CD. Fancymusic, 2013.
Жанр: джаз
Стоит добавить – нехитовый европейский джаз, поскольку скандинавские или французские джазмены все больше тяготеют к почти попсовым мелодиям в качестве основы для импровизации. Авторская музыка Натальи Скворцовой, составляющая репертуар «Живых людей», лишена хитовых хуков и даже броских ритмических фактур. Зато полна атмосферных пассажей и строится по почти драматургическим принципам, рассказывает историю. В случае со Скворцовой, знать название каждой композиции в буклете исключительно важно, только в этом случае генезис каждой мини-симфонии можно проследить и оценить.
Группа «Живые люди» существует с 2001 года, многократно меняла состав. В нынешней итерации существует с 2009 года, и «Движение» - фактически дебютный для этого состава альбом. Помимо Скворцовой, которую представлять не нужно, квартет включает в себя молодого саксофониста Юрия Севастьянова, известного контрабасиста Юрия Галкина (Yuriy Galkin Nonet) и маститого барабанщика Петра Талалая. В записи, впрочем, играл на басу Марк Гайдар.
Как инструменталист, Наталья Скворцова предпочитает играть на раритетном Rhodes, что дает богатый бэкграунд, но частенько звуку альбома (особенно в соло) все-таки не хватает богатства красок хорошего рояля. Уютный электромеханический Rhodes с мгновенно узнаваемым тембром Скворцова использует деликатно, в композициях много воздуха, ритмичные побулькивания то и дело рассыпаются льдинками арпеджио. Оставаясь в одиночестве, клавиши ведут задумчивые диалоги сами с собой. Термин «задумчивая» вообще идеально характеризует и манеру игры Натальи Скворцовой, и эстетику композиций «Живых людей» в целом.
Соло Юрия Севастьянова частенько отсылают к Чарли Паркеру, но лишены страстности и азарта черного джаза. Это концептуально белый джаз, с интеллигентным прищуром и живописным реализмом эмоций человека, заточенного в цивилизационные оковы. Он робко мечтает («День воды»), с любопытством горожанина смотрит на преображения природы («Оттепель») или ищет романтику в дальних переездах («Найдено»). Рефлексирующий Юрий Севастьянов созвучен умонастроениям современных хипстеров и при этом осведомлен о достижениях современной музыки, - именно благодаря своему саксофонисту «Живые люди» звучат столь актуально и близко для молодого слушателя. Можно попенять разве что на чрезмерную закрытость эмоций молодого саксофониста, его герметичность в интонировании. Слушателю иногда требуется слышать страсть и яркие эмоции со сцены – то, чего ему отчаянно не хватает в реальной жизни…
Барабанщик Петр Талалай, поработавший с гигантским количеством знаменитых джазменов и выступавший на крупнейших фестивалях, вплоть до Монтре, здесь неожиданно свеж и юн. То и дело он подпускает брейки, характерные скорее для актуальной электронной музыки. Иногда брейк-бит («Просто так вышло»), иногда джангл («Алиса»). Это порядком освежает консервативные по меркам евро-джаза композиции Скворцовой, и придает им дополнительные контексты и ритмические измерения. Отличная работа, чего и говорить.
От Марка Гайдара можно было бы ждать большего. Он опытен и четок, но не более. Его контрабас перманентно существует в парадигме условно салонного джаза, и тут он крепкая лошадка.
Среди инструментальных пьес в трек-лист альбома «Движение» неожиданно вклинилась песня «Алиса» на текст классика русского авангарда Велимира Хлебникова «Там, где жили свиристели…» Поет тут Наталья Блинова, поет нежно, но вряд ли осознавая все прелести словесной игры Хлебникова, рифмующего свиристели и «времирей». А вот ее нежные вокализы очень хороши.
В целом, альбом «Движение» - альбом зрелых умных музыкантов, прекрасно отдающих себе отчет в контексте и не оглядывающихся на сиюминутный успех. Это почти классический подход к музыке, вызывающий огромное уважение. И крайне дефицитный на отечественной джазовой сцене, к слову. Интеллигентный европейский джаз «Живых людей» вписан в общеевропейские музыкальные ландшафты и, несомненно, найдет преданных слушателей у просвещенной публики.
Оценка: 8 из 10.
Гуру КЕН
Комменты