Фестиваль Сергея Курехина-2006 собирает звезд авант-джаза

20-23 апреля в центре ДОМ пройдет Фестиваль Сергея Курехина-2006. Мемориальные фестивали Сергея Курехина проводятся с 1996 года – года его трагической смерти. Сергей Курехин ушел из этой жизни в июле 1996 года, а уже с сентября по декабрь того же года в Москве Николай Дмитриев, которого тоже уже теперь нет с нами, организовал трехмесячный междужанровый фестиваль "Страсти по Сергею".

Фестиваль представил зрителям фильмы с его участием, театральные постановки с его музыкой, выставку художников – друзей Курехина, и конечно, самую разную музыку, так или иначе связанную с творчеством Сергея.

В Нью-Йорке в январе 1997 и мае 1998 состоялись фестивали SKIF–1 и SKIF–2. В них принимали участие музыканты из России, США, Европы и Японии. Фестиваль SKIF был придуман и впервые реализован выходцем из Ленинграда, жителем Нью-Йорка, виолончелистом Борисом Райскиным. После первого СКИФа Борис трагически погиб, и второй нью-йоркский СКИФ делал его друг нью-йоркский продюсер Давид Гросс.

В 1998 году СКИФ переехал в Россию, и с тех пор почти ежегодно (за исключением 1999 года) проводился параллельно в Петербурге и Москве. В Петербурге фестиваль проводит Фонд Сергея Курехина, в Москве - агентство ДЛИННЫЕ РУКИ, которое основали сам Курехин и Дмитриев, и возникший на его базе культурный Центр ДОМ. Но Московский фестиваль изначально был принципиально иным. В Питере он воплощает в жизнь курехинскую идею тотального перформанса ПОП-МЕХАНИКИ, не ограниченно ни временем, ни пространством, ни жанровыми рамками.

Все мероприятия спрессованы в один уикенд, параллельно на нескольких площадках, расположенных в одном здании буквально с заката до рассвета. За один уикэнд успевают выступить десятки, если не сотни коллективов и солистов любой художественной ориентации – от самодеятельных бардов до авангардистов-профессионалов. Перед публикой, таким образом, стоит проблема выбора, поскольку чисто физически она может «освоить» более чем одну десятую часть всего предлагаемого.

В Москве же фестиваль проходит в установившемся в центре «Дом» формате: за один вечер выступают только два-три состава, таким образом, свой выбор каждый делает сам. Эта разница форматов, в конце концов, реально привела к тому, что московский и питерский СКИФы были попросту разными фестивалями; для выступлений в столице отбираются, в первую очередь, профессиональные и уже зарекомендовавшие себя музыканты и с точки зрения Дома - лучшие из лучших. Соответственно, с 2003 года Николай Дмитриев даже принимает решение изменить название фестиваля на ФСК - Фестиваль Сергея Курехина.

Центр Дом

Хотя центр «Дом» расшифровывает эту аббревиатуру еще и как Фестиваль современной культуры, в действительности, ФСК - это, в первую очередь, музыкальный фестиваль той новой импровизационной музыки, которая была ближе всего Курехину-пианисту, композитору и дирижеру.

2 года назад СКИФ покидает один из его программных директоров, а оставшаяся питерская команда решает самостоятельно устраивать в Москве нечто вроде клубного «филиала» своего СКИФа. Таким образом, СКИФ и ФСК окончательно размежевываются. Так что аббревиатуру ФСК теперь можно расшифровывать еще и как Фестиваль (очень и не очень) серьезной культуры.

«Дом», разумеется, продолжает взаимодействовать со СКИФом, более того: значительную часть современных и серьезных артистов, которые выступят на ФСК, в Россию привозит именно «Дом», и в Питер они едут с нашей «подачи».

Фестиваль открывает ФИГС – проект четырех питерских барабанщиков, известных по другим проектам. Федорова – Ива Нова, Иванов – Надо Подумать, С.К.А., Гудвин – Noise of Time, Судник – ЗГА и Ветрофония. В программу первого дня вошел звездный дуэт: Фред Фритт - Крис Катлер. В мире Фред Фритт больше известен как гитарист-импровизатор, но также Фритт играет на басу в Naked City Джона Зорна (John Zorn), на скрипке в Looping Home Orchestra a и на гитаре на различных записях от The Residents и Rene Lussier до Brian Eno и Amy Denio. Крис Катлер был постоянным участником американских команд Pere Ubu, Hail and The Wooden Birds и сейчас продолжает иногда работать с John Rose, Fred Frith, Zeena Parkins, Iancu Dumitrescu, Peter Blegvad и Stevan Tickmayer.

Vialka играют быстрый и громкий европейский фолк в составе, похожем на White Stripes с Marylise Frecheville на ударных и пиренейским полифоническим вокалом и Eric Boros на спид-метал цыганской гитаре. Vialka может менять стиль в считанные секунды, перескакивая с легких фолковых мелодий на грубые металлические аккорды до вычурного кабаре в одном номере. Acoustic Ladyland – открытие прошлого года на европейской музыкальной арене. Acoustic Ladyland - это Pete Wareham (саксофоны), Seb Rochford (ударные), Tom Cawley (клавишные), Tom Herbert (бас). Коллеги по сцене определяют их стиль так: "Там, где мрачность и интеллектуальность сталкиваются, образуя гибрид панка и джаза, звучит захватывающая музыка Acoustic Ladyland." (Mojo)

