Концерт национальных коллективов стран-участниц IV международного музыкального фестиваля стран Азиатского-Тихоокеанского региона (АТФ) прошел в Большом зале Красноярской филармонии. Впрочем, это всего лишь половина стран-участниц - все 29 стран попросту не вошли по хронометражу, к тому же многие в это время выступали на разных концертных и площадных сценах города.
Национальные танцы и музыку представили в первую очередь непрофессиональные народные коллективы из разных стран. Концерт открыл хабаровский ансамбль «Коробейники» с поп-шансоном а-ля рюс. Этот жанр неожиданно оказался самым популярным на нынешнем фестивале из российских участников, слава Кадышевой не дает покоя многим как бы фольклорным коллективам. В этом же жанре концерт завершали красноярские «КрасА» и «Метелица».
Танцоры из Индии «Virsa In Pop Cultural Group» задорно, но не очень умело представили индийские коллективные мужские танцы, гораздо менее известные в России, нежели женские и дуэтные. Казахский акын Амангельды Кожанов спел, аккомпанируя себе на национальном инструменте, традиционную казахскую песню, а молодой ансамбль «Арка сазы» сделал это же, но в расширенном составе. Камбоджийская танцевальная компания «Cambodian Art Troupe» представила традиционный кхмерский танец птиц, наивную любовную историю о неудачном ухаживании за девушкой. Ансамбль из Хакассии показал эстрадную версию своего национального танца.
«Музыкальный коллектив Альваро Месы» (Колумбия) пал жертвой неумелых местных звукачей - гитара до конца выступления так и не зазвучала, как и микрофон у одного из солистов. Зато благожелательная публика, заметив эти неурядицы, поддерживала музыкантов, как могла! Музыканты завершили песню под гром аплодисментов.
Южнокорейское шоу барабанщиков Soul Tah показало эффектный номер со сменами темпоритма. Студенты Российского университета Дружбы народов из Перу, объединенные в ансамбль народного танца Son del Perú (Звуки Перу), задорно станцевали танцы аборигенов, а «Kabu ni Vanua Group» из Фиджи сделали примерно это же (танец дикарей), но профессионально. Туркменский почти монопольный представитель своей культуры - ансамбль «Лачин» - представил едва ли не рождественское шоу на тему великого события - появления на свет горячо любимого ими правителя Вечно Великого Сапармурата Туркменбаши (это официальный титул, если что).
Единственным актуальным музыкантом, причем виртуозом, в этот вечер на сцене предстал Назбек Кенчинбаев из Киргизии. Он еще студент Кыргызской государственной консерватории, но уже прекрасно владеет модной ныне «пальцевой техникой» (это когда извлекают звук обеими руками) на комузе, и обладает блестящей техникой. Киргизский Архиповский, одним словом. Киргизский же детский Народный образцовый хореографический ансамбль «Шаттык» продемонстрировал образцовый детский национальный танец.
Студенты Bangladesh Shilpakala Academy станцевали народные бангладешские танцы. Этнический ансамбль песни и танца Китая оказался представлен всего одним хореографическим дуэтом - зато каким! Невероятная пластичность и чистота форм, изысканная хореография на основе этнических мотивов, элементы силовой акробатики под микс из самых разных мелодий (вплоть до Жана-Мишеля Жарра) - словом, ребятам прямая дорога в «Цирк Дю Солей».
Филиппинский «Kaloob Philippine Music and Dance Industry» представил танцевальную новеллу со стучанием по сцене бамбуковыми жердями и на диво похожей на итальянскую мелодику национальной музыкой.
Весь этот яркий карнавал этнических традиций азиатско-тихоокеанского региона имел один, но существенный недостаток. Совершенно неясны оказались принципы отбора на него. Сопоставление на одной сцене профессиональных и самодеятельных коллективов в принципе некорректно, а добавление тамошних официозных ансамблей а-ля «Березка» или Александрова вовсе запутывает ситуацию. В Корее, Китае или Туркмении есть множество талантливых корневых этно-музыкантов, а на сцене Красноярска таковым оказался только один киргиз Назбек Кенчинбаев. Можно предположить, что фестиваль в данном случае подвело отсутствие профессионального куратора по национальным культурам, признанного эксперта именно в этом жанре. Например, примечательно и поразительно, что на гала-концерт не пригласили всемирно известную группу «Ят-Ха» из Тувы (хотя она приехала в Красноярск), зато станцевали танец про рождение туркменбаши... Ясно же, что если отдать вопрос о приглашении артистов на откуп чиновникам из посольств, они наверняка посоветуют привезти нечто восхваляющее местного бананового диктатора. Фестивальное искусство в том и состоит, чтобы умело обойти эти слабо имеющие отношение к культуре политические издержки.
Но азиатско-тихоокеанский фестиваль в Красноярске еще очень молод. И набирает силу с каждым годом. Так что у него есть все шансы в дальнейшем предусмотреть подобные казусы. При нежном и внимательном отношении местного минкульта к судьбе фестиваля (а мы в этом уже не раз убедились на месте) возможно и нужно найти грамотных кураторов по каждому сегменту этого многоликого и такого нужного для России фестиваля.
Гуру КЕН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты