Кем могли стать звезды? Шнур, Пугачева, Звери, Леонтьев...

Все-таки как много в этой жизни решает Его Величество Случай! Достаточно поближе познакомиться с биографиями наших звезд, чтобы понять: если бы не стечение обстоятельств, многие из них не купались бы сегодня в лучах славы, не почивали на лаврах музыкального олимпа, получая все новые и новые награды, а работали, к примеру, почетными железнодорожниками, фрезеровщиками или водителями автобусов. А может, и не почетными.

Трудовые книжки покорителей музыкального олимпа пристально изучили репортеры “МК”.

Свою творческую жизнь известный хулиган рок-сцены Гарик СУКАЧЕВ начинал вовсе не со сцены. Хотя он увлекался музыкой, играл в группе “Закат солнца вручную”, это не помешало закончить ему техникум и получить диплом железнодорожника. И судя по тому, что в списке трудовых заслуг Сукачева значится проектирование железнодорожной станции Тушино, тогда ему это занятие нравилось. Когда группа “Бригада С” начала свое победное шествие по стране, Гарик получил второе образование. Он закончил Липецкое культпросветучилище и получил диплом режиссера театра.

“Когда я увлекся театром, то зачем-то поехал в Липецк вместо того, чтобы сразу поступить в ГИТИС, — объяснил позже сам Игорь Иванович. — Мне тогда казалось, что я же железнодорожник, а там, в ГИТИСе, столько талантливых людей! И мне нужно обмануть судьбу, потому что мой троечный диплом техникума никого не заинтересует, а институт я бросил. Мол, поеду-ка я куда-нибудь далеко, за красным дипломом. В итоге все так и получилось, как я планировал, но в целом это же бред сивой кобылы!”

* * *

У другого маргинала шоу-бизнеса ШНУРА профессий несколько побольше. И если бы не сцена, он смело мог бы быть богословом (ведь Шнур получал образование в Религиозно-философском институте при духовной академии) или реставрировать картины (благодаря специальности реставратора произведений из дерева 4-го разряда). А если бы его банально не выгнали из Ленинградского инженерно-строительного института, верно, мог бы чего и построить на Неве-реке. А вообще, за свою жизнь Сергей полностью освоил специальности грузчика, сторожа в детском саду, стекольщика, столяра, дизайнера в рекламном агентстве, промоушн-директора на питерской радиостанции. И даже кузнеца! Кстати, последняя профессия стала поводом для шуток: дескать, кто уж настоящий кузнец своего счастья, так это Серега!

* * *

Эстетствующая звезда Лайма ВАЙКУЛЕ сейчас, наверное, могла бы работать медсестрой в районной больнице, поскольку в свое время училась в медицинском училище и работала на “скорой помощи”. А если бы не испугалась вступительных экзаменов и окончила медицинский вуз, то могла бы стать настоящим хирургом, о профессии которого мечтала с детства. Сама Лайма признается: “В моменты депрессий я часто думаю о том, что хорошо бы быть врачом, жить в одном месте, а не в гостиницах и самолетах, каждый день видеться с друзьями”.

Имеет отношение к медицине и мэтр российской эстрады Александр РОЗЕНБАУМ — он около пяти лет проработал врачом “скорой помощи”. Первый медицинский институт в Ленинграде он выбрал, пойдя по стопам родителей. Окончив его на “отлично”, получил диплом врача-терапевта общего профиля по специализации “анестезия, реаниматология”. Розенбаум до сих пор уверен, что годы, отданные этой профессии, не потеряны зря: “Без медицины у меня как певца-стихотворца ничего бы не вышло”. А насчет того, что оставил профессию, говорит прямо: “Я скучаю очень. Не жалею, я на своем месте и делаю все для того, чтобы это место свое не опозорить. Но карету “скорой помощи” в любом городе провожаю тоскующим взглядом, и так будет до конца моих дней”. Кстати, еще Александр Розенбаум умеет хорошо пилить деревья. Ведь в институтском стройотряде он получил квалификацию... пильщика четвертого разряда!

* * *

А представить себе Аллу ПУГАЧЕВУ за дирижерским пультом настоящего хора слабо? Как признается певица, она с детства любила петь, но боялась. А если и пыталась петь, то только в одиночестве, когда дома никого не было — чтобы никто не слышал. Но музыку тем не менее любила, поэтому и поступила после школы в Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, но там будущая звезда не занималась вокалом, а училась на дирижерско-хоровом отделении. А как вам тот факт, что Алла Пугачева в середине 70-х была обычной учительницей пения в одной из московских школ? Некоторые бывшие подопечные Аллы Борисовны вспоминают ее и поныне. Причем добрым словом. А все потому, что “двоек” она не ставила, только... “колы” — чтобы потом можно было исправить их на “четверку”. Да и в отличие от остальных учителей была молодой, модно одетой, даже в мини, словом, совсем незакомплексованной.

Как рассказывают бывшие школьники, после прихода “новенькой” в классе тут же стали петь эстрадные песни.

Обычно это случалось так: юная учительница опаздывала на урок (что бывало частенько), а войдя в класс, тут же садилась за пианино и начинала петь. Отличалась учительница Пугачева от остальных преподавателей еще и тем, что “стреляла” у старшеклассников сигареты. И пока дети пели, она потихоньку курила в окно. Любила и анекдот рассказать. В общем, с ней было не соскучиться. Но самое удивительное, что при таком весьма легкомысленном подходе к образовательному процессу Пугачева была все-таки отменным учителем. Так здорово подготовила ребят к песенному конкурсу, что те заняли на нем первое место. В школе Пугачева проработала меньше четверти и ушла в большую эстраду.

* * *

Валерий ЛЕОНТЬЕВ с детства мечтал заниматься изучением подводного мира. Но институт соответствующего профиля находился лишь во Владивостоке, денег на столь длинную дорогу у родителей не нашлось. И тогда Леонтьев решил поступить в ГИТИС, он даже подал в институт документы. Но в последний момент забрал их: чем-то смутили его, провинциала, столичные абитуриенты. А вместо обучения в богемном заведении стал... подсобным рабочим на кирпичном заводе в городе Юрьевец. “Там я откатывал вагонетки с сырым кирпичом от пресса к сушильным стеллажам, — так рассказывает певец о своей работе. — Трудился не зря — в станице Анапская вложил свои кирпичи в здание средней школы. Когда еду из Краснодара в Анапу, школа видна с трассы, и я на нее смотрю не без гордости”.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Затем в трудовой книжке Леонтьева появились новые записи: он был и тесемщиком-смазчиком на льнопрядильной фабрике, и электриком, и почтальоном, и портным, и даже модельером.

Насмотревшись на мытарства своего брата, сестра Валерия посоветовала ему поступить на вечернее отделение воркутинского филиала Ленинградского горного института. Почему на вечернее? Да потому, что в это же время он трудился лаборантом в Научно-исследовательском институте оснований и подземных сооружений.

В институт Валерий поступил, но, слава тебе Господи, его не закончил — выбрал себе другую профессию.

* * *

София РОТАРУ с детства обожала легкую атлетику. Была чемпионкой школы по многоборью, вместе с командой ездила на областные олимпиады. Особенно ей удавались дистанции 100 и 800 метров. Так что, как говорят, из Софии Ротару могла бы получиться неплохая профессиональная спортсменка, но музыка взяла вверх.

Звезда слезливых малолеток Рома БИЛЫК по прозвищу Зверь подрабатывал по приезду в Москву обычным миграционным строителем, как говорят в народе, гастарбайтером. Не зря же он учился в Таганрогском строительном колледже. Вершиной строительной карьеры стала работа на “элитной” стройке. Он нашел место мастера-отделочника внутренних помещений на строительной площадке Музея современного искусства Церетели на Пречистенке. Приложи он побольше усилий на этом поприще, смотришь, был бы большим прорабом на какой-нибудь престижной стройке типа “Москва-Сити”.

Известный сегодня борец с попсой на отечественной сцене, последний из рокеров (как его некоторые называют) Юрий ШЕВЧУК в свое время окончил художественно-графическое отделение Уфимского педагогического института. Несколько лет преподавал рисование для детишек в сельских школах — видимо, стремление всегда кого-то поучать было у него с молодости. Так бы и остался Юрий сельским учителем, но где-то в это же время он стал писать стихи и песни. И в начале 80-х, собрав группу “ДДТ”, с друзьями выпустил альбом “Свинья на радуге”. Так умер художник, но родился поэт и музыкант.

