Дарья Белецкая

30/04/2015 - 10:35   Микс   Интервью, Джаз
Накануне Международного дня джаза (30 апреля) народный артист Российской Федерации Анатолий Кролл дал пресс-конференцию в информационном агентстве «Национальная служба новостей».

Джазмен рассказал о своём IV фестивале «Все цвета московского джаза. От блюза, кантри и до свинга!», который традиционно проходит в апреле на сцене ММДМ, в этом году под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и при поддержке Российского музыкального союза.

Анатолий Кролл подчеркнул, что название и программа фестиваля призваны отразить многоликость всего московского джаза, а не отдельных его направлений. Спектр современного джаза, по его мнению, велик, и включает ряд «добрососедских направлений, многие из которых питают джазовую музыку».

Однодневный фестиваль в этом году разделён на блоки. Блюзовый будет представлен исполнителем на губной гармонике Борисом Плотниковым и оркестром «Академик-бэнд». Блок кантри-музыки возьмёт на себя группа «Кукуруза». В основном блоке выступят Хор «Jazz Friends» Владимира Сидорковича, Ансамбль солистов фонда им. Олега Лундстрема «Goodsoundmen» под управлением Анатолия Текучёва, группа «Кroll-Jazz» Олега Кролла с солисткой Нина Ева, которую спикер назвал «очень талантливой». Подытожит первое отделение шоу «Тhe Kikipickles» в стиле Hot Jazz от Константина Гевондяна и Полины Касьяновой.

Второе отделение откроют музыкальные ветераны, в том числе один из руководителей Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе на бас-гитаре. Анатолий Кролл и сам с недавнего времени является членом этой комиссии. Неудивительно в его случае привлечь коллегу-дипломата с музыкальным прошлым (бывшего солиста первого состава группы «Цветы») на современную профессиональную сцену. На трубе и флюгельгорне сыграет руководитель Департамента Министерства культуры Михаил Брызгалов.

Продолжит второе отделение «Gnesin Jazz» - ансамбль солистов класса профессора РАМ им. Гнесиных Александра Осейчука с пианисткой Юлией Перминовой. Будут задействованы также трио Владимира Нестеренко и Евгений Лебедев с Антоном Ревнюком с проектом «Open Strings».

В ходе пресс-конференции Анатолий Кролл неоднократно ссылался на главного редактора глянцевого журнала и портала «Джаз.ру» Кирилла Мошкова, представив его основным и многолетним информационным партнёром всех своих продюсерских начинаний. С точки зрения джазмена, деятельность в информационном поле не менее важна и значима, чем музыкальное творчество.

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

25/11/2014 - 16:09   Микс   Анонсы, Интервью, Джаз
Усадьба Jazz Club верна своему принципу открывать в России новые культовые джазовые имена.
1 декабря в Театральном зале ММДМ москвичей удивит пианист армянского происхождения Тигран Амасян, которому легче разговаривать по-английски, чем по-русски.

- Как вы пришли к джазу?

- Это произошло благодаря моему дяде. Он был фанатом джаза. В детстве мы много вместе слушали. Причина, по которой я пришёл в джаз – любовь к импровизации. Импровизация всегда была для меня очень важна. Когда мне было четыре года, я ещё не понимал, что я делаю. А позже выяснилось, что я импровизировал.

- Считается, что только люди с высоким уровнем интуиции могут импровизировать.

- На то, чтобы научиться импровизации, уходят годы. Нужно много знаний и хорошее воображение. Но в этом деле знания всё-таки на первом месте. Нужно научиться выражать себя в музыке. И научиться слушаться своих мыслей. Импровизация – это отдельный вид искусства. Но в нём важно не уходить от мысли, важно понимать, какую мысль ты доносишь.

- Многие критики и любители джаза называют вас гением и вундеркиндом. А как бы вы предпочитали, чтобы вас называли?

- Не придаю значения этим «титулам». Мне совершенно не важно, как обо мне отзываются или что обо мне думают. Конечно, до меня доходят отзывы о моей музыке, но я стараюсь не придавать этим отзывам особого значения. Не люблю раскладывания по коробочкам и приклеивания ярлыков. Стремлюсь создавать мой собственный мир, чтобы выразить себя.

- В чём духовная составляющая работы музыканта?

