– Вас действительно для этого заманили на Рижское взморье?
– Вообще-то в моем дипломе записана профессия: архитектор-оформитель, -
рассказывает "Собеседнику" музыкант.
- И я старался ее не терять, несмотря на долгие годы
занятия музыкой. В большей степени оформление двух-трех квартир будет скорее
занятием для души. Все же деньги сегодня я не этим зарабатываю. И согласился с
этой затеей, потому что достаточно давно знаю одного из руководителей проекта –
Александра Гордона. А прилетел сюда на несколько часов, чтобы увидеть все своими
глазами. Возьму потом блокнотик. Подумаю над идеями, сделаю эскиз. Конечно,
собственноручно красить стены в Юрмале я не буду. И уезжаю так быстро, потому
что у нас идет гастрольный тур – «Машине времени» 40 лет и очень насыщенная
осень. Поэтому я надеюсь, что с юрмальским проектом меня не будут торопить.
– В местной прессе прошла информация, что вы чуть ли не квартиру Ксении Собчак,
якобы купившей во время «Новой волны» здесь жилье, оформлять будете…
– Ничего об этом не знаю. Во-первых, она ко мне не обращалась, а во-вторых, мы с
ней существуем в достаточно удаленных друг от друга пространствах. Я не вполне
понимаю, чем занимается она, а ей, видимо, не очень интересно то, чем занимаюсь
я.
Андрей Макаревич
– А свое жилье вы, конечно, сами оформляете?
– Над интерьером собственного жилья я всегда работал сам. Помогал и друзьям.
Конечно, не с ведром белил и кистью, но какими-то идеями и предложениями. У меня
нет определенного любимого стиля, все зависит от задачи. А вот новорусский
стиль, чеканку там всякую с позолотой, я очень не люблю.
– Вы ведь в МАРХИ (Московском архитектурном институте) учились, потом уходили,
потом вновь возобновили учебу уже на вечернем отделении…
– Я не уходил – меня уходили. За «несоответствие образу советского студента»…
То, что представляла архитектура в годы советской власти, меня не привлекало.
Контраст между замечательным преподаванием, которое было тогда в архитектурном
институте (с великолепной библиотекой и журналами по архитектуре со всего мира),
и реальной жизнью удручал.
Семь лет проработал в институте «Гипротеатр», который строил театры, дворцы
культуры, цирки. Я пришел туда, когда в Новгороде уже проектировался театр, и
через семь лет оттуда ушел, а он еще проектировался. Такие темпы меня не
устраивали.
– Прежде оформлять жилье в России или за границу вас звали?
– Нет, меня не звали, потому что память человеческая становится короче и короче.
У нас сознание клиповое – мало кто помнит, что я вообще-то архитектор. Пока я
вел программу «Смак», многие удивлялись: ну совсем с ума сошли – повар запел
уже…
– В той же Юрмале много известных россиян уже что-то себе прикупили. Вы в курсе?
– Конечно, в курсе. Вот и несколько моих знакомых занимаются приобретением здесь
каких-то домиков…
– А вы?
– Ну, это абсолютно бессмысленно. Я всегда себя останавливаю, потому что, даже
если что-то очень нравится, я понимаю: ну, куплю этот дом и буду жить в нем
четыре дня в году. Потрачу кучу денег. На эти деньги я смогу 50 лет приезжать в
понравившееся место хоть по четыре раза в год, не обремененный никакими лишними
мыслями…
– Как изменились ваши взгляды на жизнь за четыре десятка лет работы в «Машине
времени»?
– Во-первых, я стал на 40 лет старше. Говорил я 40 лет назад и сегодня говорю то, что считаю нужным. Слава тебе Господи, никто в этом меня пока не ограничивает. Я не думаю, что мои какие-то ключевые представления о мире, о людях, добре и зле изменились. Это – самое главное.
Было некоторое время назад у меня интервью с Познером по телевизору. А он очень
любит раскопать какое-то интервью 10-летней давности. И вот тут у него не
получилось, потому что он достает газету и говорит: «А вы тогда говорили вот
то-то и то-то…» Я ему: «Я и сейчас так считаю». Беседа не пошла… В общем, у меня
мнения не меняются, честно вам скажу. Я 40 лет назад писал то, о чем думаю. И
сейчас пишу так же.
– Вы как-то сказали, что просто рассказываете свои истории под музыку. А как вам
история победителя Евровидения в Москве – белорусского норвежца Саши Рыбака?
– Я не смотрю Евровидение…
– И прежде никогда не было мысли поучаствовать в этом конкурсе?
– Да вы что, с ума сошли?! Что мы там будем делать?!
– И на «Новую волну» в Юрмалу вас не звали? Тоже не ваш формат?
– Мне это совершенно неинтересно. А звать – звали. Несколько раз…
– Это все же говорит о чем-то. Знаете, что у Юрия Антонова этим летом в рамках
«Новой волны» был творческий вечер?
– Дай Бог здоровья ему! Мы сейчас проведем творческий вечер там, где мы захотим
его провести.
«Нельзя войти в одну реку дважды. Даже если будут искренне пытаться восстановить СССР – такого «совка» уже не получится.»
– Но и Алла Пугачева приезжает на этот фестиваль каждый год, считается его музой. Как вы относитесь к Алле Борисовне как к певице и человеку?
– Я не понимаю вопросов: кто к кому как относится? Какое это имеет значение? Я
отношусь с уважением ко всем коллегам. Поэтому это не позволяет мне
разговаривать с третьими лицами о том, как я к кому отношусь. Если Алла
Борисовна меня спросит, как я отношусь к ее последней песне, я ей скажу!
– А как вы относитесь к собственной известности? Когда создавали школьный
ансамбль «Кидс», мечталось о таком?
– Какой-либо рок-н-ролл в Стране Советов представлялся настолько неосуществимым,
что мы даже о чем-то особенном не мечтали. Просто хотелось нам играть такую
музыку, мы ее и играли. Хотелось быть, как «Битлы» – и всё.
– Вы как-то сказали, что интервью – необходимое зло. А с какими еще из «зол» вам
приходится мириться?
– Да господи, начиная с пробок московских! Я трачу каждый день в пробках,
наверное, часа по три-четыре. Если сложить хотя бы за десять лет, получается
страшный срок. Страшный! Но что с этим можно поделать?
– Поэтому некоторые обзаводятся чуть ли не кабинетами на колесах?
– Но все равно ты будешь стоять в пробке. Поэтому я вынужден ездить с водителем,
а в это время сидеть за компьютером, разговаривать по телефону, отдавать
распоряжения и что-то слушать. Но это все равно не решает проблему. Это трата
времени жизни не на то, на что ты должен его тратить. Так что это очень большое
зло.
– Тёркинское «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль» вам не подходит:
у вас и медаль «Защитнику свободной России» есть, и ордена – Почета и «За
заслуги перед Отечеством» IV степени… Как вы относитесь к этим наградам и
наградам вообще?
– Да никак. Наградили – спасибо большое. В момент награждения тебе приятно, ты
тешишь себя мыслью, что что-то сделал и твои труды оценили. Ну, а потом награды
лежат в ящике стола, и лежат, пока ты не помрешь…
– Госнаграды музыкантам – это чисто российское явление?
– Почему? «Битлз» ведь наградили орденом Британской империи…
– Ах да, еще и звания пэров присвоили…
– Это во всем мире примерно так делается.
– Вот у вас медаль за защиту Белого дома. А сейчас у людей и в России, и во
многих других экс-советских республиках все усиливаются ностальгические
настроения по бывшему СССР…
– У разных людей разные настроения. Точной статистики ни у кого нет. Соцопросам
я не верю – это конъюнктура политического толка. У меня таких настроений нет. Я
знаю, что у огромного количества моих друзей и знакомых, которые меня окружают,
их тоже нет. Вот это я знаю точно. Потому что я с ними в контакте. Остальное –
это разговоры.
– Но отчасти людей можно понять. Тогда было спокойнее – за старость, за своих
близких даже при всем том идеологическом убожестве и маразме, который
властвовал. Вы бы хотели возвращения хоть в какой-то форме федеративного
государства?
– Нельзя войти в одну реку дважды. Даже если будут искренне пытаться
восстановить СССР – такого «совка» уже не получится. В мире прошло 20 лет. Это
все несерьезно.
– Концерт в подмосковной Барвихе – это корпоратив?
– Какой корпоратив?! Концертный зал большой – с кассами и билетами. Мы
корпоративы почти не играем, мы работаем кассовые концерты. Думаю, что мы – одни
из очень немногих артистов, которые в нашей стране так сегодня существуют.
– Поете живьем?
– Конечно.
– Как у вас складываются отношения с кинематографом после сериала «Танцор», где
вы выступили не только композитором и поэтом, но и генпродюсером?
– Очень захотелось экранизировать книжку, попробовал на своей шкуре, что такое
продюсер. Это такая прокладка между заказчиком и режиссером. Мучительный и очень
неблагодарный труд. Я понял, что это совершенно не мое. Кино мы сделали, оно
прошло, его даже повторяли. Но мне оно не нравится. Из той ситуации, в которой
мы находились, я старался выжать все, что можно было выжать. Было абсолютное
непонимание между режиссером и телеканалом. Наверное, опытные продюсеры такие
вещи разруливают как дважды два. Но я понял, что мне ни к чему этому учиться. У
меня масса других занятий, в которых я себя чувствую гораздо более уютно…
– В интервью одному журналу вы сказали, что женщина никогда не бывает права. Не
опасались, что женщины на вас обидятся?
– Сейчас не вспомню, в каком контексте это было сказано. Тут важно, что за чем
следовало…
– В отношениях с женщинами вы придерживаетесь патриархальных взглядов?
Кирхе-кюхе-киндер (церковь-кухня-дитя – с нем.)? Не кажется ли вам, что многие
проблемы в мире связаны именно с разрушением роли женщины в семье?
– Я не люблю, когда сильная жена начинает рулить слабым мужем. А если еще этот
муж известный и талантливый, это принимает крайне уродливые формы, и встречается
такое, к сожалению, не только в нашей стране, но и во всем мире. Это я не
приемлю совершенно. Каждый должен заниматься своим делом.
– Кризис в отношениях, кризис в экономике... Вы сами какой кризис ощущаете
больше? Люди заслужили эти потрясения из-за своей жадности?
– Не судите, да не судимы будете. Никакого кризиса я не чувствую. Разговоры про кризис меня достали. В этом году, например, у нас гастролей больше, чем в прошлом. Поэтому про кризис ничего не могу сказать. Занимайтесь своим делом и поменьше трындите на тему всяких ужасов. Я вам могу сказать, что, по моему глубокому убеждению, две трети этих ужасов случаются потому, что пресса нам о них долдонит с утра до ночи. И рано или поздно они происходят.
Комменты