Работа в "Океане Ельзи" позволяет думать только о музыке
- Есть мнение, что крупные концертные туры — ныне основной способ заработка музыкантов во всем мире. Рассчитывать на серьезные доходы от продажи пластинок в эпоху интернета уже не приходится?
- Музыканты бывшего Союза никогда и не имели другой формы нормального заработка, кроме концертов, - рассказывает Святослав "Известиям". - Сегодня как раз обратная ситуация. Когда у западных артистов доходы от "роялти" становятся все меньше, у украинских исполнителей они, наоборот, увеличиваются. Раньше их просто не было.
- К титулам советника президента и посла ООН ты теперь добавил еще и мандат парламентария...
- Это уже не почетная миссия, а очень ответственное звание, и понять, чем оно для меня является — жертвой или признаком успеха, пока сложно. Я не отождествляю себя с истеблишментом и не начну отождествлять, до тех пор пока наш истеблишмент не станет частью общества. Депутатский мандат — всего лишь расширение моих возможностей. Шанс сделать больше, чем я мог прежде. Но быть в чистом виде властью я не хочу.
- В Белоруссии есть государственный ансамбль "Песняры", в Узбекистане — "Ялла", в России — "Любэ". А на Украине будет "Океан Ельзи"? Сейчас в общем-то многие вас уже таковым и считают.
- Пусть считают, я не против. Но до сегодняшнего дня никаких дивидендов, моральных или материальных, от моей внемузыкальной деятельности мы не получили. Все, что есть у "Океана Ельзи", - народная поддержка и любовь. Этого никакой властью не добиться. Я недавно смотрел передачу о "Песнярах", и считаю, что с ними судьба как раз сыграла злую шутку, приблизив их к власти. Группа "Океан Ельзи", несмотря на мою личную политическую ангажированность, всегда отказывалась от участия в предвыборных концертах. Многие артисты зарабатывали на этом неплохие деньги. А мы принципиально этого не делали. Не надо давить своим музыкальным авторитетом на мнение людей.
- А где у "Океана Ельзи" студия?
- В Киеве мы снимаем обычное студийное помещение.
- То есть собственную "базу" государство вам еще не презентовало?
- Я и не собираюсь пользоваться подобными услугами.
- Будучи советником президента, что ты уже успел ему посоветовать?
- Институт советников генерирует идеи. Мы сделали достаточно много. Например, закон о меценатстве. Или, если хотите, целое направление в культурной молодежной политике, которое сейчас начинает внедряться в жизнь.
- Наши музыканты в свое время ходили в Кремль — общаться с президентской администрацией, обсуждать актуальные для них вопросы. Ты мог бы инициировать что-то подобное на Украине?
- Надо понять, для чего это делать. Думаю, не имея какого-то очень сильного месседжа, музыкантам незачем общаться с властью. Иначе это конформизм чистой воды. Если же власть хочет обратиться к носителям, скажем так, неких передовых идей или духовных ценностей, она должна всегда это делать публично.
- Как ты воспринял ситуацию вокруг Верки Сердючки и скандала, который разразился в России после ее выступления на Евровидении?
- Мне неловко видеть, что такие темы могут становиться главными в новостях. Это вызывает у меня иронию и сожаление. Неужели не о чем больше говорить? Понимаю, Россия выиграла у Англии в футбол — это событие. А что там сказала или не сказала Сердючка в какой-то песне... Конечно, если нарочно искать повод для разногласий, то его и из Сердючки вытащишь.
- Что стало более эффективным для промоушна Украины — победа Русланы на "Евровидении-2004" или второе место Сердючки на том же конкурсе в этом году?
- В обоих случаях это заслуженный артистами результат. Другое дело, что, на мой взгляд, "Евровидение" вообще ничего серьезного не может дать для промоушна Украины или других стран. Вообще на первом месте в плане национального пиара сейчас стоит спорт. Братья Кличко или Андрей Шевченко популяризируют Украину куда больше всего прочего.
- А группа Gogol Bordello?
- Знаю, что ее солист — выходец из Украины, но, к сожалению, пока мало что слышал из ее репертуара. Группа приезжала в Киев. Это модный продукт. Мне еще полтора года назад в Нью-Йорке все уши о ней прожужжали. Не знаю, как насчет Украины, но имя Гоголя она точно прославляет.
- Достойна ли делегирования на MTV EMA'07 от Украины группа Estetic Education (ее основатели — бывшие участники "Океана Ельзи". — прим. авт.)?
- Любая из номинированных групп достойна. Что касается ЕЕ, мне кажется, если бы они пели на украинском то, что сейчас исполняют на английском, им бы цены не было.
- Почему столько ключевых участников "Океана Ельзи" покинули группу в пору ее расцвета? Павел Гудимов, Юрий Хусточка, Дмитрий Шуров...
- Разные причины. В случае с Юрой и Димой — это в первую очередь их собственные музыкальные амбиции...
- Ты их подавлял?
- По их мнению, да. Хотя я так не считаю.
- Ты слушал последний альбом Земфиры, в котором Шуров сыграл одну из ключевых ролей?
- Слышал только две вещи. Хочу его купить, но поскольку в Украине его нет, надеюсь приобрести его в России. О Земфире я вообще могу говорить только хорошее. А участие Шурова в проекте наверняка усилило альбом. Дима — очень талантливый пианист.
- Как повлияло на тебя самоубийство Сергея Товстолужского (саундпродюсер "Океана Ельзы". — прим. авт.)?
- Я скажу то, чего никогда еще вслух не говорил. Но время прошло, и, наверное, теперь такие слова возможны. Сережа был гением, а логически оценивать поступки гениев нет смысла. После его похорон мы прорыдали весь день в студии, а потом с первого дубля записали песню "Ночи и дни". Она оказалась как будто о нем. И мы отнюдь не впали в отчаяние. Наоборот, захотелось жить дальше и сделать что-то для Сергея. Мы все равно когда-то встретимся.
- Можно сейчас утверждать, что музыкант, принятый в "Океан Ельзи", попал в самую обеспеченную украинскую группу?
- Я не считал деньги других исполнителей, но участник "ОЕ" спокойно заработает себе на жизнь. Это факт. Работа в "Океане Ельзи" позволяет думать только о музыке.
- В одном из твоих интервью ты сказал что-то вроде того, что деньги портят музыканта...
- Я, наверное, имел в виду, что музыканта портит сытость. Это не когда ты много зарабатываешь, а когда просыпаешься и кажется, что все, что хотел, ты уже сделал. По-моему, "Битлз" сломали стереотипное представление, будто художник должен быть голодным. Свои главные шедевры они записали, начиная с альбома "Ruber Soul", когда уже были всюду востребованы и обеспечены.
Комменты