бутмана, Мацуева и другие — но Башмет был первый. Наша публика выросла, стала совсем другой, стала ценителями высокой музыки и высокого искусства. Фестиваль Башмета — праздник для нашей интеллигенции, для всех любителей музыки. Спасибо Вам. Я понимаю, какой это огромный труд. Спасибо за Академию молодых музыкантов, которым дали возможность заниматься с великими педагогами со всего мира, и за то, что из 45 юных музыкантов — 3 наших сочинцев. И они всю жизнь будут это помнить, даже если не станут известными музыкантами. Мы постараемся юным сочинцам дать все возможности для развития и самореализации в искусстве, спорте. Это основа здорового общества. И еще... у нас остается еще один рояль Yamaha в Сочи.

Дмитрий Гринченко, Юрий Башмет, Анатолий Пахомов
Дмитрий Гринченко, Юрий Башмет, Анатолий Пахомов

Тему нового рояля поддержал Дзиро Охно, генеральный директор компании Yamaha Music в России.

- От лица компании Yamaha хочу поздравить организаторов фестиваля и руководство города с успешным проведением Зимнего фестиваля. Мы гордимся, что в течение многих лет являемся партнерами этого фестиваля, а в этом году порадовали звуком нового рояля в Органном зале Сочи. Сочи стал не только спортивной, но и культурной столицей. Мы рады поддерживать Сочи в культурных начинаниях.

О перспективах Зимнего фестиваля, который в следующем году должен пройти в десятый раз, поделился сам арт-директор фестиваля, знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет.

- Я рад тому, как и в какую сторону растет наш Зимний фестиваль. И я вижу направления, куда фестиваль может развиваться дальше. И академия может длиться дольше, и я бы ввел туда новые инструменты, например, дудук. Композиторский конкурс прошел, мы послушали, услышали, и композиторы получили свое признание, — но надо расширять композиторскую академию, это очень важно для музыки. Всероссийский Юношеский оркестр родился именно в Сочи, первое его выступление прошло здесь. Впереди — десятый юбилейный фестиваль, и мы начинаем думать о нем уже сразу после сегодняшнего последнего концерта девятого фестиваля.

NEWsmuz.com спросил о необходимости новых современных концертных залов в Сочи, ведь недавно Башмет высказался за строительство нового зала в Лондоне, тоже не обделенном концертными площадками.

- В Москве же открывают новые залы, хотя залов много. В Питере Гергиев открыл новый зал для Мариинки. Залы нужны! В каждом новом зале образовывается своя атмосфера. Вот в Олимпийской деревне в Москве открылась Филармония 2, и на концерт «Новой России» пришел мой коллега, - просто перешел через дорогу, ему удобно, он там живет. Есть артисты, которые собирают зрителей, и есть те, которые иногда собирают, а иногда нет. Нино Катамадзе показала прекрасный пример объединения публики, например.

Прокомментировал ситуацию с концертными залами и мэр Сочи Пахомов.

- «Роза холл» появилась у нас на Красной Поляне, и еще один зал «Галактика» там же на «Лауре» - это все новые залы за последние два года. Они еще не в полном объеме используются.

Пахомов ответил и на вопрос о развитии филармонического искусства в Сочи.

- У нас есть 304 образцовых коллектива, есть театры, городской оркестр. Мы многое бы хотели, но не на все есть возможности. 560 фестивалей в год в одном Сочи! Наши музыканты и артисты имеют возможность видеть и учиться у лучших коллективов, приезжающих в Сочи. Культурная Олимпиада для Сочи стала культурной революцией.

В этот момент одна из сочинских газет преподнесла Юрию Башмету памятный подарок - морскую звезду.

- Я не могу выделить один какой-то концерт фестиваля, все они были разные и уникальные, - рассуждает Юрий Башмет. - Все концерты — живые, мы же не ставим записи для зрителей. Это все живой процесс. Мы очень долго готовились к «Маленькому принцу» с Хабенским, репетировали еще в Москве. От Нино Катамадзе я был в шоке — это жизнь без границ! И неважно, какой жанр! И конкурс, и академия — все это было очень важно. Жаль, что не получилось встретиться с молодыми журналистами, рассказать о своих историях и послушать их мнение.

