Москвичам он в основном известен как исполнитель опер Верди и партии Дон Кихота в одноименной опере Массне, которую представлял в Москве Мариинский театр, а год назад он спел в Большом театре партию Бориса Годунова в опере Мусоргского в редакции Римского-Корсакова.
В интервью певец говорил о том, что не раз исполнял эту партию в разных редакциях, но очень хотел выступить в Большом театре, где опера Мусоргского идет в редакции Римского-Корсакова. После двух спектаклей в Большом театре он с радостью заявил о том, что редакция Римского-Корсакова ему нравится более других. Певец создал масштабный образ русского царя, глубоко страдающего и как правителя русского государства, которому не удалось накормить народ, и грешника, совершившего преступление по версии Пушкина и Мусоргского, и как отца, оставляющего малолетнего сына на бояр крамольных. Покоряла его роскошная итальянская кантилена, яркая эмоциональность и глубина психологического раскрытия образа Бориса Годунова.
Помимо оперных партий Фурланетто — прекрасный камерный исполнитель, имеющий богатый репертуар. В этом москвичи убедились на его сольном концерте.
В программу был включен вокальный цикл Шуберта «Зимний путь».Франц Шуберт — первый композитор- романтик, начавший новую песенную эпоху в немецкой музыке, ведущую свою историю от искусства уличных певцов — миннизингеров. За свою недолгую жизнь (1794 — 1828) и тем более краткую творческую деятельность — всего полтора десятилетия, он написал более полутора тысяч сочинений, в том числе более шестисот песен. Дважды композитор обращался к творчеству поэта-романтика Вильгельма Мюллера, который тоже прожил короткую жизнь (1794-1827). Обычно Мюллер объединял стихи в циклы. Первый раз Шуберт обратился к поэзии Мюллера — это был вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», во второй раз и последний к «Зимнему пути», который стал последним произведением композитора.
Мюллер написал две тетради по двенадцать стихотворений в каждой. Шуберт взял все 24 текста, но изменил их порядок. В центре цикла излюбленная тема романтиков — странствия, , и герой –вечный скиталец, путь которого не знает ни начала, ни конца. Ферруччо Фурланетто стал этим странником, вместе с которым слушатель отправился в «Зимний путь». Удивительная потрясающая личность певца, прекрасно владеющего немецким языком, уникальной фразировкой и высочайшей исполнительской культурой. Озвучено каждое слово, которое становилось в исполнении Фурланетто выпуклым и ёмким. И конечно его уникальная кантилена, которая в ряде случаев смягчала немецкий язык, но при этом всегда передавала состояние героя, его чувства и настроения. Она была скорбной («Спи спокойно»), вдруг озаряющейся светлыми воспоминаниями («Липа», «Почта»), по контрасту становилась мрачной , погружая героя в состояние беспросветного оцепенения («Одиночество»). То становилась холодной или просто ледяной («Застывшие слёзы», «Оцепенение», «У ручья»), то озарялась светлыми мечтами, оказавшимися ложными («Воспоминания», «Ложные солнца») или желанием отдохнуть ,которое обрывалось стремлением к борьбе и страданиям, закаляющих душу («Отдых») или несбыточными надеждами «Весеннего сна» и страстным, но кратким стремлением жить иллюзорными мечтами» («Обман»).
Да, это был спектакль, разыгранный Ферруччо Фурланетто и его партнёром талантливым и чутким концертмейстером Игорем Четуевым. Спектакль, захватывающий своей органикой, противоречивостью и безысходностью жизни вечного странника. Пианист создавал атмосферу бессмысленного и страшного путешествия, поддержанной и развитой певцом. Воплощенные ими музыкальные и вокальные образы были зримыми. Слышался собачий лай («В деревне») и шум крыльев птицы, ждущей смерти героя («Ворон»), виделась дорога, ведущая к кладбищу («Путевой столб», «Постоялый двор»).
Заканчивается цикл самой известной и любимой песней «Шарманщик». Однообразные ритурнели фортепианной партии, имитирующие заунывные звуки шарманки, в которые вплетаются простенькие напевы в духе народной песни, и слова, которые поёт странник: «На ледяной околице босой старик на льду. Качаясь и смотря в никуда, крутит шарманку. Его блюдце пусто… Он не слышит зимы, он не слышит себя… Чудной музыкант! Не пойти ли мне с тобой? Может быть , мой голос сольется с голосом твоей шарманки?»
Полная безысходность. Полная статика. Голос Фурланетто бесстрастен и в то же время наполнен такой внутренней тоской и обречённостью, что дух перехватывает, и слёзы появляются в глазах. Зал молчит, а потом разражается овациями и криками «Браво!» 70 минут промелькнули незаметно, а чудо, сотворённое певцом Ферруччо Фурланетто и пианистом Игорем Четуевым, остались навсегда.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Игорь САХАРОВ
Комменты