Он готовит к евродебюту белорусского юношу Диму Колдуна, не спеша расстается со старой московской квартирой на Земляном Валу и философски анализирует свою досадно рассыпавшуюся семейную жизнь с "сильной женщиной" Аллой Пугачевой. Долгую беседу с Филиппом накануне его юбилея провел обозреватель "Известий" Михаил Марголис.
- Странная дата 40-летие. Отмечать ее не принято. Но ты, по-моему, свой "круглый" возраст не замалчиваешь?
- Замалчивать тут нечего. Это не тот возраст для мужчины, который нужно скрывать. Но и специально отмечать 40-летие я тем не менее не буду. Не из-за предрассудков, конечно, а потому, что уже многие годы этот день омрачен у меня воспоминанием о смерти матери, и праздновать как-то не получается. Грусть по маме я старался всегда затмевать работой и в день рождения обычно давал большие концерты. Но сейчас столько навалилось текущих дел, что не до концертов. Успел, правда, выпустить новый альбом "For you..." ко дню рождения, вот, пожалуй, и все.
Мыслями я уже в Финляндии, на предстоящем "Евровидении". Это ведь мой своеобразный дебют — композиторский, серьезная заявка. Что там у меня получится с Колдуном — одни ждут с интересом, другие со злорадством, надеясь, что я провалюсь. Но меня заводит не столько это, сколько ответственность за Белоруссию, сложную страну, с непростым отношением к ней в Европе, и за молодого артиста. В общем, неровное сейчас состояние, молнии летают и в офисе, и дома. Дома я, кстати, провожу большую часть времени, сидя за компьютером. Всю жизнь бежал от этого. Освоил компьютер только в нынешнем январе.
- При этом ты один из главных героев Рунета. Как же ты раньше узнавал, что пишут о тебе в Сети?
- Честно скажу, гостевую книгу на своем сайте я закрыл, потому что не хотел читать всего, что про меня пишут. Я и газет практически не читаю. Иногда мне выборочно показывают какие-то материалы журналистов, с которыми я лично знаком, и, пожалуй, все. А всякие заметки из серии "кто с кем ушел, кто пришел" загружают мой мозг. Абсолютно ненужная информация, и я ее игнорирую.
- А как же вопрос приснопамятной "розовой кофточки"?
- Да, ситуация с "розовой кофточкой" для меня совершенно нестандартна. Это на меня не похоже. Нервный срыв, который мог произойти в любой момент при той бешеной гонке, в которой я участвовал на протяжении ряда лет. Это могло случиться и не в Ростове, а в любом другом городе. Кому-то было надо раздуть ту историю до огромных масштабов. Это стало для меня хорошим уроком.
- То есть ты человек не ревностный, не вспыльчивый, не мстительный?
- Я ревностный, вспыльчивый, но никак не мстительный. По жизни у меня было достаточно встреч с людьми и ситуаций, которые могли бы меня озлобить, заставить жестоко мстить людям, причинившим мне боль, заставившим испытать горечь потерь. Но сцена всегда служила мне неким "заземлением", на ней я освобождался от гнева и отрицательных эмоций.
- Есть люди, которым ты не кажешься таким благодушным, которые обижены на тебя?
- Полагаю, существует лишь один человек, который из всего пройденного со мной пути помнит не 80 процентов позитива, а те 20, что кажутся негативом.
- Это женщина или мужчина?
- Женщина. Она помнит лишь про рубцы, оставленные на сердце, а все хорошее почему-то забылось. Я же, наоборот, стараюсь запоминать только хорошее и иногда забываю даже причину ссоры, произошедшей накануне, но желание помириться у меня всегда присутствует. Пример тому хотя бы — наши взаимоотношения с Игорем Крутым. Как я мучился, когда мы серьезно поругались.
- Года полтора назад в одном из наших разговоров Игорь Яковлевич, объясняя твое отсутствие на очередной "Новой волне", сказал: "У Киркорова сейчас внутри выжженная земля".
- Он был прав. Крутой очень четко сформулировал тогда то, чего я сам не мог выразить, что творилось в моей душе. Не хотелось ни новых песен, ни новых проектов, ничего не хотелось. Душа была действительно как выжженная земля, и я благодарен ему за то, что он не стал в такой момент меня, что называется, тиражировать. Меня не нужно тогда было показывать по телевизору, мне нечего было сказать. Полное опустошение.
- Вызвали его сложные отношения с Аллой Борисовной?
- Безусловно, все сказалось: и развод, и скандальная история в Ростове, и творческий кризис, ощущение, что обо всем уже спето. Как петь о любви — я тогда не знал, поскольку у меня все разрушилось. А мне, чтобы петь, нужно чувствовать себя счастливым человеком.
- Прожив с Пугачевой много лет, ты убедился, что эта женщина может принадлежать кому-то одному, тебе в частности, или все-таки всегда чувствовал, что независимо от брачных уз она живет и поступает так, как хочет?
- Нет, думаю, что в годы нашей совместной жизни она целиком посвятила себя мне, тому, чтобы я смог реализоваться и, возможно, воплотить какие-то ее неосуществленные мечты. Она, кстати, очень много таких неосуществленных замыслов реализует и в Кристине. Передает ее программам, ее образу то, что в силу обстоятельств когда-то не использовала сама.
Вся трагедия наших отношений с Аллой, как раз в том, что я целиком и полностью завладел ее вниманием, и это многих вокруг не порадовало.
- Кристину тоже можно причислить к недовольным?
- Нет. Нас всегда считали одним дружным семейным кланом. Я и Кристину имею в виду, и Вовку Преснякова. Этакая мафия, в добром понимании этого слова. Близкие люди как раз радовались нашей сплоченности. Но, скажем так, внешняя среда, мягко говоря, сильно подгадила нашим отношениям.
- Ну да, многие считали, да и сейчас считают, наверное, что союз Пугачева—Киркоров был брак по расчету.
- Это нас как раз меньше всего волновало. Мы-то сами и все наши близкие отлично знали, как на самом деле все обстоит. По расчету можно прожить год-два, но не десять с лишним лет. Просто в целом копилась разная негативная информация о нас, и это угнетало.
- И все-таки это был брак равных людей или Пугачева являлась для тебя в большей степени мамой, чем женой?
- Да любая жена для мужчины все равно в некоторой степени мать, а если еще и разница в возрасте присутствует... У нас же с Аллой еще и мистическое что-то вкралось, ведь мы поженились вскоре после смерти моей матери. Алла — абсолютное воплощение любящей матери. Ее гениальность в том, что дома она максимально ретушировала все свое величие, становясь трогательной и ранимой.
- Восприятие супруги как матери не развило в тебе некий мужской инфантилизм?
- Никогда не был инфантильным мужчиной. Всегда, напротив, был очень самостоятельным. Возможно, и это отрицательно сказалось на наших отношениях. Нужно было быть инфантильнее, тогда бы брак сохранился. Я настолько хотел доказать свою состоятельность по жизни, убедить всех, что достоин быть рядом с такой женщиной, как Пугачева, и тем, возможно, разрушил те хрупкие, чистые, нереальные отношения, которые у нас были.
- Пугачева — верная женщина?
- Конечно, верная. Для нее это принцип номер один. Она никогда не вступит в отношения с другим мужчиной, будучи в браке.
- А ты?
- И я верный. Я воспитан в семье, где это понятие культивировалось. Но к Пугачевой у меня с юности было настолько трепетное чувство, что и говорить не о чем. Я ее боготворил, хотя, возможно, ей это было и не нужно. Хотелось земного, а я все в космосе летал. Впрочем, давай не будем превращать разговор в исповедь по поводу наших отношений с Пугачевой, а то это начинает попахивать неким пиаром с моей стороны. Мне этого совсем не хочется.
Единственное, что еще хочу сказать, — любой женщине нужно внимание. Если она его чувствует, то никогда не уйдет. А когда она такого внимания лишается, то начинает смотреть в окно, и любой проходящий мимо странник, посмотревший в это окно, может завладеть ее вниманием.
- И такие странники тебя раздражают?
- Если сказать, что я равнодушно наблюдаю за личной жизнью Аллы, это будет нечестно. Конечно, я не устраиваю слежки, но, безусловно, ее частная жизнь, то, что с ней происходит, меня волнует. И равнодушно проходить...
...мимо, например, Максима Галкина...
- Вот-вот, именно поэтому мне не хочется касаться этой темы. Все так упрощается. Да дело не в Галкине, Илье Резнике, Раймонде Паулсе, Майке Мироненко, Сергее Звереве. Всю жизнь вокруг Пугачевой роились умные, интересные, красивые, интеллигентные спутники. В одиночестве, без мужского внимания, она не пребывает. Поэтому вполне нормально, что сейчас рядом с ней Максим или Жванецкий, да разные люди, разные. Хорошо, что они заставляют ее улыбаться, смеяться, любое ее позитивное настроение для тех, кто ее любит, — счастье.
- Твой переезд в дом в Филипповском переулке — это стремление хоть как-то сократить увеличившуюся между вами дистанцию или здесь какой-то другой мотив?
