Андрей Лаупер: Эволюция в продакшн

Генеральный директор Jingle.ru Creative&Media Андрей Лаупер рассказал об уникальном проекте – библиотеке контента «Эволюция» и о том, как продакшн-компаниям приходится отстаивать авторские права и о тенденциях в производстве видеоконтента.

«Новости СМИ» продолжают беседовать с продакшн-компаниями о том, как развивается этот рынок и какой контент востребован.

Андрей Лаупер
Андрей Лаупер

- На чем специализируется ваша компания?

- В начале 2000-х наша компания вышла на рынок как продакшн-хаус. Тогда она называлась «И-Радио», а в 2005 году была переименована в Jingle.ru. Мы занимались поддержкой рекламных кампаний, производством видео- и аудиорекламы. На сегодняшний день наши основные виды деятельности – оформление эфира радиостанций и промопакетов телеканалов. А также корпоративный продакшн: создание обучающего видео, съемка корпоративных фильмов, клиентских роликов, презентаций и отчетного видео – и аудиобрендинг: формирование звуковой картинки бренда, фирменной мелодии, озвучивание call-центров и платежных терминалов, IVR interactive voice response, indoor radio. По-прежнему очень большой сегмент занимает производство рекламных роликов для размещения на радио и телевидении. И, конечно, мы продолжаем развивать один из наших флагманских проектов – издание первой российской продакшн-библиотеки «Эволюция», которая за почти пятнадцатилетнюю историю доказала свою востребованность на столичном и региональном рынках продакшн-услуг.

- Какой контент наиболее популярен у ваших заказчиков? Если говорить о видео, то сейчас распространилась мода на короткие обучающие ролики. Какие еще тенденции вы можете назвать?

- Один из наших последних успешных кейсов – создание ряда презентационных фильмов для компании «Галс-Девелопмент». Мы произвели цикл фильмов о московских и сочинских объектах недвижимости: «Центральный Детский Магазин на Лубянке», Wine House, «Элитный жилой квартал «Литератор», «Сады Пекина», «IQ-квартал» в Москва-Сити и другие. Кроме того, мы производим большое количество поддерживающих роликов для рекламных кампаний этих проектов на радио, для наружной светодиодной рекламы и web. Помимо этого, действительно, клиентами очень востребованы обучающие видео для корпоративных целей и языковая адаптация материалов для российских подразделений западных компаний. В этом сегменте нашими клиентами являются IBM, Royal Canin, «Связной» и другие бренды. Другая тенденция – компании по-прежнему остро нуждаются в большом количестве IVR для автоответчиков и call-центров. Много таких проектов мы уже реализовали для Enter, сети отелей Accor Group в России, «Бин-Страхования», «Мастертел» и других.

- Jingle.ru претерпела существенные изменения за почти 15 лет своего существования. Как изменилась ее структура? Сколько человек работает?

- Конечно, пятнадцать лет для небольшой продакшн-компании – значительный срок. За это время мы прошли все стадии развития классического бизнеса: от небольшой студии с парой рабочих столов до инхаус-продакшна в составе крупного коммуникационного агентства и последующего выделения в самостоятельный бизнес с крупной производственной базой и большим пулом клиентов. Сейчас структура компании включает в себя производственный и креативный отделы, клиентский сервис, юридический и финансовый департаменты, отдел дистрибуции для работы с регионами и зарубежными рынками. У нас сложилась крепкая команда из 15 человек, но в зависимости от задач проектов мы привлекаем от 20 до 50 креативных специалистов.

- Кто ваши партнеры? Ожидаете ли вы притока новых зарубежных клиентов?