Гала-концерт закрытия IX Зимнего фестиваля искусств посетили министр культуры России Владимир Мединский и мэр Сочи Анатолий Пахомов.

У «Новой России» под рукой дирижера Юрия Башмета сложилась весьма напряженная программа. Концерт стартовал с увертюры к оперетте «Летучая мышь» Штрауса, затем известная скрипачка Татьяна Самуил (Россия-Бельгия) сыграла поэму для скрипки с оркестром Шоссона. Одаренное сопрано Ольга Кульчинская спела арии из «Манон» Массне, «Пуритане» Беллини и вальс Джульетты Гуно.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Весьма оригинальным получилось выступление квартета валторнистов из Франции — Эрве Жулан, Жан Мишель Таверниер, Миша Кликоно и Джером Руллард исполнили Konzertstück для валторн с оркестром Роберта Шумана.

Австрийский пианист Ингольф Вундер сыграл Первый концерт для фортепиано с оркестром Ференца Листа.

Весьма впечатлило зрителей исполнение двух частей из сюиты С.Эльдегарда норвежского скрипача Арве Моэна Бергсета — слышать удивительный звук традиционной норвежской скрипки хардангерфеле было непривычно и занимательно. Визит Бергсета состоялся благодаря поддержке Посольства Королевства Норвегии в России.

Арве Моэн Бергсет
Арве Моэн Бергсет

Наконец, завершился гала-концерт эффектным исполнением «Болеро» Равеля.

И завершился весь фестиваль. Помимо невероятно разнообразной концертной программы со звездами мировой музыки, фестиваль вобрал в себя семинар директоров всех филармоний России, конкурс молодых композиторов, Академию молодых музыкантов, пресс-клуб для журналистов, Школу молодых журналистов России, Международные фестивальные чтения с промоутерами крупнейших фестивалей Европы… Это было по-настоящему большое мировое событие в мировой музыкальной культуре.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

На закрытии мэр Сочи пообещал возрождение осеннего фестиваля искусств, который проводит тоже Юрий Башмет, но в прошлом году по ряду причин он был ограничен рамками одного концерта. А министр культуры России пообещал выделить грант «Российскому музыкальному агентству» на проведение ночных фестивальных программ в филармониях России — одна из таких уже прошла в Екатеринбургской филармонии. Подготовку же юбилейного десятого Зимнего фестиваля искусств в Сочи Юрий Башмет пообещал начать немедленно.

Вадим Пономарев
Фото - Алексей Молчановский

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Ингольф Вундер
Ингольф Вундер

Квартет валторнистов
Квартет валторнистов
14/05/2015 - 05:08   Classic   Концерты
Молодёжная оперная программа Большого театра, отмечающая этой осенью свое 6-летие, имеет в репертуаре уже два спектакля, и оба моцартовские.

Первой была опера «Так поступают все женщины, или «Школа влюблённых» («Cosi fan tutte»). Теперь в афише появилась «Свадьба Фигаро».

Если постановочная группа «Cosi» была почти целиком зарубежной, за исключением главного хормейстера Валерия Борисова: музыкальный руководитель и дирижер Стефано Монтанари, режиссёр Флорис Виссер, сценограф Гидеон Дейви, художники по костюмам Девеке ван Рей и по свету Алекс Брок, то «Свадьбу Фигаро» делала в основном отечественная команда. Приглашенным был только дирижёр Уильям Лейси из Великобритании. Режиссёр Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин, художник по костюмам Виктория Севрюкова, художник по свету Дамир Исмагилов, хореограф Альберт Альбертс, хормейстер Валерий Борисов. Для драматического режиссёра Евгения Писарева это второй оперный спектакль —первой была «Итальянка в Алжире» Россини в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича. Оперный дебют Писарева прошёл более чем успешно. Он сразу заявил о себе как режиссёр с уважением относящийся композиторскому тексту, или как он сам говорит, что бороться с музыкой не намерен.

