- Виктор Николаевич, говорят, вы решили заняться шоу-бизнесом?
- Нет, это неправда. Мне больше пятидесяти лет, я уже старый для этого, просто хорошо сохранился. (Смеется) На самом деле я уже все попробовал в жизни: работал много в производственной сфере, в сфере управления, рыночной экономики, котировки акций. И если здесь я понимаю, что происходит, то шоу-бизнес с изнанки для меня загадочен. Меня интересует знание процесса изнутри. Я никак не могу понять, почему эта развратная, неприглядная штука, которую показывают нам на концертах и по телевизору, называется шоу-бизнесом. Шоу - это игра, понимаю, бизнес - дело. Если внешне посмотреть на наш шоу-бизнес - получается, это синоним проституции, наркомании и всех других низменных страстей человека, на которых иcпокон века делаются деньги.
Посмотрите, все наши шоу-звезды работают в ночных клубах. А нынешние продюсеры и шоумены - это люди, которые к России и к российской традиции никакого отношения не имеют, к тому же они люди малограмотные. Последний пример - это "Серебро" и Фадеев. Одели девушек в костюмы католических монашек, хотя страна наша по большей части православная, и в этих костюмах начали изображать русских проституток. Нормально, да? Конечно, люди были удивлены. Фарс Сердючки оказался более честным, чем фарс "Серебра". Понятно, есть сербы, вызывающие жалость. Им дают первое место, как деньги больному на лекарства. И все равно, что поет эта то ли девочка то ли мальчик, просто жалко, что Сербию обидели: так простые люди скрывали стыд от от того, что они сотворили с Югославией и Сербией. Не было бы Сербии, Сердючка бы заняла первое место. И странно, ведь Первый канал выбрал "Серебро" путем конкурса. Значит, у нас больше ничего нет? Это наше все? Русские проститутки в костюмах извращенных монашек-католичек с фаллическим символом - микрофоном, изображающие страсть. Кстати, неискушенная публика этот фарс поняла и поставила их ниже Сердючки.
- Вы бы сами кого отправили?
- Смотря какие цели преследовать. Получить "Евровидение" в Россию - Билана, так как он был обижен, получился бы эффект Сербии. Даже если бы он спел хуже. Я и первый раз не стремился его на Евровидение отправлять. Эрнст поставил меня перед фактом. Сказал, ты знаешь, мы хотели Варвару, но пришла Лариса Долина, раскричалась, что Билан - лучший, он должен ехать. Ну и поехал. Хотя конкурс этот мне влетел в копеечку. Главное - я же никогда этим не занимался, хотел просто помочь Билану, а тут еще и конкурс. Я считаю, что мы в итоге проиграли: второе - не первое место.
- Но Билан отработал эти деньги?
- Если бы я захотел на рубль вернуть три - сделал бы это, послал Билана на орбиту, как искусственный спутник земли, с концертами и начал бы собирать деньги. У меня не было такой цели. Была цель попробовать представить Россию как страну культурную в музыкальном и оригинальном плане, чтобы она не смотрелась слепком с Запада. Чтобы выступление задело внутренние струны у людей. Мы сделали русскую песню на английском языке. Придумали этот рояль, эту балерину. Сначала я вообще хотел, чтобы из рояла вылетали голуби, разбрасывая розовые лепестки - как символ света, добра, душ добрых людей. И цель была достигнута - после полуфинала финал смотрели почти сто процентов неселения. Билану поверили, что он искренен. А "Серебро" не смотрела вся Россия, она смеялась.
- Вы бы взялись за продюсирование нового музыкального проекта?
- Продюсирование - это бизнес, меркантильные вещи. Меня это не интересует. Мне важно понять, почему умерла русская рок-культура, которая родилась как протест. Троицкий, Гребенщиков, весь ленинградский андеграунд родились как протест против несправедливой и лживой системы, в которой мы живем. В таких исполнителях государство увидело опасность, и сделало из рока шоу-бизнес. Это технология зомбирования: купи водки, сними девушку, ходи по ночным клубам.