Среди наших партнеров не только крупные бренды различных сегментов, но и небольшие частные компании и даже физические лица. Условно клиентов можно назвать по категориям: телеком и цифровой ритейл – «Связной», «Мастертел», «Ростелеком»; финансы и страхование – «Связной банк», «Бин-Страхование», BNP Paribas, ВТБ, Уралсиб и страховая компания Zurich; торговые сети и марки – Enter, «Л'Этуаль», Adidas, Louvre, McDonald’s, «Спортмастер». Торговые бренды – Audi, Tarkett, Fizer, Hado, Pfizer, Bosch; печатные издания – Forbes, GEO, Esquire, Grazia, «Эксперт», журнал «OK», National Geographic; недвижимость – «Галс-Девеломент», «Крост», «Баркли», «ВТБ Арена парк».

В части эфирных пакетов радиостанций и телеканалов за много лет нашими клиентами стали как крупные столичные игроки, так и региональные компании. Назову лишь некоторых – «Радио Maximum», ТРК «Мир», Хит FM, каналы ТНТ, Euronews, Disney, «Моя Планета». Что касается наших западных клиентов, то это очень интересный сегмент, который заполнен большим количеством промо и рекламных роликов типа infomercial (information + commercial) – так называемая информационная реклама. Это относительно новый тренд, который пришел из международного спутникового телевидения. Основной наш клиент в этом сегменте – телеканал Euronews, для которого на постоянной основе мы производим двухминутные infomercial-ролики о Тайланде, Алжире, Малайзии, Венесуэле и княжестве Монако.

- Каков средний гонорар продакшн-компании за пакет услуг?

- Так как мы предоставляем разного рода продакшн-услуги, сложно назвать усредненный гонорар. Каждый проект уникален, и прежде всего мы отталкиваемся от задач клиента. А они бывают разными: произвести десятисекундный радиоролик, разработать запоминающийся креатив или поддержать крупную федеральную рекламную кампанию на ТВ. Но в целом важно отметить, что мы можем позволить себе гибкое ценообразование, так как за многолетнюю практику выстроили технические и творческие бизнес-процессы таким образом, чтобы издержки клиентов были минимальными. Для нас главное – общий результат, ради которого мы работаем в формате 24/7.

- Почему несколько лет назад наблюдался провал в индустрии продакшн-компаний для радио? Почему сейчас они вернулись на рынок?

- Рынок продакшна сжимается пропорционально сжатию рекламных рынков и бюджетов на телевидении и радио. Именно это мы видели во времена кризиса 2008 года, это мы ощущаем и сегодня. Сейчас наблюдается тенденция заказа продакшн-услуг и voice over не в столице, а в регионах. То есть, с одной стороны, мы видим смещение производственной базы бюджетной рекламы в регионы, но с другой – крупные бренды и сетевые агентства оставляют заказы на радио и ТВ-продакшн в Москве, это все еще показатель определенного качества и удобства. Таким образом, мы наблюдаем обычные эволюционные тренды в области медиа и продакшн.

- Какие спецпроекты вы проводите? Какой тип спецпроектов сейчас востребован рекламодателем?

- Мы ежегодно поддерживаем фестиваль «Вместе-Радио» Фонда Независимого Радиовещания. Jingle.ru является соорганизатором всех региональных этапов, от Владивостока до Калининграда, с финалом в Москве в апреле 2015 года. Помимо того, что мы оцениваем конкурсные работы, проводим семинары и мастер-классы, таким образом поддерживая технический уровень и качество контента радиостанций с местным программированием. Особое внимание конкурсантов мы обращаем на работу с легальным материалом, победители региональных этапов получают бесплатную подписку на каталог библиотеки «Эволюция». Также сотрудничаем с крупными радиохолдингами и профессиональными премиями в области радио и ТВ.

- Вы известны как создатель первой музыкальной библиотеки «Эволюция». Насколько востребован ее контент? Кто его покупает? Каковы перспективы развития продакшн-библиотек в России?