- Музыка, как и любое искусство, должна возвышать людей духовно. Это единственное, для чего существуют искусства. Нужно убедить людей, что существует что-то ещё, помимо материальных ценностей. Мы же живём в материальном мире. Искусство – способ убежать и познать новый опыт.

- В чём моральная составляющая работы музыканта?

- Многое зависит от того, что ты за музыкант. Сочинять музыку или просто её исполнять – ну очень разные вещи. Если рассматривать мою ситуацию, я успешно выстраиваю баланс между исполнительской практикой и композицией. Моя моральная сторона в том, чтобы работать как можно больше. И до конца верить в свою идею. Знаете ли, это очень сложно, поддерживать баланс разума, эмоций и «физики».

- Музыкант обязан быть эмоциональным, он обязан выработать эмоцию в себе, и заразить этой эмоцией огромный зал. А как в жизни? В жизни вы точно также эмоциональны?

- Есть разные люди с разными характерами. Есть музыканты, которые эмоциональны на сцене, но сдержанны в жизни. Им хватает самовыражения в жизни, и на то, чтобы быть эмоциональными в жизни, их просто не хватает. Но в то же самое время, музыка – зеркало твоей жизни. Искренне в это верю. Если твоя музыка сверхэмоциональна, это отражение твоей жизни.

Но противоположностей я тоже видел. У музыкантов бывает крайне агрессивное звучание, но когда ты встречаешь его в жизни, он оказывается мягким, интеллигентным, тихим человеком.

А как быть со сверхчувствительностью музыканта?

- Балансирование, управление эмоциями и разумом. Сверхчувствительность плоха для тебя самого.

- Для кого создана музыка джаз?

- Для всех!

- Для всех существует поп-музыка. Мадонна и Стинг, например, для всех.

- Так многие и Мадонну не понимают! Что сложного в том, чтобы понять джаз? Я пытаюсь быть как можно более сложным в джазе, и в то же самое время как можно более понятным. Делаю то, что подсказывает мне сердце. Очень важен для меня фолк. Мелодия и ритм – самые важные параметры в музыке. В фолке нет гармоний, только мелодия и ритм. Я же вырос на фольклорной музыке. Подход к сочинительству в музыке на основе мелодии – высшая точка самовыражения. Даже если в музыке есть наисложнейший ритм и наисложнейшие гармонии – не спасает. Слушатель хочет мелодии в любом случае. Потому что за мелодией можно пойти и увлечься.

Но вот вы меня и сбили. Я сейчас начну думать, что на самом деле люди не понимают моей музыки.

Можно ли говорить об особом направлении – армянском джазе?

- В нашей нации много талантливых джазовых музыкантов. Они подключают к импровизации национальные армянские песни, и вы смело можете называть это армянским джазом. Мы базируемся на фольклорной армянской музыке. В определённой степени можно говорить, что не-армяне выделяют армянский джаз, для них это настоящая экзотика. Для меня это музыка существующая, высокого уровня. Если уж вы касаетесь фолк-музыки, и подключаете импровизацию, вы должны глубоко понимать и то, и другое. Только так вы сможете поднять уровень фольклорной музыки на профессиональную сцену. Если вы не понимаете фолк, можно подложить сложные гармонии, но вы таким образом только «опустите» уровень фольклора. Тут, как я уже говорил ранее, нужны хорошие знания. Иначе вы практикуете поверхностный подход, и портите и фолк, и джаз. Легковерные музыканты добавляют гармоний, и ничего в результате.

- Вы знаете своих фанатов лично? Или вы предпочитаете держать дистанцию?

- У меня есть хорошие знакомые среди фанатов, мы даже встречаемся или разговариваем в Skype. Но надо понимать, что 3000 моих подписчиков в facebook - не настоящие мои друзья. Это мои фанаты, я уважаю их, и люблю.

- Можно ли повторить историю? Может ли современный музыкант сыграть как это делали его предшественники 80 лет назад?

- Можно достаточно похоже имитировать. Но звучать точно также они не будут. За музыкой должно стоять ощущение времени. 80 лет назад была другая жизнь, мы её не прочувствовали. Не было такой возможности, как вы понимаете. Я много изучал Телониуса Монка и Херби Хэнкока, пытался их транскрибировать, пытался понять, как они это делают. Иногда получалось звучать почти как Херби Хэнкок, но у меня никогда не было иллюзий. Я делал это исключительно для приобретения знаний, ни для чего больше. Играть как кто-то до тебя никогда не будет эффективно. Я рекомендую изучать великих мастеров прошлого только для целей познания. И после таких «штудий» надо встряхнуться и вспомнить о себе.

- Есть ли у инструментальной музыки какие-то преимущества перед вокалом? Не считается ли инструментальная музыка негласно более элитарной в джазе?

- Голос очень важен для меня! И вы не можете отрицать любви публики к живому голосу. Но хорошая инструментальная музыка тоже может иметь мощной воздействие на сознание слушателя. У инструментальной музыки своя лирика, у вокальной своя. Обе восхитительны.

- Сколько у вас концертов в год? Есть любимые уголки земного шара?

- Я играю около 100 концертов в год уже 5 лет подряд. Постоянно играю в Европе, Лос-Анжелесе, Канаде, Азии, редко в Южной Америке и Австралии. Ну и вот теперь в России!

- Какие соображения об уровне вашей популярности в России?

- Не «гружу» себя такими вопросами. Обещаю, что всем будет хорошо на моём концерте.

Театральный зал ММДМ, 1 декабря, 20.00

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

11/10/2014 - 12:51   Микс   Интервью, Джаз
Скорость, с которой певица Алла Рид завоёвывает джазовый рынок, многих обескураживает.

Это яркая комета, работающая 24/7, нарушающая привычный темп развития в джазовой отрасли, где отношения складываются годами, а иногда десятилетиями, и где обычно не ждут быстрых результатов, предпочитая накопительный эффект. За полтора года деятельности певица, менеджер и продюсер самой себя Алла Рид «взбодрила» джазовый мир и добилась, в сущности, немалого. С противоречиями или без них, она одна из самых обсуждаемых фигур, её уже невозможно игнорировать.

17 октября в арт-клубе «ДуровЪ» Алла Рид представляет новое шоу «Somewhere».

Алла Рид
Алла Рид

- Алла, ты обратилась к джазу только полтора года назад, хотя Юрий Саульский уже давно предрекал тебе судьбу джазовой вокалистки. Почему только сейчас, когда тебе исполнилось слегка за тридцать?

- С Юрием Саульским мы говорили об этом на конкурсе «Утренняя звезда», мне было шестнадцать лет. За композицию New York, New York все судьи поставили четверки, и только Юрий Саульский поставил пять, ему я понравилась больше всех. Я переживала, большинство четверок не было хорошим баллом, но он успокоил и сказал, что мое время придет, и я буду петь джаз.

- «Утренняя звезда» был твоим первым крупным вокальным конкурсом?

- Далеко нет! В детстве в 1994 году принимала участие в конкурсе «Серебряный микрофон» в 1996, выиграла гран-при и поездку на Кипр. Так же в 1994 и 1996 годах в конкурсе под патронажем Владимира Шаинского «Аллилуйя» заняла первое место и выиграла поездку в Израиль. Были еще фестивали Игоря Крутого в Донецке, участие в джазовом фестивале в Монтрё, в программе «Шире круг», второе место на конкурсе Иосифа Кобзона «Голоса 99» с композицией «Близкие люди» Игоря Николаева, которую исполняла Алла Пугачева.

- Чем объяснялся такой успех?

- Не знаю, наверное, всех удивлял низкий грудной голос у совсем маленькой миниатюрной девочки, необычное сочетание. Но для исполнения джаза нужен хотя бы какой-то минимальный жизненный опыт, поэтому я не чувствовала в себе сил раньше исполнять джаз. Да и сейчас не считаю себя зрелой вокалисткой, скорее, это только начало пути.

- Достижения впечатляющие, но это дела давно минувших дней. Почему перестала принимать участие в конкурсах?

- В общем-то, в конкурсах я участвовала довольно долго, дошла до полуфинала «Новой волны» в 2008 году, получила золотую медаль на международном форуме моделей и талантов Fashion House International в номинации «Джазовый вокал». Потом я создала музыкальное шоу «Две земли», с которым гастролировала в Америке и в странах ближнего зарубежья, и как-то с конкурсами успокоилась.

- А почему ты не попала в Голос?

- Да я ходила на кастинг, но пока не попала, может быть по формату не подхожу. Проект действительно очень глобальный для вокалистов, очень многим прекрасным артистам помог стать услышанными и увиденными. Раньше это было вообще невозможно.

