- Какую колыбельную пела тебе твоя мама в детстве?
- У меня и мама, и папа очень музыкальные, хотя оба они всю жизнь занимались техническими профессиями. Чаще всего мама перед сном пела мне "Спи, моя радость, усни", и я помню, что меня особенно очаровывала строчка "рыбки уснули в пруду". Как-то это было особенно таинственно. Признаться, я, вообще, кроме этой строчки ничего оттуда не помню. Может, потому что к концу песни уже проваливалась в сон, поэтому так и не знаю, чем там в песне дело кончилось. А больше всего мне нравилось засыпать не под песни, а под звук телевизора из соседней комнаты, это у нас с сестрой называлось: "слушать и спать".
Таня Зыкина. Архивное фото
- Что лучше всего готовила твоя мама?
- Мама, вообще, готовит прекрасно, хоть и очень консервативно. У нас дома всегда, даже в самые тяжкие времена, была вкусная еда "из топора". С лета сушили щавель, мама зимой варила с ним суп, а по выходным были пироги или печенье. Самый козырный рецепт печенья - "через мясорубку". Сейчас я смотрю, просто куски песочного теста, без начинки, без глазури, и главный интерес, что это не просто колобки, а кудрявые горстки из теста, пропущенного через мясорубку. Было очень вкусно! Но по-настоящему виртуозно у мамы получаются сложные вещи национальной кухни - например, цепелины. Бабушка была белоруской, и от неё нам достался этот аутентичный рецепт. Нужно очень мелко, на специальной тёрке, измельчить картошку, затем отжать, сцедить, сделать из этого тесто, в которое потом завернуть мясную начинку. Продолговатые крупные цепелины варятся на пару. Это очень трудоёмкое блюдо, которое мама готовила нечасто. Сейчас я не ем мяса и поэтому не могу по достоинству оценить мамины фирменные блюда. Когда приезжаю в Ижевск, она варит для меня простые кашки или овощные супы.
- Какой первый подарок ты сделала своей маме?
- Стыдно сказать, но, кажется, это было что-то, сделанное на занятиях по труду в садике или младшей школе. То ли чеканка - нам выдавали куски толстой фольги и я приняла решение выдавить на ней голубя, то ли доска с выжженным на ней рисунком. Даже не помню, как называлось это устройство для выжигания, но на занятиях оно всегда вкусно пахло баней. А ещё как-то раз в пионерлагере я сделала для неё деревянные серьги. У нас был кружок по работе с деревом, и нужно было тончайшие кусочки благородной древесины долго-долго шлифовать, потом лачить... У меня получились крупные серьги в форме лепестков. Надеюсь, они действительно были такие красивые, как у меня в памяти. А когда я выросла и стала зарабатывать деньги, мне хотелось маму по-женски баловать. Мне нравится дарить ей дорогие духи или какую-нибудь прекрасную пашмину, или просто цветы, или вкусные конфеты - те простые вещи, которыми проще всего улучшить женщине настроение.
- Что думаешь о роли колыбельной в воспитании ребенка?
- Я надеюсь, что ребёнку можно привить музыкальность и любовь к красоте. У моей мамы прекрасный слух и приятный тембр, поэтому я была избалована хорошим пением, но если нет ни слуха, ни голоса, то, думаю, перед сном лучше рассказать сказку. Вообще, красота и любовь - то немногое, что можно противопоставить реалиям мира. И если вкладывать это во всё, что делаешь, то маленький человек, растущий в такой атмосфере, научится сам генерировать красоту и любовь. Мне кажется, не загубить в душе ребёнка художника - это сложная, но очень важная задача.
- Что самое важное, чему тебя научила твоя мама?
- Я очень благодарна, что она научила меня быть хорошей хозяйкой. Это умение нисколько не проще, чем быть остроумным собеседником или ответственным профи. И, как оказалось, оно среди девушек сейчас в большом дефиците. Я испытываю невероятную гордость, когда она бывает у меня дома и искренне хвалит то, как у меня всё устроено, как я готовлю, как управляюсь с хозяйством. Я бы очень мечтала, чтобы в те времена, когда у нее были маленькие дети и гора домашней работы, - были те технические блага, которые есть сейчас. Чтобы тогда была посудомоечная машина, хорошая стиральная машина, электромясорубка, блендер... Но ей приходилось всё делать руками, самой, и я с содроганием думаю о том, как тяжело тогда приходилось женщинам, вообще.
Я стараюсь всегда держать это в голове, чтобы не расслабляться. Например, я не могу себе представить, как можно в доме мыть пор шваброй, а не руками. Это же совершенно неприемлемо! Только руками можно добраться до каждого уголка и стереть каждое пятнышко. Не скажу, что я параноидально слежу за аптечной чистотой в доме, но я знаю, что эти требования к себе и своему жилищу - они у меня от мамы.
Татьяна Зыкина выступит на фестивале «Горлица» 27 ноября с программой «Пиано-Весна».
Комменты