Само название «19-17» наталкивает на события 1917 года. Как восприняли цыгане революцию, слом всех устоев? Неоднозначно, об этом и говорит этот театрализованный концерт с ведущими солистами театра. Семьи, таборы раскололись пополам — одни на «красных», другие за «белых», третьи еще за кого-то. Композиция с самыми популярными песнями и романсами начала XX века — об этом.
«Не дело для цыган — воевать, цыгане должны петь!» - красной нитью проходит эта мысль сквозь весь спектакль. Один сын уехал с колчаковцами в Харбин (но тоскует там по родине), другой сын воюет за большевиков… Отец с грустью произносит моралите. Режиссер-постановщик не стала вдаваться в кровавые подробности тех событий (а ведь много цыган было не только убито и убивали в гражданской войне, но и были расстреляны или репрессированы потом), но нашла для зрителя точку единения. Этой точкой стало участие цыган в боях Великой отечественной войны — беспроигрышный ход. Воевали, защищали Родину — все это так.
Солисты театра «Ромэн» - необычно пластичны внутренне. Не все обладают безупречно академическими голосами (особенно странно слышать от сипло-тембрового артиста слова «хочу пойти учиться на оперного певца»), но искренность пения искупает все. Звучат старинные таборные песни, русские романсы, даже забавные вариации революционных песен. Когда складывается и чистый тембр, и типично-цыганские мелизмы, - даже привычные произведения звучат особенно окрашенными. Те же романсы обретают привкус заграничного и имеющего право на самобытную жизнь, как ранее слушались романсы в исполнении полячки Анны Герман.
К постановке есть некоторые вопросы. Скажем, отчего было не упомянуть белогвардейских цыган? Они же внесли свой вклад в историю России. Или почему не упомянуть о репрессиях? Может быть, стоило. Однако если сценарист и режиссер Валерия Янышева ставила на единение — и каждый рассказ о герое-цыгане Великой отечественной встречался аплодисментами — то все допустимо.
Особенно стоит отметить тот отрадный факт, что на сцене не использовалось вообще никакой фонограммы (кроме разговорной). Только гитары и скрипки живьем. И все звучало профессионально, отточенно, нюансированно. Всегда казалось, что эти музыканты способны на гораздо большее. Это мастеровитость, профессионализм.
Неизвестно, будет ли когда-то повторяться эта программа, но стоит ее повторить. Театр Николая Сличенко живет, развивается, и готов еще преподносить любые сюрпризы.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Комментарии
"Полька", а не *полячка". Это
"Полька", а не *полячка". Это во-первых. И во-вторых, "почему не упомянуть про репрессиЯХ" -??? Моя твоя не понимай! Грамотность автора статьи зашкаливает.