Граф Альмавива — Константин Шушаков, Керубино — Юлия Мазурова
Граф Альмавива — Константин Шушаков, Керубино — Юлия Мазурова

Вот в соответствии с партитурой Моцарта и поставлена «Свадьба Фигаро». Она состоит из двух частей: арий, дуэтов, ансамблей и речитативов, которые являются двигателем действия.

Чувствуется, что с певцами была проведена тщательная проработка речитативов. Этим, помимо исполнителя партии на хаммерклавире Артёма Гришаева (кстати, отличная работа музыканта), занимались режиссёр Писарев и хореограф Альберт Альбертс. Затем, когда были выучены вокальные партии, что для певцов более привычное занятие, и подготовлены речитативы, их объединили. Получилась роскошная музыкально-игровая партитура спектакля, на фоне которой и был разыгран «Безумный день женитьбы Фигаро» Бомарше.

Действие оперы перенесено в середину прошлого века. Оно развивается в доме богатого и публичного человека Графа, владельца крупной компании, в которой масса сотрудников. Сценограф Зиновий Марголин предложил оригинальное полифоническое оформление. Дом в разрезе, что дает возможность подсматривать всем и везде. Сначала дом упакованный, графичный, дизайнерский, но постепенно его растаскивают на отдельные комнаты по всей территории участка, что позволяет быстро менять место действия, и наблюдать сразу за несколькими персонажами в разных ситуациях. Оформление помогает созданию комического спектакля и четкому проведению игрового начала. Здесь все играют, все влюблены и изменяют друг другу не тяжело и мучительно, а вдохновенно.

Спектакль не бытовой, красивый и радостный. Одевала артистов художник по костюмам Виктория Севрюкова. Она умело играет разными цветами. Сначала все одеты в чёрное и желтое, потом появляются оттенки синего, а свадьба получается бело-красной. Все костюмы элегантны и изящны, подчеркивающие у женщин фигуры и их сексуальность. Все дамы на высоких тонких каблуках. Много непривычных в обыденной жизни предметов из другой жизни: шляпки, перчатки, сумочки. Всё вместе взятое создаёт атмосферу карнавальности, яркой праздничности финальной свадьбы.

Сюзанна — Ольга Кульчинская, Марселина — Лолитта Семенина, Бартоло — Максим Кузьмин-Караваев, Фигаро — Александр Виноградов
Сюзанна — Ольга Кульчинская, Марселина — Лолитта Семенина, Бартоло — Максим Кузьмин-Караваев, Фигаро — Александр Виноградов

Было подготовлено два состава исполнителей. Увлечённые непривычными задачами, поставленными перед ними режиссёром Писаревым, хореографом Альбертсом и художниками Марголиным и Севрюковой, певцы в основном - это артисты Молодёжной программы и её выпускники, уже солисты театра, обладатели молодых красивых голосов, с радостью окунулись в стихию карнавальности и влюблённости. К ним присоединились певцы старшего поколения Большого театра, играющие возрастные роли, артисты хора и миманса. Все великолепно двигаются, легко выполняют порой сложнейшие мизансцены. Получился яркий, живой спектакль. Это был действительно «Безумный день женитьбы Фигаро».

Бартоло — Олег Цыбулько, Сюзанна — Анна Аглатова, Фигаро — Александр Виноградов, Марселина — Ирина Рубцова
Бартоло — Олег Цыбулько, Сюзанна — Анна Аглатова, Фигаро — Александр Виноградов, Марселина — Ирина Рубцова

Конечно, главный центр — Фигаро. Великолепен в этой партии Александр Виноградов. Она словно создана для его высокого баса, ровно звучащего на всем диапазоне. Изумительна фразировка как в речитативах, так и в ариях и ансамблях. Его речитативы стремительны и выразительны, а арии покоряют красотой тембра и виртуозностью исполнения. Под стать Фигаро-Виноградову его невеста Сюзанна-Анна Аглатова. В прошлом году Анна впервые спела Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. Её героиня была очаровательной плутовкой, всегда готовой на любые проделки, только бы выбраться из-под опеки старого доктора Бартоло, мечтающего жениться на молоденькой девушке. Какие-то черты Розины певица взяла для своей Сюзанны: решительность, умение выходить из любой сложной ситуации. И, конечно же, настоящую влюбленность в своего избранника Фигаро.. Её яркий вокал отлично сочетался с басом Виноградова. Они были весёлой и гармоничной парой, захватившей весь зрительный зал своей изобретательной борьбой за личное счастье. Вторая Сюзанна в исполнении Ольги Кульчинской - другая. Она более спокойная и уверенная в счастливом конце. Её Сюзанна обольстительна в сценах с Графом, и в тоже время как бы со стороны смотрит на его ухаживания, мечтая, чтобы рядом поскорее был любимый Фигаро, а не уверенный в себе ловелас Граф.

