Польского, впрочем, было относительно немного. Набрать целиком польскую программу не было задачи, - но отдать дань уважения польской музыкальной культуре действительно получилось.
Начался концерт с «Праздничной увертюры» Шостаковича в исполнении симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Искрящаяся, действительно праздничная музыка подготовила выход вице-мэра Кракова с тем, чтобы вручить Башмету почетную медаль Honoris Gratia за заслуги в продвижении польской музыки.
К Башмету с медалью на лацкане вышел скандально известный турецкий пианист Фазиль Сей, им предстояло исполнить Концерт для фортепиано с оркестром Моцарта. Фазиль Сей - частый гость фестивалей Башмета. Он обладает отточенной виртуозной техникой, однако психологические моменты зачастую им проживаются чересчур легковесно. Так случилось и в этот раз, с той поправкой, что Моцарт все-таки сам зачастую провоцирует пианистов на рассыпчатую легкомысленность. Тем не менее, техника Фазиля Сея вновь была безупречной, сложнейшие пассажи исполнены им безупречно, - а оркестр «Новая Россия» под чуткой рукой Башмета тактично, но вволю дал Сею покрасоваться на самых эффектных соло.
И вот, наконец, польская музыка. Для исполнения Концерта для скрипки и альта с оркестром польского классика Кшиштофа Пендерецкого был приглашен дирижер Мацешь Творек и скрипачка Агата Шимчевская. На альте должен был играть сам Башмет, однако проблема с запястьем не позволила ему выйти на сцену, он смотрел вторую часть концерта из зала. Его заменил альтист Андрей Усов из «Солистов Москвы».
Сложное постмодернистское произведение 2012 года уже исполнялось впервые в России совсем недавно, 31 января в Московской консерватории БСО под руководством Владимира Федосеева в присутствии самого Пендерецкого. От музыкантов Концерт для скрипки и альта с оркестром требует умение легко менять мгновенно не только темпоритм, но и эмоциональный настрой, атмосферу. Причудливые фантазии Пендерецкого отнюдь не подразумевают привычного диалога двух солистов, скрипки и альта, скорее своевременное подключение каждого из солистов к мощному древу оркестровых экзерсисов по мере необходимости. Если нервность — то соревнование в нервности. Если тревога — то нарастающие стадии тревоги.
Агата Шимчевская не первый раз выступает на фестивалях Башмета, и уже играла с самим Башметом. Андрей Усов не стал копировать знаменитую «задумчивую» манеру игры Башмета, а сыграл вполне по-европейски: сдержанно, скупо, расчетливо. В случае с Пендерецким это более чем оправданно, пусть и не эффектно для случайной публики. Шимчевская тоже предпочла оставаться в рамках сухого рацио, а вот дирижер Мацешь Творек не стал удерживать оркестр Башмета от ярких красок. Получилось контрастно, как могло бы и не быть, - и своеобразно.
Гораздо менее известная в России, нежели Пендерецкий, композитор и скрипачка Гражина Бацевич написала виртуозный концерт Концерт для струнного оркестра в 1948 году, получив за него Госпремию Польши. Мацешь Творек буквально заразил струнную группу оркестра «Новая Россия» своей эмоциональностью, от взмахов его палочки веяло энергией - и оркестр отозвался, забурлил, - и выдал мощнейший страстный звук.
По каким-то причинам в этот вечер так и не прозвучали «Иллюминейшн» Бриттена, тенор Йен Бостридж из Великобритании не приехал в Сочи. Однако концерт получился необыкновенно разноплановым и высочайшего класса музицирования.
Вадим Пономарев
Фото Алексей Молчановский
Комменты