Консерватория Чайковского

09/06/2022 - 05:02   Classic   Концерты
Стопятидесятилетие Александра Николаевича Скрябина Московская консерватория отметила пышно.

Его музыка – это целая вселенная, свой собственный космос философски мыслящего художника. Его музыка – крупнейшее явление не только русской, но и мировой музыкальной культуры на рубеже двух веков, именуемой «серебряным веком».

Да и не только музыкальной.

«Как Достоевский не романист только и Блок не только поэт, так и Скрябин не только композитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворённое торжество и праздник русской культуры» – писал Борис Пастернак.

Значительную часть творческого наследия Скрябина составляют сочинения для фортепиано соло и один концерт для фортепиано с оркестром. В ряду юбилейных проектов Московской консерватории значительное место занимает цикл «Полное собрание фортепианных сочинений» в исполнении Алексея Чернова, лауреата более чем двадцати международных конкурсов, в том числе двух имени Скрябина.

Алексей Чернов
Алексей Чернов

Цикл включает семь концертных программ. Шесть из них сольные и проходят в Малом зале консерватории и один – с Концертом для фортепиано с оркестром – в Большом, с участием Концертного симфонического оркестра Московской консерватории п/у профессора А. Левина.

К настоящему времени из семи концертов прошли пять. Я был на всех кроме второго.

  • I – 29 сентября 2021– опусы 1, 6, 18, 2, 3, 27, 28, 28, 25 № 3.
  • II – 13 ноября 2021 – 37, 68, 39, 48, 51, 57, 58, 59, 67, 69, 70, 71, 73, 74, 72.
  • III – 6 января 2022 – 10, 44, 45, 45, 52, 62, 12, 34, 33, 35, 36, 53.
  • IV – 6 марта 2022 – 66, 68, 9, 21, 25, 73, 59, 2.
  • V – 16 мая 2022 – 53, 73, 9,14, 23, 20.

В программу III концерта по понятным причинам были включены две багатели киевского композитора Валентина Сильвестрова.

Оставшиеся два состоятся уже в следующем сезоне.

Мои отношения с музыкой Скрябина складывались непросто. В далёкие времена моей молодости лучшим её исполнителем считался Владимир Софроницкий. Говорили, что его надо слушать только живьём. Я, увы, слышал только записи.

Поклонники Софроницкого признавали, что пианист он неровный: может сыграть гениально, а может и провально. Он часто романтизировал музыку, которой это не было присуще. Трактовки его были откровенно импровизационны. Но такой стиль порой искажал замысел автора. В те годы излишний пафос и романтизм интерпретаций мне мешал, а я ошибочно относил это к самой музыке. Мне мешал педалированный исполнителем вызов Небу, избыточная импровизационность.

Всё это входило в противоречие с позицией композитора. Художественной натуре Скрябина импровизация была чужда. Он не считал её творчеством, основывая своё творчество он на точном расчёте.

Всё изменилось в одночасье. Помог случай.

Я был в те времена (да и сейчас) дружен с композитором Алексеем Муравлёвым. Осенью 1981 года он попросил меня написать рецензию для журнала «Музыкальная жизнь» на концерт его брата, пианиста Юрия с программой скрябинской музыки в Малом зале консерватории. Я согласился с одним условием: поскольку я совершенно не знаком с его братом как c пианистом, то попросил разрешения посидеть на репетиции в зале. И если мне его исполнение не понравится, то, при всём уважении к Алексею, я писать не буду.

За день до концерта, вооружившись нотами, мы с Алексеем пришли на репетицию. Программа охватывала все периоды творчества Скрябина: от ор. 2, 1887 года, до поэмы «К пламени» ор. 72, сочинённой в 1914-м. С первых аккордов, прозвучавших из-под пальцев Юрия Муравлёва, я подпал под обаяние его исполнительской манеры, не похожей на знакомую манеру Софроницкого.

Много позже я услышал запись несколько сочинений Скрябина на валиках в исполнении автора и понял: стиль Юрия Муравлёва очень близок к авторской интерпретации. Хотя авторские записи Скрябина Муравлёв вряд ли слышал.

Вот почему мне понравился тот концерт. С тех пор музыку Скрябина я полюбил. Хотя я так и не принял его философии, вызова, который он бросает Небу и судьбе:

«Иду сказать им (людям — В.О.), что они сильны и могучи, что горевать им не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его!»

На самом же деле могущество человека весьма иллюзорно. Как иначе расценить смерть Скрябина от фурункула на губе! Но музыка Скрябина противоречит его собственной философии. Вызова Небу в его собственном исполнении я не услышал. Музыка оказалась мудрее её автора. Такой казус не редок в творчестве: логика развития сюжета частенько ведёт автора к ситуациям, которые он и сам не предполагал.

Я позволил себе это пространное отступление вот почему. В «Полном собрании фортепианных сочинений» Скрябина в исполнении Алексея Чернова я в значительной мере услышал те же интонации и стиль, которые привлекли меня у Ю. Муравлёва. Насколько мне известно, Чернов не слышал Муравлёва в Скрябине ни живьём, ни в записи. А вот записи самого Скрябина он слушал.

Генрих Нейгауз писал: «Опасно — и для исполнителя, и для композитора, – всецело отдаться во власть магии скрябинской музыки. Подражание ему может оказаться губительным».

Чернов этого соблазна успешно избежал. Всецело находясь в мире скрябинских образов, он не утратил собственной индивидуальности. Из четырёх программ (I, III, IV и V) наиболее интересными и близкими мне по духу стали четвёртая и пятая. Именно они оказались ближе других моему пониманию музыки Скрябина. В четвёртой, полностью сольной, – очень удачными стали исполнения 8 и 9 сонат.

Но подлинной вершиной концерта стали две пьесы для левой руки ор. 9, особенно Ноктюрн. Их сочинение было вызвано серьёзным кризисом в исполнительской практике Скрябина, поставившим под угрозу его артистическую судьбу: готовясь к очередному концерту, он настолько серьёзно переиграл правую руку, что не прикасался ею к клавиатуре полтора года.

Во втором отделении пятого вечера прозвучал фортепианный концерт. В целом он был исполнен превосходно, но в двух эпизодах то ли солист поторопился, то ли оркестр чуть за ним не поспел... Видимо, не хватило хотя бы ещё одной репетиции.

Первое же отделение было великолепно-волшебным! Публика в БЗК сидела не шелохнувшись. А пианист просто ворожил над клавиатурой. Особо поразило обилие градаций piano от тончайшего pianissimo до красивейшего piano. Здесь же Алексей Чернов показал великолепную, но экономную и чёткую педаль.

Очень интересны и информативны выступления Чернова с комментариями к каждой программе. Они у Чернова звучат не как лекции, а как доверительная беседа со слушателями.

Два последних концерта цикла должны состояться в Малом зале консерватории 23 сентября и 13 ноября. Остаётся только поблагодарить Московскую консерваторию за реализацию столь масштабного и интересного проекта с Алексеем Черновым - на сегодняшний день одним из лучших исполнителей фортепианной музыки Скрябина. Спустя некоторое время запись всех концертов этого цикла будет предоставлена на сайте Московской консерватории.

Справедливости ради стоит упомянуть, что и Московская филармония провела в Камерном зале аналогичный цикл концертов в исполнении пианиста из Санкт-Петербурга Петера Лаула.

Владимир ОЙВИН

17/02/2022 - 14:45   Classic   Интервью
В преддверии Юношеского международного конкурса имени П. И. Чайковского, который пройдёт с 30 апреля по 12 мая 2022 года в г. Москва и в г. Чэнду (КНР), телеканал ТВ БРИКС расспросил ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александра Соколова о том, как именно проходит Юношеский конкурс Чайковского, какие конкурсы влияют на репутацию музыкантов, а также о том, насколько сейчас популярна классическая музыка.

