Геннадий Авраменко – Уходили из дома. Дневник хиппи

Книг о хиппи не так уж много. Дневников 18-летнего хиппи, опубликованных 20 лет спустя – вовсе нет. А движение хиппи оказало системообразующую роль для всего русского рока.

АСТ-Астрель, 2010.

Конечно, есть некоторая напряженка в том, что 18-летний Ринго Зеленоградский образца 1992 года и нынешний преуспевающий репортер довольно желтого издания «МК-Бульвар» могут быть совершенно разными личностями. Но, кажется, тут редкий случай, когда реальный дневник 18-летнего хиппи всего лишь подвергнут литературной редакции. Слишком многое выдает реакции именно 18-летнего, со всеми минусами и плюсами.

Из важнейших плюсов – откровенность. Ринго Зеленоградский документирует свои путешествия от московской благополучной жизни через автостопы и вписки – в Прибалтике, Белоруссии, Украине, России. А большую часть повествования занимает детальное описание пребывания на Мангупе в Крыму. В книге упоминаются реальные люди, и никто их них пока не стал отрицать, что было все именно так – отчасти потому, что педантичное ведение дневника для детей цветов было скорее нонсенсом, нежели практикой.

Геннадий Авраменко – 

Уходили из дома. Дневник хиппи
Геннадий Авраменко – Уходили из дома. Дневник хиппи

1992 год, чтобы напомнить – это тогда, когда уже вышел системный «Русский альбом» Гребенщикова, уже вышел легендарный «Дарза» от «Калинова моста», а «Крематорий» уже выпустил «Клубнику со льдом» и «Зомби». То есть для истории хиппи это был золотой период, когда уже в силе были «олдовые» вроде Хоббита, Папы Леши, Дзен-баптиста, Солнце (ставшего прототипом фильма Гарика Сукачева «Дом солнца»), Сталкера и других. А бурный приток «пионеров» казался неисчерпаемым.

На этом фоне герой книги Ринго выглядит заправским «пионером», но с большими амбициями. Амбиции, впрочем, ограничены путешествиями, девушками и созерцанием природы. Очень любопытно, что дневники Ринго зафиксировали, что в 1992 году на уличных «асках» при помощи музыкальных инструментов наиболее популярны были «Кино» и «Крематорий». Автор пишет: «На хоровое исполнение «Кондратия» и Безобразной Эльзы» сбегается половина площади».

Поскольку такой же автостопный образ жизни вели тогда множество рок-музыкантов (Умка ведет его и сегодня), многие нюансы путешествий, описанные в книге Авраменко, имеют вполне исторический интерес. А пребывание героя в крымских пещерах на Мангупе – почти этнографическую ценность, учитывая сегодняшнее положение дел на уникальных памятниках этнографии.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Возможно, книга-дневник станет довольно неприятным зеркалом для многих бывших и нынешних хиппи. Например, воровская сторона быта хиппи автором выписана максимально реалистично – хиппи воруют везде и всегда, относительным табу является воровать у «своих». Взаимосвязь воровского, в сущности, образа жизни отечественных хиппи и весьма распространенного в этой среде воровского сленга остается до сих пор малоисследованной областью социума. При этом автор не забывает о возвышенных идеалах хиппи, и в рассказах живописует разницу между интеллигентными хиппи и бандитами-гопниками.

Авраменко ценен именно живой непосредственностью описания текущих событий. Многие герои тех лет либо ушли из жизни, либо страдают провалами в памяти. Книги же и мемуары почти никто не пишет. Отчасти его рассказы страдают естественными возрастными преувеличениями: его героя никто не может избить, он героически бьется со всеми гопниками и даже спасает своих многочисленных «герлушек», - но это только доказывает естественную природу и правдивость дневника. Представьте, каково 18-летнему написать про то, что его побили…

90-е пережили немногие. Сейчас непосредственный рассказ Ринго Зеленоградского из 1992 года выглядит не просто уникальным цитатником, но и одним из наиболее реалистичных документов той неформальной эпохи.

«Когда мы уходили из дома…» - в те годы романтично, а теперь ностальгически поет Дмитрий Ревякин. Геннадий Авраменко сделал, кажется, бесценный подарок тем, кто хотел бы поближе прикоснуться к той легендарной эпохе, к ее быту и умонастроениям. Книга рекомендуется каждому, кто хотел бы восстановить детали эпохи расцвета русского рока и атмосферы жизни ее верных адептов.

Пресс-релиз и почитать первые страницы книги