И все эти ритм-энд-блюзы - это негритянская культура, вышедшая из протестной темы, которая была в середине века, когда Америка разделилась на белых и черных. Для нас сейчас это конфетка, экзотика. Теперь и наш Билан негритянским бардом стал, он поет с Тимбэлендом и занимает первые места на "черных" радиостанциях.
У меня было с ним несколько серьезных разговоров на этот счет. Я ему сказал, что больше к тебе никакого отношения не имею. Я не люблю негритянскую культуру, мне достаточно своей русской. И мне стыдно смотреть на это после "Never let you go" - этот символ торжества русского духа, что мы не опустились окончательно до простейших функций: приди домой, выпей стакан, трахни женщину, укради сто долларов и спи спокойно. Стыдно, что ты стал таким товарищем, который в бетонных трущобах Нью-Йорка под ручку с негром Тимбэлендом в джинсах с выглядывающими стрингами показывашь, какое это счатье - глотнуть чудесного порошка и словить кайф. Мне это противно все.
-То есть вы с Биланом расстались окончательно?
- У нас было соглашение - он получал 50% от концертной деятельности. Притом, в него вложено и моих денег, и от концертов мне полагались, но я их не брал. В обороте под брендом Димы Билана находится не меньше пяти миллионов долларов. А тут они этот "черный" альбом затеяли. Николаич, это пойдет, заявили. Но мне деньги не нужны, мне важен смысл. Зачем мне оплачивать обман русского народа и прививать ему культуру, которая навсегда его сделает сырьевым придатком развивающихся стран? Нет, это, пожалуйста, без моего участия. Я официально подписал, что претензий не имею, передал это все Яне (супруге Яне Рудковской - авт.), не возражаю, чтобы она была продюсером. Потому что раньше она была таким продюсером по понятиям.
Продюсер был я, но мне славы не надо. Так что официально я Билана отпустил на свободу, и все деньги, числящиеся за Биланом как мои, стали деньгами моей жены. И я так понимаю, Билан не очень хочет подписывать новый контракт! (Смеется) Со мной-то у него была устная договоренность, мы работали по убеждениям. После"Never let you go" я решил, что он будет стоить не меньше 30 тысяч, мне за эту песню и за те первые семь клипов не стыдно.
Яна Рудковская и Дима Билан
Ведь изначально Юрий Шмильевич хотел сделать из него русского Иглесиаса. Но копия всегда хуже оригинала, какая бы талантливая не была. Если делать звезду - надо делать Диму Билана. Если надо срубить копейку - у нас полно молоденьких экзальтированных девчонок, которые будут платить за второго Иглесиаса. Я продолжил линию создания именно Билана. И, считаю, Билан родился на Евровидении, а умер, когда спел "№1 Fan". Душу дьяволу можно продать один раз. Билан добрался до высоты и продал душу дьяволу. Это правда. Сейчас Димы Билана нет, есть Белан Виктор Николаевич. Жизнь Билана была короткой. (Улыбается)
- Думаете, шансов обрести вторую волну популярности нет?
- Не знаю. Во всяком случае, я участвовать в этом не буду. Он осознанно сделал этот шаг. Ах, Майкл Джексон, ах, Мадонна, это мои кумиры! Билан будет проповедником афроамериканской культуры за мои деньги? Увольте. Да меня потом совесть будет мучить! Я спать не буду спокойно. Все! Забыл, как страшный сон. (Смеется)
- Видела вас на фестивале "Пять звезд". Вы имеете к нему какое-то отношение?
- Так получилось, что фестиваль "Пять звезд" родился при непосредственном моем участии. Кстати, неосознанном. Первый канал очень хотел иметь свой фестиваль как альтернативу Юрмале, где Игорь Крутой, живущий в Майами, также ищет лучших проводников афрокультуры на российском рынке. Пять лет назад с Эрнстом мы поговорили. Он сказал, у меня госорганизация, бюджет ограничен. Я ответил, - ладно, какие вопросы. Предоставил свой отель бесплатно, помог еще по каким-то позициям. В этом году я отель продал, а фестиваль остался как традиция.
Опять же, если мы хотим быть честными - надо искать изюминки протеста среди музыкальных исполнителей, чтобы найти таких как Цой и Тальков, но не Тимати с этими наколками, которого надо послать в деревню пасти скот. Продюсеры душат наших артистов бабками, они захлебнулись этой халявой. Посмотрите на несчастную Жанну Фриске и девчонок из "Фабрики", они хотят только одного - завести семью и забыть весь этот шоу-бизнес как кошмар. Здоровая нация всегда боролась, чтобы ее не идентифицировали ни с Тимбэлендм, ни Джексоном, а с русскими поэтами. И только вымирающая нация ориентируется на других, как Древний Рим и нынешние японцы, где остались одни тайоты и ниссаны. И мы вымирающие, потому что мы не протестуем, поэтому и рождаемость у нас снижается. Мы потеряли интерес к жизни как негры, все плохо, ничего нет и ничего не будет, поем блюз как негры в 20-х годах. С финалистами - украинской группой "Потап и Настя" тоже все ясно. У нас есть нефть, железо, газ, а у них нет, а нужно, чтобы страна была послушной и покорной. Сидите там со своей революцией! Сколько вам надо денег? Столько и дадим, мы же их в Америке печатаем. Вот и получается, что у нас все каналы американизированы.
Яна Рудковская, Дима Билан и Виктор Батурин
- Вы дружны с Филиппом Киркоровым. Наверняка, он просил вас помочь продвинуть своих протеже?
- Я с большим уважением отношусь к Филиппу. Он - один из немногих, кто остался собой, хоть и с кучей недостатков. Ведь Алла Борисовна оставила его без штанов, дала пинка и выгнала. И он не пошел плакаться, а взял ноги в руки и поехал зарабатывать деньги. Человек чему-то научился в этом мире. Он же последний из лениградского мюзик-холла, в котором был еще Утесов. Умрет Киркоров - умрет эпоха этого мюзик-холла. И Киркоров себе не изменяет, все его перья, костюмы - это честно. Так вот, Филипп - широкая натура, отчего и вляпывается постоянно в эти жуткие истории: женитьба на Пугачевой, мюзикл "Чикаго", продюсирование Стоцкой. Это ему можно петь про зайку, а Стоцкая корней не имеет, из нее нужно лепить Настю Стоцкую. Индивидуальный пошив стоит дорого, и в финансовом плане Стоцкая себя не оправдала.
- Он предлагал Вам ее продюсировать?
- Что значит предлагал? Он просто по дружбе пожаловался, вот, мол, Стоцкая совсем не идет. Я сказал, давай вот так попробуем. Контракта у нас нет. Принцип взаимного доверия выше принципа взаимных обязательств. Но если у Филиппа будет совсем край, я ему помогу. Кстати, сейчас мы делаем к 40-летию его диск, он же без диска сидел все это время. Это будет первый диск Киркорова, на котором все песни по закону будут принадлежать ему, сейчас этим занимается моя группа юристов.
- Яна Рудковская говорила, что она будет продюсером последнего альбома Кирокорова.
- При чем тут Яна? Она говорила, что она продюсер Билана. Пусть врет, если ей так нравится. Придумала из себя советскую золушку. Я много раз спрашивал ее: "Зачем ты говоришь неправду?" Она мне отвечала: "Ты ничего не понимаешь - это пиар для популярности!"
Наверное, она права, я, действительно, чего-то не понимаю, мне иногда кажется, что вся наша страна как королевство кривых зеркал. Сейчас они с Биланом сделают этот "черный" альбом, все мои деньги туда засунут, и пролетят как фанера над Парижем, и будут потом петь в переходе.
- О Яне часто говорят "жена Батурина", а о себе "муж Рудковской" слышали?
- Нет, никому не придет в голову меня так назвать. Я всегда был шурином московского мэра, братом сестры. Муж Рудковской - это уже понижение! (Смеется)
Екатерина ЕВСЮКОВА, Желтая газета
Комменты