- В связи с «Голосом» резко вошли в моду голосовые певицы. Но у голосовых есть большая опасность сорваться в крик. Как ты с этим борешься?

- Кстати, действительно очень хороший вопрос, потому что кричать могут многие, а петь так, чтобы трогало за душу – единицы. Я стараюсь брать тембром и эмоциями, быть максимально честной и искренней во время исполнения, люди всегда чувствуют, когда открываешь душу по-настоящему.

- Советские эстрадные традиции тебе помогают?

- Конечно! Я же еще их немного застала, учитывая мой стаж на сцене, работаю с восьми лет. В советские времена были четкие представления, что такое хорошо и что нужно. Голос, драматизм, харизма. Ирина Понаровская, Алла Пугачева, Лариса Долина…

- Чему хорошему и полезному ты научилась в поп-музыке?

- Джазовая сфера и поп-музыка как провинция и мегаполис. В поп-индустрии все намного быстрее и конкретнее.

- Продюсер Макс Тимошин в своих интервью постоянно подчеркивает, что все схемы продюсирования в большом шоу-бизнесе должны ложиться на джаз, никаких идей об исключительности…

- Я с ним согласна. Какие замечательные у нас есть джазовые музыканты! Игорь Бутман, Даниил Крамер, Вадим Эйленкриг – собирают большие залы. Ведь это же реально парни, которые вырвались за пределы нишевой культуры джаза и работают на больших площадках. Это уже шоу-бизнес, а не маленькие клубы на шестьдесят человек.

- А кому из певиц удалось вырваться из узких рамок джаза?

- Мне кажется, довольно многим певицам из проекта Jazz Parking, девочки молодцы, стараются делать свой авторский материал.

- Джазовая индустрии стремительно развивается…

- Да, потому что прорвало! Люди поняли, что кроме попсы есть еще что-то. Благодаря проекту «Голос» зрители в провинции увидели голосовых вокалистов, им надоело кушать попсятину. Я недавно работала на Олимпиаде в Сочи, ты не поверишь, нашу страну там вообще не представляли поп-коллективы, кроме единственной группы «Тату». Российскую поп-музыку не покажешь западным гостям, она элементарно не конкурентноспособна.

- Музыкальные критики пока с осторожностью относят тебя к джазовым вокалисткам, разве что джазовым дивам.

- Послушай, джаз – это не только сложнейшие импровизации, которые понимают единицы. Есть целое направление джазовой эстрады, и вообще я за совмещение элементов разных жанров, нужно мыслить сегодняшним днём, время не стоит на месте.

- Если бы ты по три часа в день слушала и переслушивала тетушек Эллу и Билли, ты бы легко научилась близко имитировать их тембр и интонацию, и с мнением музыкальных журналистов было бы полегче.

- А вот специально этого не делаю! Мне важно быть самобытной, ни на кого не похожей.

Алла Рид
Алла Рид

- А проблем с менеджментом в джазе не находишь? В поп-музыке на одного исполнителя работает команда сильных менеджеров из десяти человек, а в джазе на тридцать музыкантов один менеджер.

- Точно! Хороших менеджеров мало. Я работаю без директора, хотя многих уже попробовала. Когда я отдаю свои концерты под управление всем этим горе-менеджерам, я просто сижу без работы. Как уж они там разговаривают, что нет работы у артистки? Много раз обжигалась, и уже отчаялась кого-то нормального найти, все делаю сама, и это не очень хорошо, на творчестве отражается, но всё-таки надеюсь встретить профессионала.

- Как пополняешь духовную и музыкальную копилку?

- Все, что связано с обогащением – это только западные и точнее американские образцы. Эта музыка оттуда, лучше них уже никто никогда не споет. Когда была в туре в Америке, ездила по восточному побережью, общалась с музыкантами. У них совершенно другой менталитет, они очень лёгкие в общении.

- Весь джазовый рынок с нетерпением ожидает твоей новой программы Somewhere – посвящение Барбре Стрейзанд. Почему решила делать посвящение именно этой звезде? Кроме внешнего сходства, что тебя в ней «заводит»?

- Никогда не считала себя внешне схожей с Барброй, хотя мне это очень льстит, спасибо. Почему Барбра? Потому что это такой нереальный уровень мастерства, к которому я возможно буду стремиться всю жизнь, работая над собой. Её музыка буквально исцелила меня в сложный момент моей жизни, и я тогда дала себе слово, что обязательно посвящу ей концерт.

