В этом выпуске:
Океан Ельзи выпустил новый альбом «Земля», премьера состоялась 15 мая. Альбом долгожданный – хотя бы потому, что последний альбом лучшей украинской группы выходил еще в 2010 году – «Дольче Вита», а потом был долгий период сольного творчества Вакарчука – проект «Брюссель», за это время «Океан Ельзи» покинул важнейший музыкант коллектива, гитарист Петр Чернявский, - словом, малопонятности было больше, чем понятности. Не будет натянутостью назвать это творческим кризисом Вакарчука, который искал вдохновения то в джазе, то в блюзе, то депутатской деятельности. Он делал качественные, но невнятные песни – из которых совершенно не явствовало, что будет с ним дальше.
Затем начались первые весточки из студии в Брюсселе и названо имя продюсера – Кен Нельсон, тот самый, что делал звук Coldplay. Это уже что-то, и стало понятно – Океан Ельзи нацелен на европейский звук, но больше не мечтает о европейской карьере, - новые песни явно нацелены исключительно на постсоветское пространство. Аналогии с Земфирой тут очевидны и корректны, - почему нет. Мы уже послушали две песни из будущего альбома – «Стреляй» и «Обними меня». И сегодня будем слушать остальные песни, а я попытаюсь поделиться собственным к ним отношением, и сразу скажу – это будут довольно спорные и субъективные оценки. Вся программа сегодня – только о новом альбоме «Океана Ельзи» - это такое событие, значение которого велико, а уж на скольких музыкантов он окажет впечатление и даст толчок к своим осмыслениям – сказать невозможно.
Слушаем песню «С нею», начинающую новый альбом «Земля».
«Океан Ельзи» - «Земля»
Вот такой трек с бочкой на первую долю и долей патриотической лексики. Но Вакарчук не был бы Вакарчуком, если бы сделал из этого минорного риффа обыкновенную совковую танцевалку. Нет, он меняет ритмы, выдумывает свеженькие переходики, двигает мелодию к контрасту между бодрячком и пронзительной лирикой, то и дело меняющимся местами. Конечно, это новый стадионный хит «Океана Ельзи», что можно только приветствовать.
А вот относительно патриотизма стоит пояснить. Вакарчук когда-то много сил потратил на то, чтобы попытаться сделаться главной украинской группой, визитной карточкой Украины в мире. Сколько тут было истинного патриотизма, а сколько меркантильных соображений – обсуждать не нам. Но факты таковы, что это ему не удалось. Он нормальный честолюбивый парень, но слишком он городской и продвинутый, - народные мелодии слишком уж напоминают у него брит-поп. Даже Верка Сердючка более колоритна и аутентична, в глазах иностранцев. А с появлением уникальной украинской группы, фактически музыкального театра «Даха-Браха» ниша визитной карточки хорошей украинской музыки оказалась занята начисто. «Даха-Браха» теперь ездит по всему миру, шокируя и удивляя, и показывая собственно корневую украинскую музыкальную культуру – а Вакарчук остался недорусским роком, недобрито-брит-попом.
Слушаем песню «Стена».
Стандартная ритм-секция, стандартные гармонии – и песня-то о любви. Вакарчук тут возвращается к истокам «Океана Ельзи», и одновременно впервые двигается к четким силуэтам Blur и Pulp – кажется, в этом-то и был смысл приглашения Кена Нельсона. Здесь Вакарчук еще достаточно прямолинеен, и ироничное пижонство только начинает проклевываться, но дальше будет больше.
Фирменная хрипотца Вакарчука только авансирует, а вот в лирическо-иронической балладе она расцветает в полную силу. Слушаем «Бодегиту». Стоит пояснить, что «Бодегита» - знаменитый культовый ресторан на Кубе, известный посещениями Хэмингуэя, отсюда пошел знаменитый коктейль «Мохито». В Киеве такой ресторанчик, кстати, тоже есть.
Ну, не удивлюсь, если эта песня «Бодегита» станет гимном поклонников мохито, предпочитающих латино и попсу эдакому танцевальному року. «Мы уже никакие, мы будем обниматься! Два мохито!» - колбаситься так колбаситься, а все потому, что лето такое короткое. Убедительный аргумент... Песни о светской жизни и вечеринках – это, конечно, реверанс в сторону поп-музыки. Вакарчук не вылезает из телевизора, судит телеконкурсы – ему в самый раз написать об этой стороне своей жизни. Конечно, он делает это с оглядкой, иронично – но тут главное начать. Ну нельзя не вспомнить про аналогичную вечериночную рок-группу «Звери», - а те же новые звезды «Нервы» и вовсе считают это само собой разумеющимся – девочки, мохито, и пусть весь мир подождет. Вакарчук в силу возраста хотя бы считает нужным извиниться и объясниться,- дескать, короткое лето во всем виновато...