Все чаще радиостанции, телеканалы и медийные компании обращают пристальное внимание на работу с легальным контентом. В этой связи библиотека востребована, и с каждым годом количество подписчиков растет. Мы выпускаем сборники периодичностью раз в квартал, добиваемся стилистического разнообразная и актуальности контента. «Эволюцию» покупают и небольшие продакшн-студии в регионах, и крупные радиостанции, телеканалы и местные ТРК. Также среди клиентов – интернет-радиостанции, торговые центры и отдельные торговые сети. С учетом общего тренда и общественной дискуссии на тему авторских прав перспективы продакшн-библиотек и легального продакшн-контента в России мы оцениваем как долгосрочные.

- По каким критериям вы выбираете композиторов?

- Мы выбираем композиторов, исходя из конкретной задачи сборника. Это могут быть и симфонические драматические трейлеры, и новогодние мелодии, и детские темы, и даже пародии на известные музыкальные произведения. У каждого композитора своя специфика, каждый работает в своем формате. Для нас важно умение композитора работать с живым звуком, поскольку отличительной особенностью «Эволюции» являются использование живых инструментов и качественное продюсерское видение.

- Какие проблемы сейчас есть у региональных СМИ, и как они могут их преодолеть?

- Креативный голод, слабая технологическая база, невысокая квалификация специалистов в области продакшн – вот основные проблемы, которые мы наблюдаем многие годы. Проекты Фонда Независимого Радиовещания и подобные им помогают качественно поднять уровень региональных СМИ. Все остальные проблемы достаточно классические: нехватка рекламных бюджетов, необходимость работать на оптимизацию бизнеса, особенно в кризисное время.

- В 2009 году радиостанции нелегально использовали ваш контент и представили его на конкурсах «Радиомания-2009» и «Премия Попова-2009». Удалось ли вам доказать свою правоту? Каковы перспективы борьбы с нарушением авторского права в России?

- Действительно, мы обнаружили большое количество конкурсных работ с нелегальным использованием произведений из библиотеки «Эволюция», и периодически эта ситуация возникает вновь. Мы вели переговоры с организаторами этих премий, и они, безусловно, были на нашей стороне. Работы были сняты с конкурса, и правообладателям принесены извинения.

Вопрос авторского права – это вопрос комплексной совместной работы как правообладателей, так и аккредитованных государством организаций, таких, как РАО и ВОИС. Вещатели обязаны обращать внимание на присутствие нелегального контента в своем эфире. К сожалению, до сих пор даже многие крупные вещательные холдинги не предоставляют отчеты в РАО об использованных в эфире музыкальных произведениях в составе рекламы и эфирного промо: права авторов и издателей все еще ущемлены.

- Каковы итоги года для рынка продакшн-компаний? Какие основные тенденции развития отрасли вы можете выделить? Какой прогноз можете дать на 2015 год?

- В 2014 году рынок продакшн-услуг по нашим оценкам просел в 2–3 раза, и текущий год также будет сложным. Многое будет зависеть от общих экономических показателей и умения клиентов диверсифицироваться в кризис и перераспределять рекламные бюджеты. Тенденции на рынке продакшн-услуг таковы: поиск новых клиентов, оптимизация бизнеса и открытие новых рынков. Важно сказать, что в последние годы рынок продакшна в Москве был «перегрет», появилось много компаний, которые раздували расходные статьи и производственные сметы. Кризис – идеальный регулятор такой ситуации, и сейчас мы видим, что клиенты пересматривают своих продакшн-партнеров, отказываясь от дорогих и «сложных» подрядчиков в пользу демократичных, гибких и быстрых партнеров.

- Какие проекты вы планируете в 2015 году?

- Понимая сложную экономическую ситуацию на внутреннем рынке, мы поддерживаем уже существующих клиентов, особенно в регионах, предоставляя комплексную скидку на продакшн-услуги и на продление подписки или приобретение новых сборников «Эволюции». Тем не менее, наш приоритет сегодня – поиск клиентов в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас мы переводим продажи «Эволюции» на новую технологическую платформу, увеличивая тем самым количество каналов реализации. В апреле этого года мы выпускаем двадцатый диск библиотеки, тематикой которого будут жанры кино и ТВ.

Быстрый поиск: