Конкуренцией в жанре мюзикла теперь никем не увидишь – даже в этот промозглый дождливый день состоялось две громких премьеры – «Граф Орлов» и «Русалочка», так что именитым гостям пришлось выбирать, на чью красную дорожку ступать. В театр Оперетты, покончивший с «Монте-Кристо» и заново переоборудовавший зал ради технических изысков постановки «Графа Орлова», пришли Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Дмитрий Дюжев, Найк Борзов, Сергей Проханов, Александр Добровинский, Юлий Гусман, Валерий Яременко, Владимир Хотиненко, Ольга Кабо, Игорь Крутой, Лев Лещенко, Андрис Лиепа и другие звезды.
Творческо-административная команда, по сравнению с «Монте-Кристо», практически не поменялась, а вот актерский состав стал куда более ярким. Едва ли не все мюзикловые звезды задействованы здесь, да еще в двух-трех составах. Дольникова, Рулла, Балалаев, Ли, Постоленко… Такой роскоши, пожалуй, не мог себе позволить ранее никто.
Результат налицо: едва ли не впервые все партии российского мюзикла исполнены на высочайшем уровне. Провисов нет вообще, но есть нестыковки. Екатерину II очень жестко, властно играет в стартовом составе звезда сериалов Екатерина Гусева, имеющая за плечами опыт работы в «Норд-Осте», моссоветовском «Иисусе Христе –суперзвезде», «Красавице и чудовище» и «Звуках музыки». Надо ли напоминать, что это были не самые с музыкальной точки зрения профессиональные постановки, державшиеся скорее на русской театральной школе, чем на вокале. Гусева порядочно распелась, но до грамотного вокала так и не дотянулась. Контраст между красивыми поставленными голосами Дольниковой и Ли, и тут же актерским пением Гусевой режиссер оправдать не смог. И композитор Роман Игнатьев добавил ей трудностей: партия Екатерины написана в перепадах между регистрами, и вниз уходит до малой октавы. Гусева сделала все, что могла – блистательно и совсем непривычно для своего лирического амплуа отыграла роль, но к ее вокальным экзерсисам осталось слишком много вопросов.
Возвращение из Голливуда Теоны Дольниковой получилось шикарное. Рыжеволосая Теона в роли соперницы императрицы – Елизаветы – органична и свежа. Ей удаются как лирические моменты, так и агрессивная эмоциональная подача с хрипловатыми обертонами.
Найк Борзов:
Голоса сочетаются прекрасно, они стандартные. Гусева поет низким красивым тембром с вибрато, реально здорово. Гусева поет не аппаратом, а внутренним состоянием, а это всегда подкупает, и интереснее слушать, чем поставленные профессиональные голоса. Елизавета и граф Орлов поют особенно здорово в лирических дуэтах, когда не кричат. Я нашел много недочетов в размере, мелодии и текста - много корявостей и неудобных для восприятия словосочетаний. Но в контексте всей истории это не обламывает. Получилось искусство, объединяющее в себе музыку, спорт и театр. У такого стиля найдется много фанатов. Средневековье мешается с современными темами, но и костюмы тоже не стопроцентно исторические. Хотя я очень люблю средневековую музыку, круто спетую.Сюжет мюзикла завязан на известной истории XVIII века, когда сосланный в Италию экс-фаворит Екатерины II и командор русской эскадры граф Орлов знакомится с называющей себя внучкой Петра I красавицей Елизаветой (более известной как княжна Тараканова), претендующей на царскую корону. Орлову приходится выбирать между карьерой при дворе и любовью к самозванке-авантюристке. Главную роль графа Орлова поют Александр Рагулин и Андрей Белявский. На премьере сын известного хоккеиста и бывший офицер Рагулин сыграл брутального повесу Орлова, увлекшегося симпатичной «внучкой Петра». Чуть не хватало четкости в вокальных партиях, особенно в темповых, и дисциплины в дуэтах. Но образ Орлова получился выпуклым и занимательным.
Лучший голос мюзикла «Граф Орлов», без сомнения, Сергей Ли, которому дали скромную роль тайного воздыхателя авантюристки поляка Доманского. Ли поет округло, мягко и крайне выразительно.
Мюзикл решен по сценографии достаточно просто – условная Венеция и, после антракта, условный Петербург. Однако сценограф Вячеслав Окунев насытил пространство знаковыми деталями и лишил бытовой вампуки, вполне в европейских традициях. Минималистичная железная конструкция легко обозначает места действия, от приморского кабака и венецианского дворца до дворца Екатерины и Петропавловской крепости. А вот избыточное количество массовки, в дурных советских традициях молча кивающих на каждый жест главных героев, тут скорее повредило.
Автор либретто Юлий Ким сочинил элегантные лирические партии героев, однако в задуманных композитором Игнатьевым (автором «Монте-Кристо») речитативах ему явно некомфортно – героям приходится буквально глотать лишние слоги, чтобы поспеть за действием. Музыка «Графа Орлова» куда более зрела, чем предыдущий «Монте-Кристо» - в ней есть потенциальные хиты, самобытные мелодии. Огорчило разве что вступление с явными заимствованиями из «Чикаго», - но в остальном Игнатьев сочинил если не шедевр, то весьма профессиональную мюзикловую работу, каких в России единицы.
Что же такое «Граф Орлов»? Это яркое зрелище с безусловно крепкими вокальными и драматическими партиями. Мюзикл вообще по-хорошему крепок. Даже вставные номера, пока актеры переодеваются, выглядят роскошно: экстремальная акробатика, компьютерная графика, лихая световая партитура, отсутствие всякой пошлости (несмотря на обозначенные в пресс-релизах 15 тысяч полудрагоценных камней и кристаллов в платье Екатерины) костюмов.
Похоже, что это лучший на сегодня мюзикл в Москве.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Комменты