Что выбирать для записи музыки: студию или звукорежиссера?

Рано или поздно любой музыкальный коллектив или исполнитель начинает задумываться о походе в студию звукозаписи. Однако сразу же возникает множество вопросов. Какую выбрать студию? Кто из звукорежиссеров сделает качественнее, и как не напороться на халатное отношение этого человека к работе с вашим материалом, или простое непонимание концепции стиля вашей музыки?

Часто музыканты сталкиваются с такими проблемами. Студия выбрана, и вот довольный коллектив (или сольный исполнитель) приходит, начинается процесс записи. Тут же оказывается, что на студии очень некомфортно. Музыкант волнуется, делает какие-то ошибки, звукорежиссер вместо приободрения смотрит на исполнителя искоса и говорит «ок, давай последний дубль», всем своим видом давая понять, что не договорил: «лучше ты всё равно не сможешь».

Расстроенный музыкант, выйдя, наконец, из этого ужасного места под названием студия звукозаписи, думает, что его мучения закончились и уж теперь-то всё будет хорошо. Звукорежиссер сделает монтаж, выровняет все кривые ноты в вокале, подвинет ударные по сетке, ведь ему заплачены за это приличные деньги. Но что музыкант получает в итоге? А получает он ровно то, что сыграл, без какого-либо монтажа, выравнивания, и с неким подобием сведения, которое и близко не стоит с тем, что он хотел получить. На все вопросы звукорежиссер отнекивается, дескать, что наиграли, то и получили. Shit in - shit out. Именно такими словами объясняли всю суть ситуации одним моим знакомым музыкантам.

Бывают и другие ситуации. Одни ребята записали ударных на 10 песен, потратив при этом немалые деньги. Они хотели продолжать запись остальных инструментов и обратились к нам за помощью. Каково же было расстройство, когда ребята узнали, что ударные записаны с серьезной технической ошибкой, которая сильно омрачала дальнейшее сведение композиции и делала невозможным сделать микс максимально качественным. Мы вместе с этими музыкантами поехали на студию, где производилась запись, и, естественно, местный звукорежиссер сказал, что он не слышит здесь ничего дурного. Хотя даже приборы показывали прямо противоположную картину. Эти треки ударных смотрели потом и другие наши коллеги, и все изумлялись, как можно было так напортачить и содрать с людей столько денег.

В Петербурге, например, с выбором студии звукозаписи сейчас обстоит следующая ситуация. Если набрать в поисковике «студия звукозаписи СПб», то нам выдадут огромное количество разных сайтов, предлагающих услуги студий. Еще больше можно найти в популярной сети Вконтакте. Там количество страниц студий зашкаливает за несколько сотен. И как же среди всего этого выбрать именно ту студию, работа с которой будет максимально комфортна, плодотворна, и где найти золотую середину в соотношении цены и качества?

Задумайтесь вот о чем. А стоит ли вообще выбирать студию звукозаписи? Вам нужен просто вагон крутого аппарата, или вам нужен человек, который превратит ваше произведение в первоклассный законченный (коммерческий, если хотите) продукт?

Делайте осознанный выбор

Существует очень много мест, которые буквально напичканы разными современными девайсами для звукозаписи, суммарная стоимость которых иной раз превышает стоимость вашей квартиры. Музыканты попадают в такое место и думают, что всё пройдет идеально. Но как же непонятно и обидно им становится, когда на выходе они получают совсем не то, что желали. Начиная от того, что всё звучит совершенно не так, как хотелось (в лучшем случае) и заканчивая техническими ошибками. В итоге трек хрипит, звенит, бубнит, и иной раз даже звукорежиссеры с других студий ничего не могут с этим поделать, т.к. некоторые ошибки были допущены еще на этапе записи.

К чему я это всё веду? К тому, что не думайте, будто большое количество дорогого оборудования непременно сделает вас обладателем идеальной записи. Прежде всего делает для вас эту запись звукорежиссер, а не груда железа. Поэтому наилучший вариант – это найти своего звукорежиссера, которому будет интересно работать именно с вами, и который будет целиком погружаться в особенности вашей музыки, а не заниматься ремесленничеством и делать треки под копирку. Не то чтобы все люди, привязанные к определенной студии, не хотят делать свою работу хорошо (хотя иногда встречаются и такие). Просто у них и так, как правило, большой поток клиентов, и не всегда есть возможность уделить максимальное количество времени для работы только с одним клиентом. Поэтому что-то передается подрядчикам, а что-то помечается, как наименее интересное, на что можно не тратить особо много сил. Последний вариант особенно касается начинающих исполнителей, которые либо не имеют большого опыта записи на студии (от чего начинают волноваться и играть хуже), либо просто не обладают навыками игры в такой мере, чтобы их не надо было ровнять. Но ведь и таким ребятам тоже хочется к себе должного отношения. А получается, что они платят столько же денег, как и все, но получают более посредственный результат.

Совсем иначе будет обстоять дело со звукорежиссером, или командой звукорежиссеров, не привязанных к какой-либо студии. Для этих людей куда важнее, чтобы запись получилась максимального качества, а клиент остался доволен, не взирая на то, какой уровень игры (или пения) у исполнителя.