- Для меня Алла — единственный друг в моей жизни. У меня других друзей нет. И то, как сложились обстоятельства с переездом, мне кажется нормальным. Давно хотел сменить квартиру на Земляном Валу, которая превратилась в сущности в склад музыкальных инструментов и моих концертных костюмов. В гардеробе или музее, как известно, жить нельзя.
- Но надежды, что такой переезд что-то в твоей судьбе изменит, исправит, вернет, — нет?
- Надежды никакой быть не может. Чудес на свете не бывает. Но к чему переезд приведет, с чего начнется моя жизнь там, на новом месте, я не знаю, только убежден, что все не случайно.
- Обручальное кольцо, смотрю, ты носишь до сих пор?
- Да, у меня есть свое, чисто киркоровское отношение к этому, но распространяться о нем не буду.
- Теоретически вторая женитьба Киркорова, не на Пугачевой, возможна?
- На мой взгляд, нет. Потому что я не вижу рядом с собой другой женщины после Пугачевой. Я не хочу обидеть всех остальных женщин мира, поскольку всю жизнь пел для них. Но, может быть, для того, чтобы я продолжал для них петь, я должен сохранить в себе ту единственную любовь своей жизни, которая меня заставляла делать какие-то вдохновенные вещи и будет заставлять впредь.
- От такого возвышенного ответа переходим к грубому реализму. Обыватели сразу тебя спросят, а как же, Филипп, вы тогда будете вести свою личную, интимную хотя бы, жизнь?
- Возможно, я являюсь для кого-то секс-символом, но на самом деле меня всегда обходила стороной эта богемная жизнь, из-за постоянной нехватки времени: после концерта — спать, утром — самолет. Обычно ведь распутство идет от праздности, от безделья, а у меня никогда не было лишнего времени. Все мои сексуальные эмоции выходили на сцене. Меня порой уже не хватало ни на дом, ни на семью, ни на что-то еще. Это жестокая расплата за профессию, за то, что ты имеешь и отдаешь людям. Естественно, я не берусь загадывать на всю свою оставшуюся жизнь. Наверное, ничто человеческое мне не чуждо, и какие-то романтичные встречи в моей жизни будут присутствовать, но ни в коем случае это не перейдет в откровенное распутство. Я совершенно другого склада человек. Я поэтому и не пью, и наркотики не употребляю. Единственное — стал курить, и то в последнее время, и за это себя ненавижу. Да еще сейчас сел на диету (вот где мое распутство — в жратве, мой грех — чревоугодие), и мне сейчас нужно как-то отвлекать свой мозг от еды.
- Прокомментируй предположения о том, что дорогущий автомобиль "Бентли" ты в свое время подарил Пугачевой, взяв кредит в банке под ее же имя?
- Со всей откровенностью, с чистой совестью, как на суде, заявляю — информация о взятом мною кредите не соответствует действительности. Я никогда не возражаю, когда критикуют мое творчество, но приписывать мне финансовые аферы, делать из меня жулика, иждивенца, альфонса, который живет за счет кредитов, взятых супругой, это не про меня. Никогда не жил за счет своей жены.
Никаких кредитов именем Пугачевой я не открывал, тем более на подарки самой же Алле. Существует известный салон в Москве на Третьяковке, в котором я расплатился за эту машину наличными деньгами. Оплачивал столь большую покупку частями. И никаких кредитов под "Бентли" не бралось. Это были исключительно мои деньги и мое право — подарить Алле на Новый год машину, о которой она мечтала. Причина того, что она ни разу на ней толком не покаталась, настолько смешна и банальна, что, узнав о ней, думаю, улыбнутся все читатели "Известий". Все домыслы о том, почему она продала этот подарок, объясняются элементарно — водитель у Аллы Борисовны таких габаритов, что просто не помещался за руль "Бентли", поскольку перегородка, которая отгораживала там переднее сиденье от заднего, находилась очень близко к рулю. А я, со своими куриными, в этом смысле, мозгами, даже не задумался об этом, поскольку перегонял машину мой водитель, который в четыре раза меньше водителя Аллы Борисовны.
- Ну тогда следующая финансовая выкладка: брак Пугачевой и Киркорова дал трещину после провала мюзикла "Чикаго", куда семья вбухала колоссальные средства, взяв их опять-таки в кредит, а прибыль не извлекла...
- Да, "Чикаго" — дорогостоящий проект, под него действительно был взят кредит в банке, и дебет с кредитом у нас, вопреки ожиданиям, совсем не сходился. Поэтому мы объявили наше предприятие банкротом, закрыли мюзикл, а спустя полгода я спокойно отдал накопившиеся долги. Надо знать Пугачеву и меня, чтобы понять, что никакие финансовые проблемы не могли бы послужить разрушению наших отношений. У нас были времена и похуже. Когда нам нечего было есть, когда мы остались у разбитого корыта. Ну, это образно говоря. Не то чтобы мы с голода умирали, но мы реально остались без денег вообще. Когда случилась эта история с "Властилиной". И мы, подтянув пояски, переживали тяжелейший финансовый период. Он нас как никогда сплотил, и, пожалуй, то был лучший отрезок нашей жизни.
- Алла без радости воспринимала некоторые твои поступки, вот хотя бы затею с "Чикаго", а ты мог себе позволить высказать недовольство какой-нибудь ее особенностью, предположим, страстью к казино?
- Прекрасная, милая, типично женская страсть. В Америке она почему-то ни у кого не вызывает особых эмоций. Сколько раз мы приезжали в Лас-Вегас, Атлантик-Сити — сидит интеллигентная публика, кайфует у игровых автоматов. Это милое времяпрепровождение, адреналин, а совсем не рулетка, не покер — обычный аттракцион.
- Некоторые известные в шоу-бизнесе люди считают, что Алле Борисовне именно из-за увлечения игорными заведениями приходится до сих пор концертировать и говорить о том, что на безбедную старость ей пока не хватает.
- Да опять это кулуарные сплетни, легенды о том, что Пугачева просаживает в казино миллионы. Алла очень рассудительный в финансовом плане человек. Когда она позволяет себе редкие, подчеркиваю, редкие вылазки в казино, то речь ведь не только об игре. Там прекрасная клубная система, люди встречаются, разговаривают на разные темы, и папарацци не заглядывают им в рот. А потом, почему все время говорят о проигрышах, Алла ведь очень фартовая и часто выигрывает!
- А ты себе можешь позволить не концертировать? В казино ведь не играешь и, возможно, уже вполне богатый человек?
- Тут, как известно, все относительно. По сравнению с Майклом Джексоном я — нищий, а по сравнению с артистом, скажем, новгородской филармонии я просто Роман Абрамович. Я не играю в казино, но очень много денег трачу на одежду, например. Я — артист и должен постоянно удивлять.
- Каким образом ты оказался на 30-летии нового президента Чечни Рамзана Кадырова, ты с ним дружен?
- Он пригласил меня как артиста, и могу лишь сказать, что у него хороший вкус, если он позвал на свой юбилей Киркорова. Мне было лестно. А почему ты спрашиваешь именно о Кадырове? Меня в свое время приглашали и Кучма, и Назарбаев. Я летал на Иссык-Куль, где проходила свадьба его дочери. Меня тогда спросили: сколько я хочу за это денег? Я ответил: мне не надо за это денег, я могу себе позволить просто выступить по приглашению президента на столь знаменательном для него событии. Для Кадырова я тоже пел бесплатно. Мне этот человек симпатичен.
- А каким был ваш диалог с Путиным и его супругой, когда они пришли к тебе за кулисы после сочинского концерта?
- Это был искренний, душевный монолог Владимира Владимировича, в котором он высказал симпатию к тому, что я делаю. Я благодарен президенту уже за то, что в отличие от куда менее значительных персон и олигархов он лично пришел за кулисы, а не пригласил артиста в свою ложу.
- Вопрос на "посошок": в мае отметит свое 50-летие Юрий Шевчук, не хочешь, пользуясь случаем, поздравить Юрия Юлиановича?
- ...Юбилей — это ж праздник... Кстати, я ведь году в 98-м пришел на его концерт, кажется, в Донецке и даже заглянул за кулисы, но он там так сильно на кого-то ругался, что я передал цветы через его помощника и ушел. Это личность. Противоречивая. Личность, которая повесила на меня очередной ярлык — "фанерщика", несправедливо повесила, представив всей стране запись из телепрограммы "Песня года", где все поют под фонограмму. Но в то же время я возил с собой в туры трейлеры со звукоаппаратурой и на сольных концертах всегда пел "живьем". Но, видимо, Юрий Юлианович не смог пережить, что Филипп Киркоров в "его Петербурге" дал 30 концертов подряд в зале "Октябрьский" и попал в Книгу рекордов Гиннесса, и вот буквально через месяц он выпустил в эфир эту техническую запись телесъемкки, подчеркиваю — теле. Пусть это останется на его совести. Его неколлегиальный поступок осудили тогда его же коллеги по цеху. Как Телец Тельцу, в канун своего 40-летия и его 50-летия я хочу сказать Юрию Юлиановичу, что я его прощаю и желаю ему быть добрее. Судя по тому, что в последнее время он никого особо не хает, компромат не собирает, наверное, он уже подобрел. С одной стороны — это хорошо, а с другой — это, наверное, возрастное...
Комменты