Олег Скрипка
Артист с ходу признался в любви к Белоруссии.
- Мы сегодня сели в машину, едем по олимпийской трассе. И я понимаю одну важную вещь. Белоруссия – страна-газон! Чистая, элегантно выглядит. Я люблю Белоруссию! Я редко признаюсь в любви, но я ехал, ощутил в себе это чувство любви и начал анализировать его. В последний год и Белоруссия полюбила «Вопли Видоплясова», стали чаще приглашать на концерты.
Олег Скрипка рассказал, как у него появилась идея заняться джазом.
- Здесь я сыграю украинский джаз 30-40-х годов, который был очень популярен на Волынщине. Три года назад мне попался в руки сборник старинных украинских джазовых пьес, я сначала отнесся к нему скептически. Ну, что такое - украинский джаз? Послушал – а там роскошный джаз, изысканные аранжировки. Познакомился с Александром Скородубовым, специалистом джаза, он многое мне рассказал. Я постарался использовать те обработки, которые звучали тогда. И сохранить то звучание, что было тогда.
Журналисты вновь подняли тему отказа Олега Скрипки в свое время от звания народного артиста Украины.
- Мы хотели развития национальной культуры, добивались украинской квоты на радио и телевидения. Ничего это не произошло, и от звания я тогда отказался. Причем при отказе я собрал пресс-конференцию, снова озвучил этот мессидж – но меня снова не услышали. С приходом новой власти пока ничего не изменилось. Если бывшая власть на Украине хотя бы декларировала интересы национальной культуры, то теперешняя даже этого пока не делает. Они люди бизнеса, и далеки от культуры, мне кажется. А от французов награду я взял, потому что во Франции любят культуру.
Неохотно, но все же рассказал Скрипка о том, что недавно у него родилась дочь.
- Пока мы не решили, как назвать дочку. Называем Нонной, но это пока не окончательно. Еще решим. При всей концертной занятости вторник и среда – мои семейные дни, я провожу их всегда с семьей. Я знаю, о детях модно говорить в шоу-бизнесе. Но у артиста есть песни и есть дети. Если ему нечего сказать о своих песнях, он начинает говорить о семье и детях, потом о хомячках и домах. Хотите желтухи? Я сплю только на белорусском трикотаже! А если серьезно, мы хотим создать Украинский детский клуб, чтобы дети имели пространство для общения на украинском языке. Потому что в Украине много проблем не с русским, а с украинским языком. Мои дети говорят понемногу на украинском, русском, английском и французском языках. Я хочу, чтобы мои дети выросли глубоко образованными людьми.
Понемногу артист разговорился, и рассказал об истории своего рождения в Таджикистане и последующей жизни во Франции.
- Папа, находясь на практике в Донецкой области, встретил маму на пляже. Похихикали, он вечером пел всю ночь украинские песни в саду. Он не просто так пел, у него был коварный замысел. Он уже был распределен в Таджикистан, и не хотел ехать один! И уехал на следующий день с мамой в Таджикистан! У него редкая профессия, он врач-радиолог по лучевым заболеваниям, работал в закрытых городках. Там я родился. А во Францию мы поехали после крушения берлинской стены и во времена «Красной волны». Фрэнк Заппа заинтересовался тогда советским роком, и мы поехали. Точнее, поехали-то многие, а задержались мы одни. Потому что только мы смешивали рок-н-ролл с этникой. Мы стали там популярными, за нами ездили фанаты. Мы много зарабатывали! Между прочим, «Вопли Видоплясова» стали зарабатывать на этом уровне только 2-3 года назад. Мы ведь попали в развитый шоу-бизнес с большим объемом денег. Нам дали звукоинженера, у нас были развороты в газете «Монд», нами занимался лейбл. И когда мы вернулись на Украину, отчасти за нами, уже несшими европейское знание о продакшне и системе рок-н-ролла, потянулись остальные. Поэтому в Украине так силен рок, в отличие от Белоруссии и даже России.
Как организатор различных акций, более всего Олег Скрипка огорчен отсутствием поддержки государства рок-фестивалей.
- Мне бы хотелось из российских и белорусских фестивалей взять на вооружение господдержку. У нас ее нет. И когда представители власти приходят на фестиваль – обычно они хотят закрыть его.
На фестивале «Славянский Базар» запланировано участие Олега Скрипки с кабаре-программой в совместном концерте с белорусским фрик-кабаре «Серебряная свадьба» (слева)
Артист рассказал о том, как его однажды спутали с Николаем Басковым.
- Это была грустная история! Выхожу из клуба, где у меня проходила творческая встреча. Вижу детей, которые выпрашивают деньги. Они кричат: «Басков, Басков, дай денег!» Я не дал.
Оказалось, долгое время Скрипка не знал о том, что «День радио», где он снимался, - это полноценный фильм с популярными артистами.
- С легкой руки Миши Козырева нас пригласили на съемки фильма «День радио». Он авантюрист, и часто зовет куда-то, мы прилетаем и все весело проходит. Я ничего не знал ни об этом спектакле, ни о театре «Квартет И». Он выслал мне по мейлу текст, мне понравилось. Потом мы приехали с «Воплями Видоплясова» – нас сняли за три часа, и мы уехали. Я и забыл об этих съемках. Где-то через год звонит Миша, и приглашает на презентацию в Киеве. Откуда у тебя столько денег на презентации, спрашиваю. Я-то думал, что это снимается на видео! Оказалось, это большое кино с большим бюджетом. И хорошее серьезное кино. Все хорошие вещи делаются легко. Кстати, потом они пригласили меня на свой спектакль, и я там даже спел песню. Надеюсь, сотрудничество с «Квартетом И» продолжится.
Артист крайне опечален снижением культурного уровня аудитории.
- Нам не хватает умной публики. Мы выступаем в гламурных столицах – Москве, Киеве, там хорошие люди, но они живут в таком ритме, что физически не успевают схватывать то, что говоришь им со сцены. И каким бы ты не был, этот мир тебя формирует. Артист загнан в угол. Твой репертуар формируется из песен, которые крутят на радио и телевидении, 90% сочиненных песен на концерте не можешь петь, потому что публика их не схватит. В Белоруссии интеллигентная публика, она умеет думать. У нее есть преемственность советской интеллигенции. А у нас есть только гламур.
Причины этой ситуации он видит в тлетворном влиянии шоу-бизнеса на состоянии умов, причем не только у нас, но и во всем мире.
- То, чем я занимаюсь – не шоу-бизнес. И любой шоу-бизнес отторгает нас. Но мы появляемся в России по другим каналам. Это хорошая правильная культурная альтернатива, существующая в России в альтернативу миру блесток. В последние годы это разделение стало глубже. Рок-музыка развивается, но шоу-бизнес все больше разъедает мозги людям. До 60-70-х годов эстрадные песни пелись под оркестр, потом началась оп-ца-дри-ца гоп-ца-ца. И те же люди, что пели до этого песни, стали петь гоп-ца-ца. И эрзац заполонил все эфиры! Этим комбикормом кормятся люди. Но альтернатива есть – кабаре, джаз… Шоу-бизнес – часть материальной культуры, а не духовной. А материальная цивилизация себя изжила. Следующий этап – построение культурной цивилизации.
Скрипку тут же упрекнули в том, что сам он активно участвует в «материальной культуре» - скажем, в «Рождественских встречах Аллы Пугачевой». Скрипка нашелся, чем парировать:
- Если б Прометей не зажег огонь, мир покрыла тьма. На «Рожденственские встречи» я пришел, как Прометей!
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты