На протяжении одного концерта они умудряются сотню раз нарушить все заповеди приличных музыкантов. Они перестают играть в совершенно бессмысленных продолжительных паузах, вокалист-фронтмен попросту безголос, и время от времени кричит в микрофон весьма отвратительным тембром. Часть публики демонстративно ушла. Я тоже не понимаю этого ребяческого пренебрежения к ушам своей публики. И сначала вообще не хотел писать этот текст. Таких горлопанов много.
При всем при том слушателям, перетерпевшим фрустрационные отклонения музыкантов, очень скоро открылась совершенно блестящая техника клезмер-джазового квартета «Крузенштерн и пароход». Когда целью музыкантов является не дискомфорт зрителей, а музыкальные решения – появляется совсем другая группа.
Музыканты умудряются мгновенно менять нить музыкального повествования, перескакивая на считанные такты из первой сильной доли во вторую, и наоборот. Они элегантно переходят от традиционной клезмерской мелодии к ней же, только сыгранной триолями. И самое главное, они совершенно непредсказуемы в выборе дальнейшего движения мысли.
Лидер группы басист Игорь Крутоголов крайне выразителен мимически. Он буквально ведет бровями и губами еще одну инструментальную партию. Он дирижирует своим оркестром. Он несет зерно аутентичности. Потому что музыка «Крузенштерн и пароход» полна живого мяса. Мы будто присутствуем при пляске обезумевшего мясника в наполненной тушами мясницкой. Раз - прыжок, два – удар, три – пять ударов. Куда придется следующий удар топора, предугадать невозможно.
Дебютный альбом группы назывался «Сила примитивного клезмера» (2003). На самом деле, сила примитивного клезмера порядком усилена приемами модерн-джаза, гаражного рока и даже хардкора. Но прежде всего, это джаз. Не идущий ни в какое сравнение ни с занудными релизами лейбла Джона Зорна, ни с попсовой пошлостью хора Турецкого.
Мелодическую основу несет на своих плечах кларнет Руслана Гросса. Он играет по нотам. И это тоже джаз. Потому что импровизации музыканта отчетливо слышны, и нас не должны обманывать его взгляд, устремленный в нотные станы. Аккордеонистка Ольга Еленская создает тягучую ткань октавных и квартовых пересвистов.
Израильские барабанщики отличаются от российских тем, что у них – умные глаза. Красавчик Гай Шехтер – именно из таких. Гай чувствителен к волнам смен темпоритма, исходящим от Крутоголова, и всегда готов от рубки туш перейти к элегантной шинковке тончайших ветчин.
Концерт 16 декабря в центре «Дом» показал, что у группы есть немалый потенциал. И если она поймет, что:
а) не надо так громко кричать – мастерство слышно само по себе;
б) паузы и шоу-минутки хороши только один раз, как и произнесенные шутки;
в) драйв тонет, если слишком часто менять схему ритм-секции –
... то блестящее будущее группе «Крузенштерн и пароход» обеспечено. Музыканты-то прекрасные. Только не надо пугать людей. Тут в Москве есть, чего бояться.
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru
Комменты