- Сможешь ли ты в этой программе перевоплотиться в образ, имея в виду твою яркую индивидуальность?

- Я всегда стараюсь подчеркивать свою индивидуальность, и люблю быть разной, резко меняясь даже в рамках одной программы.

- Программа полностью каверовая. Как оставаться «свеженькой» в такой ситуации?

- Практически ко всем композициям этой программы были придуманы авторские аранжировки. Как бы не было это сложно в реализации, я настояла на том, чтобы вся программа исполнялась в сопровождении живого оркестра. Также мы проработали для многих композиций визуальный ряд, работу со светом, видеопроекции. И вообще я хочу сказать, что этот концерт – это другая Алла Рид, новый образ, новая подача материала. Для меня это новая ступень в развитии моего мастерства.

- Помимо песен Барбры Стрейзанд, в программе есть джазовые стандарты, Майкл Джексон и еврейские народные песни. Хороший ход! Ты довольна сотрудничеством с Максом Тимошиным как с музыкальным продюсером? «Мы» это ты и Макс?

- Макс Тимошин очень хороший музыкальный продюсер. Он хорошо знает современную популярную музыку в ретроспективе и предугадывает в перспективе. Он предложил сделать концерт по Барбре Стрейзанд. Кроме того, компания tMotion занимается организационной подготовкой концерта и его продвижением, также мне помогает в постановке мой близкий друг, режиссёр-постановщик, он просил пока не называть его имени.

- Ты удачная драматическая актриса, воплощаешь многие образы на сцене. А какой образ наиболее органичен тебе?

- Мне близка органика драматизма, любовная лирика, страсть.

- С симфоническими оркестрами уже не раз доводилось работать. А симфонический оркестр «Глобалис», подключённый к программе Somewhere, для тебя новые коллабораторы?

- Да, мы сотрудничаем впервые, и в ходе подготовки к этому концерту я поняла, что не ошиблась в выборе. Состав оркестра был специально подобран под мой проект.

- Тот же самый вопрос по Московской мужской еврейской капелле.

- Это очень интересный коллектив, мне показалось очень необычным соединить джазовую манеру с хоровым академическим звучанием, мужской хор – это очень красиво и масштабно.

- В период перед премьерой программы живёшь в состоянии цейтнота. Как справляешься?

- Я, кажется, всегда живу примерно в таком состоянии. Безусловно, очень устаю, но это всё равно приятная усталость.

- Какие ожидания от программы? Какая сверхцель?

- В первую очередь хочется, чтобы зрителям понравился концерт, чтобы удалось донести все идеи, и мысли, которые мы в него вложили. Ну а сверхцель – показать шоу в ММДМ в следующем году.

17 октября в арт-клубе «ДуровЪ» - шоу «Somewhere». Алла Рид и эмоциональные мелодии Барбры Стрейзанд. Начало концерта в 20.00. Адрес клуба «Дуровъ»: ул. Павловская, д.6 (м. Добрынинская) Заказ билетов и столиков: (495) 952-2064, 958-5950, (499) 236-85-04

Дарья БЕЛЕЦКАЯ

Быстрый поиск:
21/07/2014 - 12:36   Микс   Интервью, Джаз
На конкурсе пианистов Parmigiani Solo Piano Competition в рамках 48-го Montreux Jazz Festival пианист Евгений Лебедев завоевал третью премию.

Очередной Montreux Jazz Festival прошел 4-19 июля 2014 года.

Пианист и композитор Евгений Лебедев создал своё трио, сотрудничает с Антоном Ревнюком, Денисом Швытовым, коллективом Marimba Plus, вокалистками Полиной Зизак, Ксенией Лебедевой, Софией Рубиной, Алиной Ростоцкой, проектом Gayana, ансамблем из Швейцарии Authentic Light Orchestra. Гастролирует в России в системе государственных филармоний. Принимает участие в фестивалях «Усадьба.Джаз», North Sea Jazz Festival, Lionel Hampton Jazz Festival.

Корреспонденту «Новостей музыки NEWSmuz.com» удалось кратко поговорить с музыкантом вскоре после его возвращения из Montreux.


Композиция полуфинала

- Евгений, кто из продюсеров содействовал вашему участию в конкурсе?

- Никто. Я сам обратился согласно официальным процедурам, выслал свою запись и получил приглашение.

