Эта непрофессиональная народная музыка...

"Этномеханика" -- новая инициатива устроителей фестиваля СКИФ, часть программы по заполнению сетки расписания бывшего кинотеатра "Прибой", отданного наследникам и наследницам Курехина в пользование (и переименованного в ЦСИ имени Сергея Курехина).
Довольно привычный формат этнического фестиваля организаторы прочли очень по-свойски. То, что Наталья Подобед, в основном курирующая музыкальные проекты ЦСИ, занималась СКИФом, наложило свой отпечаток. И нечаянно получившийся формат этнофестиваля вышел куда как более интересным.

Дни "Этномеханики" также были тематизированы: организаторы отграничили женский вокал от городского романса и панковских экспериментов с фольклором, пишет "Коммерсант". При этом, как и на СКИФе, зрителям было предложено курсировать между двумя сценами, большой и камерной, постигая как очевидные стороны этники, так и закоулки жанра. В первый, "женский", день занимательнее была большая сцена. Здесь ждали хедлайнеров-французов Orange Blossom, накануне фестиваля неожиданно сменивших солистку. Фанковые и трансовые ритмы, засэмплированные африканские инструменты и немного агрессивная манера вокалистки -- черноглазой длинноногой красотки -- хороши, но впечатления яркого музыкального события не производят. Бок о бок с Orange Blossom выступили разбитные девахи "Ива Нова", тягучие "Намгар" в громоздких монгольских одеяниях и с аутентичными инструментами, а также этноэлектронная "Волга" с впечатляющим вокалом Анжелы Манукян.

На следующий день обещанные еще на прошлом СКИФе финны Alamaailman Vasarat наконец добрались до ЦСИ со своим этнопанком, замешанным на деревянно- и медно-духовом клезмере. Оба фронтмена -- долговязый и длинноволосый тромбонист Эрно Хауккала и бородатый увалень -- саксофонист Ярно Саркула -- артистично переругивались, мирились и просто болтали друг с другом с помощью своих инструментов. В составе Alamaailman Vasarat две виолончели с успехом заменили гитару и бас -- получилась гибкая и стройная основа для духовых безумств. После Vasarat молдаване Zdob Si Zdub казались довольно унылым чесом по народным плясовым -- хотя аудитория к этим плясовым осталась неравнодушна. Zdob Si Zdub не были у нас около шести лет, за это время успев выпустить альбом под названием "Этномеханика" (все совпадения, по уверению организаторов фестиваля, случайны).

Но за новыми впечатлениями надо было идти на второй этаж, в резервацию городского шансона, где второй концертный день замыкала группа "Серебряная свадьба". Коллектив из Беларуси уже сделал себе имя на клубных площадках (самоопределение -- "фрик кабаре бэнд"), сегодня же деятельность этого французского балаганчика с ироничными жестокими романсами о бедных девушках и дорогих духах приобретает все более внушительные масштабы. До белорусов на малой сцене отметились собиратели и ярые любители городского шансона Гарик Осипов, Псой Короленко (с премьерой уморительного вокально-разговорного номера "Ах, какая женщина") и "Ля Миноръ".

"Этномеханика" в итоге собрала все возможные прочтения этнической или корневой музыки под одной крышей: древности, редкости, стандарты из любого уголка мира; пасторальные и городские песни; ироничное смешение стилей и стремление к аутентике. В результате обнаружилось, что чуть не любая песня, написанная непрофессиональным композитором для непрофессионального слушателя, -- народная. Оно, по сути, и верно.