Но, похоже, сверхприбыли от удачных проектов продолжают кружить продюсерские головы, и очередь к именитым авторам не кончается. Однако, западные компании неохотно продают российским продюсерам права на прокат зарекомендовавших себя спектаклей - их окупаемость в России, как показала практика, много ниже, чем где-либо, а затраты на запуск сравнимы с затратами на других более прибыльных площадках.
Наверное поэтому текущий сезон представлен в Москве всего одной премьерой, в то время как Бродвей предлагает одновременно 26 постановок. Посещаемость мюзикла по мотивам творчества шведской поп-группы пока держится на уровне 90%, но как подсчитали эксперты, в случае падения посещаемости до 60-70%, премьера не окупится. И будут сокрушаться продюсеры: «Mama Mia!».
Мюзиклы-долгожители играются на российской сцене до трех лет. Проценты отчислений с показов год от года растут, а дорогостоящие костюмы изнашиваются. И, в конце концов, эксплуатация программы в прежнем режиме теряет смысл.
Но большинство проектов проваливается гораздо раньше. Можно вспомнить мюзикл «42-я улица» с бюджетом в 11 млн долл., который продержался 2,5 месяца. Или мюзикл «Чикаго» (5 млн долл.), который едва выдержал один сезон. Убытком обернулась и постановка «Иствикских ведьм» с бюджетом в 4 млн долл. - хотя «ведьмы» держались почти год....
Продюсеры воспринимают факты провала по-своему. «Мы живем завтрашним днем, - рассказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» Дмитрий Богачев, генеральный директор компании Stage holding Russia. - И инвестиции в мюзикл чрезвычайно привлекательны именно сейчас, потому что рынок находится в ожидании бума». По мнению продюсера-оптимиста, нынешние потери на рынке мюзиклов - это цена его развития, она с лихвой окупится в дальнейшем.
Более скептически оценивают перспективы мюзикла музыковеды, сообщает RBC. Его будущее сравнивают с настоящим оперетты. «Мюзикл на какое-то время разбавил привычную оперетту, но скоро грани между этими форматами сотрутся», - говорит музыкальный критик Артемий Троицкий. И ему вторит Владимир Тартаковский, директор Московского государственного академического театра оперетты: «Думаю, что подъем, который начался с постановки «Метро» быстро погасили множество постановок подобного жанра.... Мюзикл перестал быть событием».
Нужно сказать, что театры оперетты или музыкальной комедии имеются сегодня во всех областных центрах, но заполняется в лучшем случае на 50%. Едва ли продюсеры согласятся с такой перспективой. Почему же на Бродвее или в Вест-Энде мюзикл - исключительно высокая статья дохода, а в России мюзикл - это оперетта?
Потому что Россия не туристическая страна, объясняют эксперты. И в Лондоне, и в Нью-Йорке посещение мюзикла - обязательный пункт туристического культпохода, а гости российской столицы предпочитают рестораны.
Можно добавить, что во многом долгоиграющие западные мюзиклы держатся за счет англоязычных либретто, понятных большинству туристов. Когда в России мюзикл ориентирован, главным образом, на русскоязычного зрителя.
Но все же язык - не главное, и специалисты вопроса соглашаются, что главным критерием успеха для мюзикла остается хорошая музыка. Именно поэтому на первых позициях по посещаемости (а значит - окупаемости) во всем мире держатся мюзиклы, построенные на старых, проверенных временем шлягерах. По мотивам музыки ABBA, Beatles и так далее. Впрочем, нужно оговориться, что постановка мюзикла по мотивам Queen в России не сыскала славы. По словам А.Троицкого, эта музыка оказалась «слишком жестковата» для русского уха.
Не последнюю роль играет и сюжетная близость мюзикла российской культуре. Но культурной адаптации мало - мюзикл должен быть актуальным, современным. Нет смысла «штамповать» постановки по таким известным советским сюжетам, как «Два капитана», «12 стульев», «Мастер и Маргарита», - считает А.Троицкий, предлагая брать за основу современную эстраду. По его словам, хорошей основой для успешного мюзикла могла бы стать трагическая судьба примадонны Аллы Пугачевой, со всеми ее хитами.
Комменты