- Каковы особенности таких высоких конкурсов?

- Важно умение справиться с волнением. Конкурс привлекает многих хороших пианистов, и очень заметно, кто умеет справляться с волнением, а кто нет. А в целом Montreux Jazz Festival похож на все крупные фестивали. Но что особенно приятно у них – роскошная природа, озера, прекрасный отель Montreux Palace, где проходил отборочные туры. Многие пианисты отметили «сложность» конкурсного рояля, он оказался не самым удобным и простым, к нему нужно было время привыкнуть, хотя инструмент прекрасный.

- Кто входил в состав жюри? Это один и тот же состав из года в год?

- Насколько я знаю, жюри на конкурсе всегда разное. В этом году председателем был известный пианист Monty Alexander, совместно с Президентом Американского Джазового Фонда Wendy Oxenhorn, польским пианистом Leszek Mozdzer‏ и другими.

- В чём заключались конкурсные испытания?

- В этом году в финальный тур прошли не три, как положено, а девять пианистов, там и развернулась самая острая борьба. Из-за большого количества участников все должны были исполнить две композиции вместо трех, причем жюри дало конкурсантам полную свободу выбора, хотя обычно в финале исполняются три композиции – однa по выбору, вторaя из заданного списка и блюз. Я исполнил авторскую композицию «На Золотых Песках», и Don’t Forget The Poet итальянского пианиста Enrico Peranunzi‏.

- Кто получил первую и вторую премии?

- Первая премия - у Lorenz Kellhuber из Германии, вторую разделили Mathis Picard (Франция) и Jorge Luis Pacheco Campos (Куба). Помимо денежной премии, предусмотрена поездка в Montreux Jazz Academy осенью 2014 года, где будут проводиться мастер классы ведущих музыкантов и представителей музыкального бизнеса. Также возможны концерты в клубе Blue Note в Нью Йорке и Токио и New Morning в Париже.


Видео финалистов

- К сожалению, даже такое высокое признание профессионалов не сказывается напрямую на ставке того или иного музыканта. Может быть, ваш моральный авторитет в среде джазовых музыкантов заметно повысится?

- С моралью, думаю, всё будет как обычно. Если кто-то меня не любил, он будет продолжать меня не любить, а если кто-то ко мне относился хорошо как к музыканту, надеюсь не поменяет свое отношение. Это не первый для меня международный конкурс, на моем опыте были и первые, и вторые места. Бывало, ничего не занимал. Я участвовал в конкурсе, в общем-то, для себя. За два месяца до Montreux мне пришлось выработать жёсткое расписание, практически как спортсмену, и много заниматься. Мешали гастроли и регулярные концерты, но тем не менее занимался я много и вошёл в хорошую форму. Мне было важно проверить себя, найти стимул дальнейшего развития и ещё раз потренировать нервы перед ответственным выступлением.

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

15/07/2014 - 13:27   Микс   Джаз, Этно и world-music
Журналисты всегда сталкиваются с трудностями, определяя жанр коллектива «Маримба Плюс».

Часто можно услышать мнение, что творчество бэнд-лидера, композитора и исполнителя на африканском инструменте маримба Льва Слепнера – это «что-то вроде джаза». Корреспондент «Новостей музыки NEWSmuz.com» обратился за комментариями к первоисточнику.

- Мы джаз только в том смысле, что используем импровизационный элемент и привлекаем лучших джазовых инструменталистов, например, Тимура Некрасова, Евгения Лебедева, которые действительно принимают участие в других, джазовых проектах, - говорит Лев Слепнер. - Наша музыка - импровизационная, наиболее логично сотрудничать с музыкантами, которые хорошо понимают этот музыкальный приём. Но импровизация используется не только в джазе. Как известно, моя музыка далека от джаз-мейнстрима. Прежде всего, это неповторимая авторская музыка, музыка в жанре world music, этно, электроника, рок, брейк-бит и драм-энд-бейс.

Лев Слепнер за 15 лет существования своего детища создал 6 альбомов, по преимуществу, инструментальных. В последнем альбоме 2013 года Flight Over The World музыка «Маримбы Плюс» стала вокально-инструментальной, в первую очередь благодаря счастливой встрече композитора с вокалисткой Татьяной Шишковой, известной ранее по сотрудничеству с представителями музыки фламенко. До Шишковой коллектив сотрудничал с певицей Этери Бериашвили, которая импровизировала на темы Слепнера и грузинских народных песен. Так было, в частности, в альбоме «Киномания» 2008 года.

При всей приверженности «Маримбы Плюс» этнике самого разного национального происхождения долго не было песен на русском языке. И вот наконец-то лёд тронулся. На театральной премии «Хрустальная Турандот» коллектив представил сингл «Люлюшки».



... А мы пошли потом купаться
Да с бережочка в воду разгоняться
В реке вода ой да холодна
Да рубашоночка моя да тонка

Люлюшки да люлюшки да
Люлюшки да люлюшки
Ой холодна реченька да
Люлюшки да люлюшки...
(Текст Татьяны Шишковой, музыка Льва Слепнера)

- Проще всего для нас было бы взять любую русскую народную песню и аранжировать её в нашем стиле, - улыбается Лев Слепнер. - Но мы легкими путями не ходим! «Люлюшки» -- это авторская музыка, которую я сам написал, причем сначала был мотив, а потом стихи солистки и полиглота Татьяны Шишковой. Не исключаю, что мы расширим русскую линейку, обратимся к готовому фольклору, сделаем аранжировки и создадим целый альбом...

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

07/07/2014 - 13:01   Микс   Концерты, Джаз
Денис Швытов в составе квинтета обкатал программу, которую повезёт на Koktebel Jazz Party.

Обычно московский сопрано- и тенор- саксофонист, композитор и бэнд-лидер выступает квартетом, но к концерту 3 июля в клубе Игоря Бутмана на Менделеевской он подошёл в составе квинтета.

Джазовых музыкантов в принципе много, но хороших - как в любом виде искусства, мало. Большинство из них работает по сессионному принципу, мигрируя из коллектива в коллектив. И те самые лучшие, закономерно, прошли школу жизни и профессии в Moscow State Jazz Orchestra Игоря Бутмана.

Мультиинструменталист Антон Баронин не обожествляет рояль и лояльно относится к клавишным самых разных производителей, являясь одним из лучших электронных пианистов. Тонкий и лиричный исполнитель, работая с другим нежным парнем - барабанщиком Давидом Ткебучавой, как правило, он создаёт трепетную музыкальную ткань. Но джаз, возможно, потому и считается элитарным жанром современной популярной музыки, что любую композицию можно сыграть и в smooth jazz, и в fusion, и в джаз-роке.

С барабанщиком Давидом Сагамонянцем у Баронина и Швытова на концерте в клубе Игоря Бутмана на Менделеевской как раз джаз-рок и вышел. Новое, свежее, непривычное звучание получили известные композиции «Вожди Атлантиды», «Пианино», «Когда Не Знаешь Что Сказать».

Чем дальше от нас удаляются 60-е и 70-е прошлого века, тем острее мы ощущаем свою в полном смысле этого слова зависимость от образцов массовой культуры тех лет. Слышно, что у композитора Швытова есть пиетет к Александру Зацепину, Микаэлю Таривердиеву и Григорию Гладкову. Да и Алла Пугачёва не зря пользуется непререкаемым авторитетом в среде рокеров и электронщиков, в молодые годы девушка зря времени не теряла и охотно шла на эксперименты. Денис Швытов без раздумий включил в свою программу её золотой хит «Звёздное лето» 1978-ого года и обыграл, как всегда, очень интересно. А фирменная мелодия Silver Woman, сочинённая композитором под влиянием творчества недавно ушедшего Horace Silver и посвящённая второй жене Диане, настолько проста и изысканна, что при должной подаче и соответствующих аранжировках имеет все шансы стать раскрученным поп-хитом.

Под занавес всего мероприятия появился Артём Антонян, номер Один в мужском эстрадно-джазовом вокале в России, по скромным оценкам корреспондента «Новостей музыки NEWSmuz.com». Самая очевидная параллель c тенором Антоняна - George Michael, но сам артист предпочитает, чтобы его сравнивали с Gino Vanelli.

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

28/06/2014 - 22:47   Микс   Анонсы, Джаз
Самый компактный город-миллионник, Екатеринбург ещё и один из самых джазовых городов России.

В центре города невозможно проехать более 300 метров, чтобы не наткнуться взглядом на афишу гастролирующего джазового гуру. 5 июля в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых там пройдёт второй уральский фестиваль «Усадьба Джаз».