«По заявкам, которые мы подсчитываем перед каждым конкурсом, заметен рост количества участников. Сразу возник вопрос, как провести изначальную селекцию, чтобы на очную встречу жюри приезжали только самые достойные музыканты. Именно поэтому есть отборочные туры − первый и второй, а затем наступает третий тур – диалог жюри и участника. Это уже притягательно. Во-первых, возникает возможность как-то заявить о себе и получить приличную оценку, потому что даже если она отрицательная, то это положительный опыт, который в дальнейшем учитывается. Сама система и структура конкурса была изначально продумана так, что это не просто фестиваль, где поиграли и разошлись, а это традиция, которой уже тридцать лет, ведь далеко не все конкурсы живут так долго, особенно юношеские. Во-вторых, это широкий региональный охват. В разное время конкурс проходил в Японии, Корее, Китае, Швейцарии, Казахстане, так что он также содержит в себе традиции страны, которая его принимает, и кроме того, это связано с составом жюри, в котором находятся представители принимающей страны. В совокупности получается очень симпатичная картина с интересным возрастным диапазоном – от мала до велика», – заявил Александр Соколов.

Александр Соколов
Александр Соколов

«Что касается репутации, то она очень важна и это относится как к детскому, так и ко взрослому уровням. Дальше есть вопрос только в том, какой величины эта конкурсная репутация. Сейчас если взять, например, Италию, то там во многих деревнях есть свой музыкальный конкурс, так что почти каждый музыкант любого уровня имеет приз какого-либо конкурса. Именно поэтому была создана Ассоциация международных конкурсов в Швейцарии, где происходит определение музыкальных соревнований, выявляются стандарты. Серьёзные конкурсы должны не только зарегистрироваться там, но также и оплатить своё членство. Так что нужно смотреть, какие конкурсы есть у этого музыканта в качестве его регалий. Есть ещё исключения, которые подтверждают правила: существуют музыканты, которые никогда не участвовали в конкурсах и в то же время достигли высочайшего уровня, как например пианист Евгений Кисин, которого не нужно отдельно представлять. Не много таких примеров, но они есть и это не единственный, но индивидуальный путь прочтения своей судьбы», – отметил ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Александр Соколов
Александр Соколов

«Сейчас у нас переполнены залы на концертах классической музыки, которая создаётся современными композиторами, и это можно считать модой, потому что такое увлечение давно вышло за пределы концертных залов, и очень часто его можно встретить в совершенно неожиданных местах, допустим в заводских цехах или торговых центрах. Я не против таких экспериментов, более того жизнь диктует подобные метаморфозы, в которые наши студенты активно вовлечены, что в свою очередь приводит на наши концерты более подготовленную публику. Я могу привести в пример деятельность Теодора Курентзиса, чья публика идёт за ним в русле моды. Это совершенно другая публика, она приходит, воспитывается, он проводит с ней встречи. Не так давно одна из таких прошла в кинотеатре «Октябрь», где показывали «Смерть в Венеции», а следом за этим он исполнял Пятую симфонию Малера, где объяснил связь между ней и фильмом. Та публика, которая посмотрела фильм, пришла к нам и была готова послушать Малера. Так что могу сказать, что мода – это инструмент, которым надо умело пользоваться и не ограничиваться тем, что она предполагает изначально», – рассказал Александр Соколов для ТВ БРИКС.

27/01/2020 - 16:05   Classic   Новости
Порядка 400 человек эвакуировали из Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского после анонимного сообщения о "минировании".

Об этом сообщил РИА Новости представитель экстренных служб столицы.

"Из консерватории на Большой Никитской после угрозы взрыва выведено около 400 человек", - сказал собеседник агентства.

Московская консерватория
Московская консерватория

По его словам, в настоящее время специалисты оперативных служб проводят проверку всех помещений.

Очередная волна "минирований" в разных городах России идет с конца прошлого года и затронула суды, торговые центры, станции метро, вокзалы, школы и детские сады. Счет эвакуированных идет на тысячи. Все угрозы оказались ложными.

04/07/2018 - 16:55   Classic   Новости
Бывший ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, профессор кафедры хорового дирижирования Борис Куликов скончался в среду на 87-м году жизни.

«Ректорат Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского с глубоким прискорбием извещает о кончине 4 июля 2018 года Заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора кафедры хорового дирижирования, ректора консерватории с 1974 по 1990 годы Бориса Ивановича Куликова», - сообщили в ректорате консерватории.

Борис Иванович Куликов — советский, российский хоровой дирижёр и музыкальный педагог; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976), профессор. С отличием окончил Московское хоровое училище, в 1955 г. — дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории.