Валерий МЕЛАДЗЕ, как и многие его товарищи по цеху, тоже не мечтал о карьере музыканта. Окончив школу, он по стопам старшего брата Константина поступил в Николаевский кораблестроительный институт. Инженер-механик судовых энергетических установок — для Валерия тогда это звучало гордо. И, возможно, именно этого дипломированного инженера и получил бы какой-нибудь крупный корабельный завод, но судьба распорядилась иначе. Сначала Валерий стал техником-звукорежиссером при институтском ансамбле, в котором его брат Константин играл на клавишах. А уже через некоторое время музыканты заметили его вокальные способности, и он был произведен в звание солиста этого коллектива.

Окончив факультет международных экономических отношений МГИМО, нынешний рулевой группы “Ва-банк” Александр Ф. СКЛЯР несколько лет служил атташе в Северной Корее. Скорее всего, Александр до сих пор продолжал бы тянуть свою дипломатическую лямку, но блестящую со всех сторон карьеру дипломата он бросил ради бесперспективного по тем временам занятия музыкой. Правда, как шутят его друзья, титул атташе он оставил при себе.

Несмотря на то что фронтмен группы “Алиса” Константин КИНЧЕВ является дипломированным инженером-технологом, работать по этой профессии он не стал. Зато проявил себя на поприще натурщика. Говорят, что его тело пользовалось большим спросом у художников, а особенно у художниц. А еще в далекие годы Константин пел в хоровой студии Большого театра. Так что, если бы не “Алиса”, мы, возможно, могли бы время от времени видеть Кинчева на подмостках Большого. Когда у Кости на участке сгорела баня, он освоил профессию строителя. Рокер даже шутил на эту тему: “Теперь я могу подробно рассказать, какой бетон лучше — “пятисотка” или “четырехсотка”, какой диаметр арматурины надо брать для той или иной конструкции, как класть эту арматуру, как заливать водой песок — в пропорции 1:4 или 1:5”.

Архитектура — еще одна сфера, которая была очень востребована среди юных рок-бунтарей. То есть по вечерам они играли рок-н-роллы (что тогда было абсолютно бесперспективно), зато изучали перспективу днем, на занятиях в архитектурных институтах. Самые известные “архитекторы” нашей сцены — Вячеслав БУТУСОВ и Андрей МАКАРЕВИЧ. Макар, кстати, уверяет, что считает себя в первую очередь дипломированным художником, а уже потом музыкантом.

Вот уж кто точно никогда не мечтал о музыкальной карьере, так это Влад СТАШЕВСКИЙ. Еще в детстве он поступил в Суворовское училище, так как очень хотел стать офицером-десантником. Офицера в его лице страна не получила. Зато будущая звезда поступила и окончила торговый техникум. Правда, из торгового образования Влад вынес немного: “Я запомнил то, чему нас учили в торговом техникуме, как нужно правильно питаться. И этим рекомендациям следую уже много лет. Соль не употребляю, масло, хлеб, всякие приправы не ем. Мяса ем мало. Чай пью без сахара, кофе совсем не пью, никогда не ем сладкого. Крепкие напитки не пью. Но могу выпить хорошего вина. И каждый день ем первое блюдо”. После окончания техникума Сташевского увлекло предпринимательство, и он поступил в МГУ на факультет коммерции. Правда, дипломированным коммерсантом он так и не стал — “запел” на втором курсе.

Зато Олег ГАЗМАНОВ довел свое военное образование до логического завершения. Он окончил Калининградское высшее инженерно-морское училище. И даже то, что он параллельно играл в местном вокально-инструментальном ансамбле “Атлантик”, не помешало ему стать настоящим офицером.

Получив профессию инженера-минера, в звании лейтенанта Газманов проходил службу под Ригой на минно-торпедных складах. Позже работал преподавателем в морском училище. Поступив в аспирантуру, диссертацию не защитил — решил профессионально заняться музыкой. Для него открыло двери Калининградское музыкальное училище, которое он окончил по классу гитары. Правда, иногда Газманов все же вспоминает свое военное прошлое. Как-то в программе “Военный магазин” он даже разминировал автобус. А по поводу своей первой специальности сказал: “В свете последних событий я как минер всегда найду себе работу”. Что ж, в каждой шутке есть доля истины.