Две Графини тоже разные. Графиня Розина Екатерины Морозовой, обладательницы роскошного сопрано, более взрослая и более страдающая от охлаждения своего супруга, что и изливает в ариях, покоряя искренностью. Она снисходительна к влюбленности в неё пажа Керубино и искренне прощает Графа, каждый раз надеясь на возвращение его любви. Анна Крайникова представляет свою героиню изысканной и томной, которая радостно принимает знаки внимания любвиобильного Керубино, постепенно проявляя активность в розыгрыше своего мужа. Хороши обе исполнительницы партии Керубино Юлия Мазурова и Александра Кадурина, играющие юного стилягу, в котором просыпается мужское начало и начинается период влюблённости во всех молодых женщин сразу. Их меццо-сопрано отлично ложится на партию Керубино и запоминается яркостью и выразительностью, а сами певицы органичностью актёрского существования.

Андрей Жилиховский играет Графа настоящим мужчиной, в которого влюблены все сотрудницы компании, и который, как все неверные мужья, все время подозревает жену в изменах. А когда раскрывается беспочвенность его претензий, он искренне просит прощение у Розины, чтобы снова заняться охотой за молоденькими женщинами, недаром его любимое занятие — охота. Граф у Константина Шушакова более мягкий и интеллигентный, что не мешает ему постоянно быть влюблённым в очередную красотку. Очень достойно спели и сыграли небольшую партию Барбарины Руслана Коваль и Анна Налбандянц.

Необходимо отметить и певцов, исполняющих возрастные роли. У всех отличные вокальные и актёрские работы: Ирина Рубцова и Лолитта Семенина — Марселина, Олег Цыбулько и Максим Кузьмин-Караваев — Бартоло, Станислав Мостовой и Марат Гали — Базилио, Валерий Гильманов и Александр Науменко — Антонио, садовник.

Что же касается второго исполнителя партии Фигаро Александра Миминошвили, то проведя репетиции, он заболел к премьерному циклу спектаклей, и пел только в последний вечер. Это его выступление было не лучшим. То ли он не совсем поправился, а скорей всего его баритон оказался не подходящим для партии Фигаро. Певца было очень плохо слышно, особенно в первой части спектакля, а все его речитативы были невыразительны настолько, что спектакль потерял свою энергетику. На сцене и в зале поселилась скука, которую без Фигаро-Мимоношвили разгоняли все остальные прекрасные исполнители. Вот таким был последний показ «Свадьбы Фигаро» в отсутствии главного героя. Но будем считать это кратким временным явлением.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Серьезные же претензии у меня только к одному представителю успешной в целом постановочной группы — к музыкальному руководителю и дирижёру Уильяму Лейсли. Известно, что он часто дирижирует операми Моцарта. В данном случае Лейсли оказался не моцартовским дирижёром. Оркестр играл тяжело, в полном отсутствии легкости, нюансов и подтекстов, которыми переполнена «Свадьба Фигаро». Несбалансированность звучания оркестра с певцами и хором приводила к нарушению ансамблей. К тому же дирижёр менял темпы, и только музыкальность и хорошая вокальная школы позволяла певцам успешно справляться со всеми дирижёрскими просчетами. Очень хочется надеяться, что следующий цикл спектаклей в июне проведёт дирижёр Большого театра Александр Соловьёв, и тогда «Свадьба Фигаро» в полную силу засверкает моцартовскими красками на фоне замечательной работы постановщиков и исполнителей.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Дамир Юсупов, Большой театр