Кирилл Серебренников поставил брежневского «Золотого петушка»

19 июня в Большом театре состоялась премьера оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок" в постановке режиссера Кирилла Серебренникова.

Опера "Золотой петушок", написанная Римским-Корсаковым после революции 1905 года, изначально была чрезвычайно актуальным произведением - цензура восприняла ее как неприкрытую сатиру на самодержавие, и премьера, ради которой всех персонажей пришлось "понизить в должностях," состоялась лишь через год после смерти композитора, в 1909-м, причем вначале - в частной опере Зимина, и лишь затем - в Большом театре.

Впоследствии спектакль возникал в программе ГАБТа еще пять раз, однако, по словам Серебренникова, его ошибочно воспринимали как "детский утренник". "Римский-Корсаков писал взрослую оперу, в которой заявлено много разных смыслов - тут есть и политическая сатира, и тема любви. А для меня самое главное было - добиться того эффекта, который заложен самим автором", - заявил Серебренников. "Золотой петушок" - последняя опера Римского-Корсакова, одна из лучших русских опер. В ней композитор подвел итоги своего опыта в области симфонизма и угадал мелодику 20 века. Кроме того, здесь потрясающее либретто Владимира Бельского", - объяснил РИА Новости Серебренников свой выбор.

Режиссер, давно интересовавшийся темой власти и ее воздействия на человеческую личность, объясняет, что его интересовала прежде всего внутренняя жизнь Додона, история его последней любви, история того, "как власть влияет на человека и что с ним происходит при встрече с чудом".

Главную партию исполняют поочередно Владимир Маторин и артист из Польши Александр Телига. И Маторину, и Телиге по настоянию режиссера пришлось расстаться с бородами.

Свою историю Серебренников поместил не в условные, сказочные декорации, как было принято раньше, а в чрезвычайно конкретные и узнаваемые. Он не только ставил спектакль, но и, вместе с художником Галей Солодовниковой, участвовал в создании костюмов и декораций. На видном месте сцены – двуглавый петух, как символ самодержавия и в широком смысле тоталитаризма, позднее по замыслу режиссера превращающийся в оракула. Палаты царя Додона чем-то похожи на виды станций московского метро и имперских вокзалов. Царя окружают не только бояре, но и депутаты в пиджаках и галстуках, и генералы в парадных мундирах, и снайперы на высотках, и охранники со злобными овчарками. И где-то баллистическая ракета красуется. Спектакль словно возвращает зрителей в эпоху Брежнева, в эпоху застоя, и показывает, насколько может быть жестока и своенравна эта помпезная золоченая эпоха.

Гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов отметил, что театр "рад встрече с талантливым режиссером, чутко чувствующим веяния времени и претворяющим их в своем творчестве" и "надеется на дальнейшее сотрудничество".

Для дирижера Василия Синайского "Золотой петушок" также стал дебютом - это его первый спектакль в ранге музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра. Он признался, что начал готовиться к постановке еще до своего назначения на этот пост, и в частности - посмотрел все доступные фильмы и спектакли Серебренникова. Режиссер в это время слушал записи музыкальных произведений, исполненных под руководством Синайского.

"Так мы двигались навстречу друг другу - и во многом совпали в отношении оперы Римского-Корсакова, которая позволяет создать спектакль для зрителей разного уровня - и для тех, кто хочет зрелищности, и для любителей музыки, и для тех, кто буедт сидеть, размышлять и угадывать подтексты", - сказал музыкальный руководитель ГАБТа. Серебренников, в свою очередь, особо отметил "полную гармонию и взаимопонимание", отличавшие работу над постановкой.

Премьерная серия представлений пройдет с 19 по 23 июня. Партию Шемаханской царицы будут испольнять артистка Молодежной оперной программы Венера Гимадиева и молодая польская певица Александра Кубас, Звездочета - американский тенор Джефф Мартин и солист "Геликон-оперы" Михаил Серышев, Воеводы Полкана - Валерий Гильманов и Николай Казанский, Ключницы Амелфы - Ирина Долженко и Татьяна Ерастова. За дирижерским пультом Василия Синайского будет сменять дирижер Большого театра Михаил Грановский.