- Не кажется ли тебе, что под влиянием новых музыкальных стилей панк-рок отходит, так скажем, на второй план?
- Понимаешь, в старпёров мы превращаться не собираемся. И в любой момент, когда появляется какое-то направление в музыке, которое начинает завоёвывать аудиторию, и аудитория начинает охладевать к нашему делу…чем это не стимул завлечь свою аудиторию обратно? Вообще, мы неоднократно уже говорили, что нам было бы очень здорово, если бы помимо нас существовало бы ещё несколько подобных команд бунтарского настроя. Во времена, когда мы были на пике, люди говорили, что рок вообще умирает. Гребенщиков даже в песне об этом упомянул…
На самом деле, именно сейчас наступают те самые времена, когда именно рок может себя очень хорошо выставить. Потому что сейчас многие понимают, что одно дело – сходить на какую-нибудь колбаснУю вечеринку, где все будут исполнять под фанеру, но ведь мы все уже устали от одних и тех же попсовых артистов. Сейчас-то, блин, уже каких-то сосунков выпускают на сцену, это неинтересно. Это уже совсем на молоденькую аудиторию рассчитано. Те сосунки, которые вышли с последней «Фабрики звёзд»… там же одни девочки! Именно девочки!
Князь и Горшок на пресс-конференции
- Ну, например, модное в последнее время «эмо»…
- «Эмо» - это явление временное. Через такое все проходили, это же из Америки всё идёт. Наши-то ничего не придумали нового. Всё это с Запада: все эти «фабрики»-хренабрики, понимаешь? Вот когда наши начнут стремиться к профессионализму, а такие тенденции уже есть, то многое может измениться. Ну вот кто из наших попсовых артистов и кого мы часто видим по телевизору сейчас – это группа «А-Студио». Они, конечно, древние, старики, но они работают на качество! И их интересно иногда послушать. «Иногда» - потому что это не моя музыка. Я всё время сравниваю феномен нашего какого-то коллектива с феноменом импортного. Вот «А-Студио» я бы сравнивал с Roxette, но нашим всё равно ещё далеко до них, потому что там существует много всяких тонкостей.
«Эмо», если это цепляет, это хорошо. Нашей задачей всегда было приобщить население к рок-музыке, потому что мы её слушали достаточно много. Приобщать массы к рок-музыке – это нормальное явление, так и должно быть. Сейчас, скажем, очень много обсуждают вопросы безвкусицы, которая прививается людям в ночных клубах и на дискотеках. Мы знаем, почему мы любим рок-музыку, хотя я вот лично слушал много всего другого. И я понимаю, что это направление должно развиваться, а не подавляться тупым макаром наших продюсеров каких-то.
Многие наши звукорежиссёры, ездившие на Запад, обращали внимание на то, что им там сложно. То есть они понимают аппаратуру, на которой «западники» работают, но они не понимают, КАК эти «западники» работают, вот в чём дело. Иногда забавно слышать такие истории, как, например, Земфира поехала в Англию и записала там новый альбом, а потом приехала обратно и стала уже на нашей студии показывать, где там чего нужно переделать. В связи с этим переделывается весь импортный звук и буквально всё запарывается.
- Как бы ты отнёсся к группе, сделавшей ремикс на одну из песен «Короля и Шута»?
- Отдать свою песню молодой группе для ремикса? Ну а почему бы и нет? Всё возможно, просто надо, чтобы я заинтересовался какой-то группой, то есть если я увижу в ней какую-то жилу. Я всегда помогу советом, если посчитаю себя компетентным. А переходить к другому виду участия я буду несколько позже, но сейчас у меня такой интерес уже появляется.
- И все-таки. Панк-рок актуален?
- Панк-группой быть прикольно, скажу сразу. К панкам всегда и отношение другое, панки могут много чего себе позволять. Но когда ты подходишь к этапу, когда тебе хочется создавать то, что уже не очень-то входит в рамки панка, то либо надо отказываться, что ты – панк, либо расширять границы и говорить: «А с чего вы взяли, что панк не может делать вот так?». Сида Вишеза ведь тоже в своё время вытащили на какое-то шоу, правда, он там всех расстрелял… Я вот что могу сказать: ни один нормальный чувак, который хочет жить свободно, не будет вешать на себя ярлык и говорить, что он панк, зачем ему это?
«Король и Шут» позиционируют себя как панки, потому что у этого есть история! Мы изначально себя представили как панк-группа. Просто дальше у нас какое-то развитие пошло, мы же не могли оставаться на уровне неумения играть и когда нам пофиг, на каком звуке мы звучим. Нам надо было идти в гору, и когда мы стали стадионной группой, перед нами встал очень глобальный вопрос: либо ты на живой энергетике выделываешься, либо ты задумываешься над вопросом, КАК ты звучишь. Могу сказать, что я открещиваться ни от чего не хочу, мне нравится панк-рок. Это музыка клубная, даже не смотря на то, что «Король и Шут» вышел на стадионы. Мы – это, прежде всего, самобытность.
- Говорят, вы пишите сейчас новый альбом?
- Мы сейчас всё своё время посвящаем записи альбома! Записаны уже бас и барабаны. Идёт сейчас запись гитар и клавишных. Полностью готовы уже несколько песен, которые мы планируем сыграть на концертах в Москве. В частности, одну из песен с рабочим пока названием «Тринадцатая рана» Горшок посвятил сериалу «Девять жизней Нестора Махно».
- Что ты думаешь про недавно вышедшую книгу о группе «Король и Шут»?
- К такой книжке сейчас можно отнести то, что написала Женя Либабова. Она написала небольшого размера книжку, в которой опрашивала всех известных ей людей, которые связаны с нами, включая нас самих. В принципе, эта книга автобиографична, хотя там тоже написано немножко по-другому. Но ведь любой человек, который пишет книгу про кого-то, он всё равно будет писать под каким-то определённым углом.
- Нет, речь о книге «Анархия в России», выпущенной в рамках «СтогоFF Project».
- Вот с этой книжкой очень большой конфликт у нас получился. Эта книга была написана Стоговым и выпущена без согласования, в частности, с Горшком или со мной. Грубо говоря, эта книга не согласована с нами. Я её не читал, но по поводу неё очень сильно возмущается Горшок.
Насколько я понял, она написана и позиционируется как настоящая, а интервью, которое там содержится, оно очень старое. Это интервью было сделано тогда, когда про нас писал книгу Лёша Рыбин, а это было очень давно. Это была первая книжка, написанная про нас. Не ошибусь, если скажу, что это было 10 лет назад, то есть нам тогда было по 25 лет. И то, чего мы тогда говорили, будучи молодыми и глупыми, включено в эту книгу как отражение мыслей современных анархистов. А у нас анархистом себя называет только Горшок. НАЗЫВАЕТ! Кроме него, никто себя анархистом больше не называет и не считает. То есть эта книга – про анархию, то какого хрена мы там делаем вообще? Я, например. Ведь я не имею к этому никакого отношения!
Более того, тут моё «детское» интервью. Что я тогда вообще понимал? Да ничего! Я и сейчас-то воздержался бы от комментариев по поводу анархии, потому что у меня другие, так скажем, взгляды на жизнь. То есть человек, который сейчас вот так вот спонтанно возьмёт и прочитает эту книгу, прочитает ту чушь, которую мы там несём, просто может подумать, что мы – просто люди с детскими мозгами. А тогда мы, в общем-то, и были детьми.
Плюс вот это вот перечёркивание лица Горшка тоже очень сильно задело. Понимаешь, это не было согласовано. Я считаю, что Стогов напрасно так поступил, потому что это надо было, всё-таки согласовывать. А он поступил неправильно.
А вот недавно совсем вышла книжка Жени Либабовой, там мы с Горшком на цветной обложке. Но видишь, Женя – девушка, и поэтому в книге получилось больше интриг всяких. И она собирала информацию, конечно, больше их таких моментов, какие-то казусы пыталась находить. Скажем так, начальная история основания и развития группы была изложена нами тогда. Когда мы ещё были мелкими, то есть в той самой книге Рыбина. А вот дальше…
Понимаешь, не все наши действия и поступки можно рассматривать как поступки взрослых людей. Поэтому существует очень много эпизодов, которые с нами происходили стихийно. Может быть, книга об этом будет написана когда-нибудь, когда о нас захочет написать человек, с каким-то зрелым опытом, связанным с рок-музыкой. Человек, который очень хорошо знает всякие другие моменты, другие группы. Который будет интересоваться фактами как феноменом. Я сам писать такую работу не буду, мне это неинтересно. Я и так слишком много архивирую всякой ерунды нашей, поэтому если я ещё и биографию буду писать, то буду жить просто в прошлое. А мне интересно творчество, у меня ещё много невыполненной работы, которая написана мной ещё в юношеском возрасте, но которую я ещё не довёл до слушателя. Хрониками и биографиями пусть кто-нибудь другой занимается.
Комменты