Новые песни - как перечень заголовков оппозиционных газет, но и старые, вроде
«Отечество иллюзий», «Твой папа - фашист» или «Шествие рыб», звучат так, как
будто написаны сегодня. И, кстати, музыка тоже нисколько не устарела: такая
хорошая «новая романтика», как раз то, что сейчас, спустя двадцать лет, снова
актуально.
Как модная музыка и оппозиционные политические взгляды уживаются в одном
человеке, Михаил Борзыкин рассказал в интервью.
- Михаил, почему именно сейчас вы активизировались?
- Никакой специальной активности нет: «Телевизор» не прекращал своего
существования, - рассказывает "Новой газете" музыкант. - Просто в последнее время у меня
появилось больше социальных тем, потому что надоело терпеть уже. Пока не скажешь
простыми примитивными словами, никто не понимает, что происходит в стране, даже
поклонники «Телевизора». В какой-то момент я понял, что ничего не остается, как
самому выйти на Марш несогласных. Три года назад так и сделал.
Пока не скажешь простыми примитивными словами, никто не понимает, что происходит в стране
- Ваше возвращение - плохой знак?
- Да. Это знак… того, что, в общем, мы прозевали. Мы думали, что такого типа
песни не будут востребованы. Мы думали, что в 90-е необратимый поворот к лучшему
свершился. И расслабились. Начали заниматься самокопанием и религиозными
поисками. Потом оказалось, что дело-то не сделано, что не вытравлена вот эта
возможность вернуть все обратно в советское тоталитарное прошлое. Часть этой
вины лежит на нас, рок-музыкантах. Равнодушие - это уже соучастие. Я знаю,
сколько преступлений совершается Путиным и компанией, и чувство вины заставляет
меня писать песни и выходить на Марш несогласных.
- Вопрос Юрия Шевчука премьеру про марш стал инфоповодом на несколько недель.
- Два года назад я встретил Шевчука на Марше несогласных: никто не ожидал, что
он придет. Он пришел по зову сердца. Мы с ним много на эту тему общались, наши
позиции по большинству вопросов сходятся.
- Шевчук - медийная фигура, вы - более андерграундная. Как власть к вам
относится?
- Пока это выглядит так: явление маленькое - не будем трогать. В стране, я так
понимаю, выборочная система наказания. Важно создавать атмосферу страха. Нам уже
иногда запрещают выступать. В Белгород недавно не пустили. Жесткий отказ.
Однажды грозились завести уголовное дело.
- За что? За упоминание Путина в старой песне «Твой папа - фашист»?
- Да. Это же можно подать как «оскорбление государственного деятеля». За
последние два года законодательство так изменилось, что можно что угодно
объявить экстремизмом и дать пять лет тюрьмы. Или гранату и наркотики
подбросить. Пока, видимо, ситуация не настолько критическая, и они пытаются
сохранять относительно хорошие манеры.
Но не случайно по рейтингу Human Rights Watch мы на каком-то сто пятидесятом
месте по степени свободы. Многим все это кажется полной ерундой и выдумкой, но
я-то сам общался с людьми, которые пострадали от системы. Когда лимоновцы
вывесили в приемной президента лозунг «Путин, уйди сам!», один из них, мой
знакомый, получил за это три года! За такие вещи давать такие сроки - ну это
бред… И я знаю, что с ним там делали, как его прессовали… На самом деле любой
человек может оказаться в машине, в которую врезался вице-президент Лукойла.
Если чем-то не понравиться милиционеру - тебя убьют. Но пока людей напрямую это
не касается, они не верят. Умные люди учатся на чужих ошибках, глупые - на
своих.
Опять в моде штаны-бананы всякие, дизайн, имидж и драйв
- Ваша песня «Глупая» как раз про это.
- А песня, в общем, про реальных людей. У меня такие знакомые просто есть. Они
меня все увещевали: «Михаил, зачем вам все это, поэт должен быть поэтом!» Потом
попали в милицию, где им устроили сотрясение мозга, и они уже говорили совсем
другие слова: «Михаил, вы были правы, мы не знали, что там такие фашисты
работают!»
- Наши люди - они что, эскаписты?
- Эскаписты, конечно. А эскапизм - это психическое заболевание, которое охватило
всю планету. Но если учесть, что в Лондоне за какую-то идею выходят на улицу до
полутора миллионов человек, а у нас - пара сотен от силы, то получается, что у
нас эскапизма этого больше. Ну и страх получить дубинкой по башке.
- Есть чего бояться - полстраны отсидело.
- Да, это генетический страх.
- В текстах вы затрагиваете актуальные социальные темы. В музыке придерживаетесь
саунда 80-х, что-то типа модернизированного new wave. У вас нет ощущения, что
отечественная старая «новая волна» на подъеме, возвращаются, например, питерский
«Телевизор», московский «Альянс»?
- Нет такого ощущения. Это все локальная популярность. Но вообще «новая волна»
актуальна в мире как форма. Опять в моде штаны-бананы всякие, дизайн, имидж и
драйв. Англичане и американцы в основном в этом преуспевают. Даже те, кто играл
какой-нибудь гранж или альтернативу, стали включать электронные компоненты в
аранжировки. Как, например, Muse или 30 Seconds to Mars. Но это опять все
проходит мимо нас, мы опять музыкальная провинция. Этого бума и писка моды не
происходит, потому что есть еще армия Игорей Николаевых и Кобзонов, и мы тащим
это за собой. Есть еще русский рок, но русский рок - это по большому счету
частушки под электрогитару. А когда-то были мечты, что Петербург станет
музыкальной столицей, что у нас, как в Лондоне, будут представлены все
направления и будем развиваться параллельно с Европой. Ничего подобного не
произошло.
- Странно: у вас же были Курехин, «Кино», приезжал Брайан Ино.
- Странно, да… Более того, я как-то участвовал в телемосте с Британией. С их
стороны были Ино и Питер Гебриэл, с нашей - Курехин, Гребенщиков, я и другие. Мы
прекрасно общались. Вообще было удивительное время, время радужных надежд.
Теперь это все свернуто, подобных телепроектов нет вообще. И я уверен, что это
политическая воля: удобнее управлять народом-рабом и народом с невысокими
интеллектуальными запросами, с низким музыкальным вкусом в том числе. Все эти
вещи взаимосвязаны. Нельзя говорить «я вне политики» - мы все находимся в зоне
влияния. Некоторые своим равнодушием оказывают поддержку нынешней политической
системе. На эту тему не так давно был очень хороший фильм Иштвана Сабо «Мнения
сторон». Главные герои - следователь и дирижер - любимчик Геббельса, который у
наци там на всех корпоративках играл (в основе фильма - реальная история
дирижера Вильгельма Фуртвенглера. - прим.авт.). Следователь ему говорит: ты
понимаешь, что ты прислуживал фашистам? Он возражает: нет, я человек искусства.
И весь фильм - психологический поединок. Но вообще это фильм о том, что «человек
искусства» - это все, конечно, хорошо, но сначала надо быть просто человеком.
Мне так кажется.
-А жаль. Хочется, чтобы и жизнь была комфортная, и искусство - эстетское.
-Хочется, но невозможно ничего вычленить из жизни! Ни политику, ни социальные
проблемы. Это как кусок мозга себе оторвать… Но некоторые вычленяют: так человек
пытается себя обезопасить, мешающие бытовому комфорту мысли выкидывать за
ненадобностью. Такая позиция приводит к тому, что люди перестают развиваться,
появляется цинизм. Ну а как еще, если человек воспринимает информацию через
узкий фильтр, получая кастрированную картину мира? По-моему, это просто
добровольное сумасшествие. Вот люди типа Боба Марли, Джона Леннона или Питера
Гебриэла могли сочетать в себе и поэзию, и политику, а наши музыканты улетают
куда-то в виртуальные заоблачные выси, поэтому их на самом деле никто не слышит
и не слушает. Ходят на вывеску. «Аквариум» - замечательная, конечно, группа, но
это - лейбл. Люди, стоявшие у истоков рок-н-ролла, развивались, затрагивали в
своем творчестве всевозможные темы, а теперь у нас музыканты, которые
воспитывались на корифеях жанра, боятся экспериментировать. Как спел Виктор (Цой.
- А. Б.), «и вдруг нам становится страшно что-то менять». Там же все накатано:
корпоративы, концерты. Я часто слышу: «У меня трое детей, куда я денусь, как я
могу ссориться с этой властью?» Правильно: любой эксперимент грозит потерей
аудитории и денег.
- Сомневаюсь, что Шевчук после известной беседы с премьером перестанет собирать
стадионы.
- Да, Шевчук такого уровня достиг, что сейчас может не волноваться. Но стоит ДДТ
не крутить по радио три года - все, Шевчук больше не будет собирать стадионы. Я
разговаривал с людьми ранга Шевчука - они так волновались, что их могут
перестать крутить по «Нашему радио». По одному только «Нашему радио»!
Комменты