Слушаем «Незалежность». Малэнька такая независимость, субтильная.
Это уже совсем-совсем баллада, с вибрирующим хриплым голосом Вакарчука, то и дело элегантно скатывающаяся в веселенькую поп-веселуху в духе Евровидения. Самая гламурная песня альбома. И самая мелодичная. Она сделана вполне в академических традициях – мелодия двигается с опеваниями и лирическими отступлениями к жесткому хитовому запеву. Получился отличный хит, полноценный – ну даже придраться не к чему.
Иное дело следующая песня «Рандеву». Тут мелодии нет, за исключением припева.
Рефрен «Тобою я живу» - это все из арсенала советской эстрады, и тут Вакарчук получился необычайно «советским». Звучание ВИА «Верасы» или «Червоны Гитары» имеет место, и только легкомысленный припевчик – из тех, за которые советские цензоре по головке не погладили бы. Только тонкий слушатель услышит тут иронию. А она есть, и ее немало. Одни слова про «ванну с молоком» и «планы про кино» чего стоят. Но ирония тут усталая – гламурных девушек не переделать, а рок-звездам, знаете ли, иметь дело с простушками некошерно.
Следующая песня «Караван» возвращает нас к легким аллюзиям на Дюка Эллингтона и традиционному поп-року.
Если бы у «Океана Ельзи» была возможность переделать эту песню, я посоветовал бы им именно так и сделать. Настолько сыро и беспомощно выглядит все, кроме припева. Недоделанно, истощенно на выдумки. Это язвительное обращение «мое золотце» под размашистые аккорды клавишных не звучит, - если нет мелодии, стоит как-то поиграть с гармониями, найти необычные созвучия. Сейчас все месседжи Вакарчука свалены в одну кучу, а аффектированное «Караван» - в другую кучу.
Зато «Джульетта» в почти панк-гараж-роковой аранжировке, сильно напоминающей «Гражданскую оборону», стоит того, чтобы послушать сегодняшнего разочарованного Вакарчука.
Да-да, «Монтекки, Капулетти, давно уже семья» - все течет, все меняется и любовь проходит, поэтому вечная любовь – только у Джульетты и только в тот момент, пока она стоит на балконе. Конечно, забавно, что для выражения этой мысли Вакарчук прибегает к грубоватому панк-року, но почему нет? Циничные современные парни втолковывают наивной Джульетте, что все не так просто на этой земле. Доступно и с сочувствующим бэк-вокалом. Для большей понятности. Таков нынешний Океан Ельзи.
Слушаем еще одну песню, для контраста самую романтичную на альбоме. «На небе».
Довольно вялая баллада, - мне кажется, что сам Святослав вообще ни на секунду не верит в то, о чем поет. Но класс профессионализма таков, что он может петь что угодно и о чем угодно. Обойтись без романтической баллады на альбоме было невозможно, и – и вот вам баллада с цепким припевом, лениво записанным гитарным перебором и отсылками к Крису де Бургу. Вот-вот запоет Леди in red, но так и не запел. Мелодии нет, сделано на чистом техническом профессионализме.
Гораздо более искренней кажется следующая песня «Времена года» - летом было тепло и любовь цвела, зимой стало холодно и печально, а потом пришла весна и научила нас радоваться снова. В общем, графоманская поэзия – но отлично спетая и убедительно поданная. Важно, что это не свадебная песня, как многие думают, и не вообще не песня о любви – это песня о том, что страсти зависят от климата и цвета неба, а не от любви. Еще одна жутко разочарованная песня от Вакарчука, довольно проходная, но очень характерная. Распевность, с какой поет эту незатейливую мелодию Вакарчук, позволяет петь ее хором – но не позволяет воспринимать за чистую монету. А лучшие песни «Океана Ельзи» тем и были хороши, что полностью сливалась мысль автора песни и эмоциональный посыл исполнителя, его же, собственно. Теперь ощущается дистанция, и совсем непонятно, куда это заведет Вакарчука.
Завершаем рассказ о новом альбоме «Океана Ельзи» финальной фортепианной балладой «Когда вокруг ни души» - без всякого стеснения отсылающей к аналогичным балладам Фредди Мерьюри. И сравнение, чего уж там, не в пользу Вакарчука. Сам напросился. Там, где Меркьюри от лиричности переходит к взлету эмоций, к возвышенным страстям – Вакарчук сам себе ставит лимит на эмоции, и готов лишь добавить драматичной хрипотцы. Маловато будет. И все же это отличная песня, достойное завершение альбома – пока самого значимого в этом году, наравне с новым альбомом Земфиры.
Слушать сейчас:
Комменты