Их звук притягивает ваше внимание и прочно удерживает его. Они заставляют трепетать залы от своего крика, голосоподобных саксофонов, хриплых искаженных клавишных, насмешливого панковского баса и от одних из самых ошеломительных ударных, которые вам когда-либо приходилось слышать. Их живые выступления, Last Chance Disco и первый сингл Iggy уже получили признание от The Guardian, Artrocker и The Fly, кроме этого эфир на XFM (и интервью с новым музыкальным гуру этой радиостанции, John Kennedy) и шумное появление на BBC 2′s ′Later:′ . Пост-панк, пост-джаз, что угодно. Самое важное, что это команда, играя бескомпромиссную, основанную на интуиции музыку стала одним из наиболее захватывающих зрелищ в любом жанре. По словам Barfly, "они заставят ваши сердца биться быстрее, позвольте их музыке поглотить вас и почувствуйте этот бешеный прилив адреналина, храбрости и свободы, наступающих после испуга, который наводит парень с дикими глазами, ножом и приятной улыбкой. Поверьте нам, это особое, незабываемое ощущение".

Нидерландский музыкант Вик Хайманс (1967) – виртуоз электрогитары в современной музыке. Он импровизировал в разных коллективах с Anthony Braxton, John Zorn, Butch Morris, Peter Kowald, Derek Bailey, Peter van Bergen и Luc Houtkamp.

Выступление блестящего фри-джазового музыканта Дэвида Мюррея состоится только в Москве. Мастер тенор-саксофона продолжает исследовать территорию фри-джаза. Изначально - наследник стиля абстрактно-экспрессионистской импровизации 1960-ых – в том числе таких саксофонистов, как Альберт Эйлер (Albert Ayler) и Арчи Шепп (Archie Shepp), Дэвид Мюррей в конечном итоге выбрал амплуа, скорее соответствующее представлениям о тенор-саксофонисте мэйнстрима: репертуар из стандартов с привычной ритм-секцией. Однако, его прочтение общеизвестных тем значительно отличается от их интерпретаций другими саксофонистами его поколения. Звук его саксофона - глубокий, бархатный, темный - напоминает об эпохе свинга - Бене Вебстере (Ben Webster) и Коулмане Хокинсе (Coleman Hawkins). Но при этом к основному принципу мэйнстрима - смене аккордов в квадрате - Мюррей подходит совершенно самостоятельно.

Хотя очевидно, что Мюррей хорошо знаком с правилами гармонии, он редко когда буквально воспроизводит мелодию темы. Он смог приспособить экспрессивную технику своего фри-джазового прошлого («смазанные глиссандо, звуки неопределенной высоты, ритмы, скачки в верхний регистр и т.д.) к традиционным импровизационным формам - тем, что в джазе называются straight-ahead. Даже в такой гармонически изысканной вещи, как «Round Midnight» он обходится только основными нотами аккордов - тоникой, терцией, квинтой, септимой. Но, обрисовав таким образом гармонический рисунок, он может заполнить все остальное пространство не имеющими разрешения, неаккордовыми нотами – по сути дела, точно такими же, как знаменитые «неправильные» ноты Эрика Долфи. В то же время именно нескрываемая смелость эстетической концепции Мюррея, яростная страсть его фразировки делают саму постановку вопроса о «правильном и неправильном» излишней.

В последний день фестиваля выступит венгерская группа Pozvakowski – трио из басиста, барабанщика и гитариста, один из наиболее перспективных молодых инструментальных коллективов Венгрии. Венгры выросли на музыке Acid Mothers Temple, Painkiller и Fantomas. Для своего мудреного видеоряда они используют старую киноаппаратуру, 16-миллиметровую кинопленку и брендовую символику общего социалистического лагеря.

Завершает ФСК музыканты 4 стран постсоветского пространства: Владимир Волков (Россия), Владимир Тарасов (Литва), Анатолий Вапиров (Болгария), Юрий Кузнецов (Украина).

Один только список участников ФСК 2006 доказывает: это очень современная и серьезная, а значит своевременная музыкальная культура.

Программа Фестиваля Сергея Курехина-2006 в центре "Дом"


20 апреля, Четверг
Фестиваль Сергея Курехина - ФСК 2006
1) ФИГС (С.Пб)
2) Фред ФРИТ и Крис КАТЛЕР (Великобритания-США)
[новый джаз]

21 апреля, Пятница
Фестиваль Сергея Курехина - ФСК 2006
1) Vialka (Канада, Франция)
2) Acoustic Ladyland (Великобритания)
[новый джаз]

22 апреля, Суббота
Фестиваль Сергея Курехина - ФСК 2006
1 отд. Wiek Hijmans (Нидерланды)
2 отд. David Murray(США) - Владимир Волков (контрабас)
[новый джаз]

23 апреля, Воскресенье
Фестиваль Сергея Курехина - ФСК 2006
1 отд.
Анатолий Вапиров (Болгария) - саксофон
ВладимирТарасов (Литва) - ударные
Владимир Волков (Россия) - контрабас
Юрий Кузнецов (Украина) – фортепиано
2 отд. Pozwakowski (Венгрия)
Адам Дарваш - гитара
Шебештьен Сомбатхейи – бас-гитара
Жомбор Банати - ударные
Чаба Середи – проекция с 16мм
[новый джаз]

20-23 апреля, "Дом", 20.00.

вход 600 руб. (для студентов - 400 руб.), цена абонемента: 1500 руб. (студентам - 1000 руб.)