Выбирайте с открытыми глазами

Прежде всего, посмотрите портфолио звукорежиссера, с которым будете работать. Если в его портфолио не оказалось интересующего вас жанра или даже типа работы, поинтересуйтесь об этом лично. Скорее всего, есть еще работы, просто они не были вывешены на всеобщее обозрение, поскольку делались под эгидой какой-либо известной студии.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Другой хороший вариант – поинтересуйтесь, делает ли выбранный вами звукорежиссер предварительное демо. Если да – отправьте ему ваш материал и послушайте результат. Как правило, демо делается довольно быстро и бесплатно, либо за небольшую сумму от 200 рублей. Согласитесь, в этом случае, если Вам не понравится работа, то будет гораздо менее обидно потерять 200 рублей и продолжить поиск нужного вам человека, чем потерять от двух до пяти тысяч, осознав, что конечная работа вам не нравится. Однако не забывайте, что демо – есть демо. Не стоит воспринимать такую работу, как полностью законченную. Это – лишь набросок будущего микса.

Присутствовать на сведении или нет?

Есть еще один важный аспект. Некоторые звукорежиссеры берут за сведение почасовую оплату, а некоторые - за сведение одного трека. Что лучше? Кто-то из музыкантов считает, что лучше всего сидеть рядом со звукорежем и подсказывать ему прямо в процессе создания микса свои пожелания. Однако это не очень хорошая практика. Объясню, почему. Во-первых, слух любого человека имеет особенность «замыливаться». Если мы будем слушать, например, одну и ту же песню в течение пяти-семи часов, то, начиная с определенного часа, она нам будет казаться совершенно иной (в плане тембральной окраски инструментов и сведения в целом). Но стоит нам отдохнуть от нее хотя бы час-два, как она вновь станет звучать также, как звучала на первом часу прослушивания. От этого страдают и звукорежиссеры. Конечно, с опытом оно проявляется меньше, но всё равно до конца никуда не девается. А чего уж говорить о музыканте? Вот и получается, что музыкант сидит рядом все эти пять-семь часов и вдруг ему начинает казаться, что тут вот надо совсем по-другому сделать, не так, как было в начале. А тут еще что-то изменить… И т.д. К концу такой сессии часто слух замыливается настолько, что пожелания заказчика начинают противоречить друг другу, и результат получается не очень удачный. Особенно когда заказчик, проснувшись утром следующего дня, включает свою композицию и недоумевает – вчера ведь всё иначе звучало!

Поэтому мы, например, никогда не сводим вместе с музыкантами. Гораздо надежнее будет, если вы составите список конкретных пожеланий, типа «тут вот дилей на гитару добавить», «здесь на вокал хорус повесить», и пришлете вдобавок пару композиций-ориентиров того звучания, которое хотите получить в итоге. Еще лучше это сделать еще до этапа записи, чтобы мы могли гарантировать желаемое звучание.

Экономьте свои деньги и время

Наверное, у вас появился логичный вопрос - где же нам записываться, если мы будем работать со специалистом, у которого нет студии? Ответ очень прост. Дело в том, что любой профессиональный звукорежиссер, который сам не работает на студии, имеет кучу коллег на этих самых студиях по городу и сможет предложить вам наилучший вариант как по аппарату (например, если гитарист непременно хочет быть записан через усилитель определенной фирмы), так и по помещению, и, что не менее важно, по цене. Именно поэтому наша команда отказалась от обладания собственной студией. Зачем содержать такую махину, предлагая всего один набор тех же гитарных и басовых усилителей, один вариант ударной установки, если по городу полно разных мест, где можно всё записать. Причем, это вовсе не значит, что вам придется таскаться в разные части города. Скорее всего, мы сможем найти одну студию, максимально подходящую вашим требованиям.

Как не напороться на простое непонимание концепции стиля вашей музыки?

Много раз мне приходилось слышать от музыкантов, что, дескать, в России звукорежиссеры не понимают концепцию сведения определенного жанра музыки, в котором эти музыканты играют (причем жанры были совершенно разные – от академических до рока). Но дело вовсе не в стране, а в том, что кто-то работает лучше в одном жанре, кто-то в другом. Смотрите внимательно портфолио каждого звукорежиссера. Если там исключительно металл, а вы хотите записать джазовый квартет, то, наверное, лучше обратиться к другому специалисту. Или, опять же, специально поинтересуйтесь его работами именно в вашем стиле, либо попросите сделать демо. Возможно, такой человек даже сам откажется работать с вами, порекомендовав своего коллегу, занимающегося именно вашим жанром музыки. Мы сами регулярно практикуем такой вид деятельности и это дает хорошие результаты.

Если вы потратите чуть больше времени на ознакомление с портфолио звукорежиссера, попросите его сделать демо-микс, или порекомендовать вам специалиста, хорошо разбирающегося именно в нужном вам стиле музыки, то, я уверен, вы найдете того мастера, который подойдет именно вам. И он сделает всё по высшему разряду, учитывая конкретно ваши пожелания, и одаривая вас комфортом и моральной поддержкой еще на стадии записи. Ведь именно с этого этапа начинается весь микс.

Я желаю вам найти своего звукорежиссера, который сделает всё необходимое, чтобы именно ваша музыка стала популярной и коммерчески успешной. Если у вас появились какие-то вопросы в области звукорежиссуры - смело присылайте их мне на e-mail: [email protected].

Алексей КОЛОСОВ

Комментарии