Cлужил в Советской Армии, был дирижёром ансамбля группы Советских войск в Германии (Берлин).

В 1960—1964 гг. — хормейстер и дирижёр Государственного академического русского хора СССР, в 1965—1967 гг. — хормейстер Ансамбля песни и пляски Советской Армии (с 1966 г. заместитель художественного руководителя). Дирижировал концертами в СССР и за рубежом. Организовал Камерный хор Московской консерватории (1965).
С 1959 г. — преподаватель (с 1977 г. — профессор), в 1968—1975 гг. — проректор, в 1975—1990 гг. — ректор Московской консерватории.
Среди учеников — С. С. Калинин, В. И. Володин, В. К. Полянский, М. В. Дмитриев, Ю. Ф. Радишкевич, Н. А. Хошабова, А. С. Невзоров.

Составитель «Хрестоматии по дирижированию» (1969—1979), сборника «Хоры композиторов Франции» (1967—1970), «Хоры композиторов Англии» (1979) и др.

В последние годы жизни преподавал в Московской консерватории. Состоит в Обществе им. Е. А. Мравинского, в Совете по искусству Министерства обороны Российской Федерации.

29/05/2018 - 10:30   Classic   Новости
Посол Венгрии в России Янош Балла от имени правительства своей страны в понедельник передал в дар Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского рояль Богани.

В торжественной церемонии приняли участие ректор консерватории Александр Соколов и венгерский пианист, разработчик инструмента Гергей Богани, передает ТАСС.

"Любое новое направление в музыке имеет в своей основе традиции. Я думаю, что, когда Гергей Богани начал создавать этот рояль, он думал о том, как дать возможность для изучения традиций и при этом открыть дверь для будущих композиторов и будущей музыки", - заметил Балла, подчеркнув, что Московская консерватория давно стала партнером посольства в организации концертов к юбилеям венгерских композиторов и выступлений музыкантов из этой страны.

Презентация инструмента состоялась в январе 2015 года в Будапеште. Новшества, использованные в его конструкции, касаются механики фортепиано, в качестве материала для изготовления резонансной деки использован углепластик. Корпус выполнен в черном цвете в футуристическом стиле: у него всего одна, но широкая ножка, которая плавно вытекает из верхней части, а чугунная рама выполнена в контрастном красном цвете.

Рояль Богани
Рояль Богани

Инструмент будет размещен в новом пространстве Малого зала консерватории - в бывшей библиотечной зоне. "У этого рояля особая роль - он не для занятий студентов, хотя, безусловно, они будут иметь к нему доступ, но уже как исполнители. В новой зоне Малого зала будут проходить художественные выставки и литературные встречи, и естественно, музыкальный компонент здесь необходим", - отметил в беседе с ТАСС ректор консерватории.

"Сам инструмент в силу своего дизайна и особой внешности уже является экспонатом, - продолжил Соколов. - Рояль Богани очень своеобразен по звуку, по технике: у него есть забытые старые элементы: он извлекает звук не молоточками, а как клавесин. Это совершенно парадоксальное решение. И при этом у него звук полноценного рояля".

После того, как представители Венгрии и Московской консерватории торжественно сняли покрывало с рояля Богани, состоялась концертная премьера инструмента. Маэстро Гергей Богани первым сел за клавиши, исполнив парафраз на темы оперы "Дон Жуан" Моцарта венгерского композитора Ференца Листа. Затем инструмент опробовал декан фортепианного факультета Московской консерватории Андрей Писарев, сыграв Шопена.

23/05/2018 - 16:17   Classic   Новости
Звукозаписывающая фирма "Мелодия" и Московская государственная консерватория им. Чайковского при поддержке Союза композиторов в среду представили первый выпуск нового проекта "Антология современной хоровой музыки композиторов России".

Об этом сообщили в пресс-службе фирмы "Мелодия".

"Амбициозная идея запечатлеть в звуках многообразие тенденций и трендов, существующих в композиторском творчестве, была воплощена Камерным хором Московской консерватории и его художественным руководителем, лауреатом премии Москвы, профессором Александром Соловьевым, ставшим инициатором проекта", - рассказали в "Мелодии".

В первый диск "Антологии" вошли духовные и светские произведения московских композиторов разных поколений - Родиона Щедрина, Романа Леденева, Владислава Агафонникова, Валерия Кикты, Ширвани Чалаева, Ефрема Подгайца, Александра Чайковского, Александра Клевицкого, Кузьмы Бодрова и других, а также сочинение таджикского композитора Толибхона Шахиди.

"Антология" записывалась в формате "live", то есть живого выступления, в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории в период с 2012 по 2017 годы. В записи приняли участие пианистка Екатерина Мечетина, органистка Евгения Кривицкая и другие московские музыканты.

18/07/2017 - 10:57   Classic   Новости
Cкончалась профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Майя Глезарова.

"Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского с глубоким прискорбием сообщает о кончине 16 июля 2017 года профессора кафедры скрипки, Заслуженного деятеля искусств Майи Самуиловны Глезаровой.

Прощание состоится в среду, 19 июля 2017 года в 11.00 в Городской клинической больнице № 1 им. Н. И. Пирогова (Ленинский проспект, дом 8, строение 24)., кремация — на Хованском кладбище в 12.30", - сообщается на сайте консерватории.

На протяжении двух десятилетий Майя Самуиловна преподавала в Московской консерватории в качестве ассистента Юрия Янкелевича, в дальнейшем сама заняла должность профессора. Среди её многочисленных учеников — Миша Рахлевский, Наталья Боярская, Михаил Копельман, Владимир Иванов, Марина Кесельман, Татьяна Самуил, Марьяна Осипова, Иван Почекин.

21/02/2017 - 15:35   Classic   Новости
Владимир Путин подписал указ о награждении государственными наградами сотрудников Московской государственной консерватории имени Чайковского.

Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Президент удостоил ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени профессора Московской государственной консерватории имени Чайковского Рождественского Геннадия Николаевича.

Зураб Соткилава
Зураб Соткилава

Орденами "За заслуги перед Отечеством" II степени будут награждены профессор консерватории Грач Эдуард Давидович и профессор и оперный певец Зураб Соткилава.

12/09/2016 - 18:40   Classic   Новости
Ректор Московской государственной консерватории им. Чайковского Александр Соколов заявил, что в ближайшее время у учебного заведения появится собственный оперный театр.

"Проект уже утвержден и профинансирован, строительство начнется в ближайшее время", — сказал Соколов на торжественном заседании ученого совета консерватории. Он добавил, что здание театра разместится "за задним фасадом консерватории".

По словам ректора, в соответствии с комплексной программой реставрации и реконструкции материального фонда консерватории также начато возведение многофункционального студенческого комплекса.

"В этом комплексе будут ещё два концертных зала… вдвое увеличится количество мест для студентов и аспирантов, и появятся ещё дополнительные квартиры для приема профессоров, приезжающих с мастер-классами, и для родителей, которые… приезжают навестить своих детей", — сказал Соколов. Комплекс будет завершен к декабрю 2017 года, отметил он.

РИА Новости

22/03/2016 - 11:00   Classic   Новости
Две российские консерватории впервые попали в предметный рейтинг вузов QS в 2016 году.

Об этом сообщает пресс-служба проекта МИА "Россия сегодня" "Социальный навигатор".

Как пояснили в пресс-службе, рейтинг QS в этом году впервые ввел искусствоведческое направление подготовки. Направление включает в себя музыку, балет и театр. "Сразу две российские консерватории выбились в мировые лидеры: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского заняла 27 место в мире, а Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова – 47 место", — говорится в сообщении. Первое место в рейтинге по этому направлению заняла Джульярдская школа (США), второе – Венский университет музыки и исполнительного искусства (Австрия), а третье – Королевский колледж музыки (Великобритания).

Шестой выпуск предметного рейтинга QS World University Rankings by Subject содержит в себе 42 дисциплины, что делает его крупнейшим в своем роде рейтингом во всём мире. При создании рейтинга вузы оценивались по четырем критериям: мнение академического сообщества, работодателей, индекс цитирования и индекс Хирша. Всего в рейтинг попали 17 российских вузов по 28 предметным областям.

Страницы