Фестиваль чуть не сорвался, как было в 2013-ом в Петербурге, поскольку предыдущий спонсор культурного события в последний момент отказался от своих планов. Идею тут же подхватил Сергей Кульпин, управляющий Уральским филиалом ВТБ24, и думается, не прогадал. На фестивале будут действовать три промо-зоны банка, где, как и на московском фестивале, всех обеспечат пледами и дождевиками на случай неблагоприятной погоды, детишек – леденцами, лимонадом и сладкой ватой. Будут фото-будки, где можно самостоятельно запечатлеть себя на память, зоны бесплатного wi-fi и подзарядки мобильных телефонов.

Ориентация на семейный отдых – одна из основных задач московских и местных организаторов. Екатеринбург часто называются промышленной и культурной столицей Урала, и особенность этого промышленного города заключается в большом количестве городков-сателлитов. Нижний Тагил, Невьянск, Новоуральск, Среднеуральск, Первоуральск, Верхняя Салда, Пышма, Берёзовский, Арамиль, Ревда, Дегтярск – молодые специалисты этих городков очень мобильны, своё место проживания они воспринимают скорее как «шахту», в которую надо спускаться ради заработков, а досуг они проводят в Екатеринбурге, благо что от любой областной точки до столицы не более полутора часов на машине по хорошей трассе. Так что покрытие екатеринбуржской «Усадьбы Джаз» планируется, без сомнений, областное, и вполне возможно, что организаторы выйдут на хорошие показатели продаж.

С музыкальными площадками будет поскромнее, чем в Москве, всего две: Партер и Jazz Club. Но хедлайнеры вполне федеральные. Антон Беляев и Therr Maitz, Александр Ф. Скляр и «Тромбон Шоу», из зарубежных участников - Lucia Pulido (Колумбия) и Kraak&Smaak (Нидерланды).

На всех уральских музыкальных мероприятиях должны выступать местные коллективы, это давно сформулированная и известная позиция екатеринбуржского продюсера Ирины Щетниковой, которая, по слухам, и спасла второй фестиваль. На «Усадьбе Джаз» таким образом засветятся квартет Сергея Чашкина (выпускник Berkley), фолк-группа «Изумруд» и Funky Bizness Gang.

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

Быстрый поиск:
24/06/2014 - 13:15   Микс   Концерты, Джаз
Первый из запланированных двух концертов трубача Алекса Сипягина в Москве в сопровождении трио Саши Машина в клубе Игоря Бутмана на Таганке прошёл практически незамеченным. Возможно, всему виной футбол, а возможно, узкая известность трубача и композитора в родной стране.

Выпускник «Гнесинки» Александр Сипягин остался в Америке в девяностых прошлого века на волне своих первых исполнительских успехов. После победы в ростовском конкурсе молодых исполнителей в 1990-ом, он поехал на родину джаза в составе ансамбля «Зелёная волна», который Александр Осейчук собирал из молодых многообещающих выпускников Российской Академии музыки и джазовых колледжей со всей страны.

«Зелёная волна» выступала на Corpus Christi Jazz Festival в Техасе. Затем у него был International Louis Armstrong Competition в Вашингтоне. Алекс Сипягин отвоевал четвертое место, и получил в подарок трубу из рук Clark Terry от производителя Bach, компании, основанной в 1918 году трубачом и инженером Vincent Schrotenbach (ставшим известным под псевдонимом Vincent Bach). Среди индорсеров Bach, которая не производит ничего кроме труб, тромбонов и флюгельгорнов, значится только один русский - солист оркестра Большого театра трубач Алексей Корнильев.

Сипягин осел в Нью-Йорке, и буквально через год джемований получил первую регулярную работу в Gil Evans Band. И понеслось! «Надцать» лет с составами Дейва Холланда, туда же Michael Brecker, а на закуску The Mingus Big Band.

В четырёх альбомах Mirages (2009), Generations (2010), Destinations Unknown (2011), Live At Smalls (2013), From Reality And Back (2013) Сипягин выступает и как трубач, и как композитор. В записях вместе с ним принимали участие гитарист Pat Metheny, басисты Dave Holland и Борис Козлов, ударник Johnathan Blake.

Среди русских музыкантов, закрепившийся в США и достигших там определённых успехов, традиционно называют Валерия Пономарёва и Алекса Сипягина, по иронии, они оба трубачи. Их знают в Нью-Йорке, но в Москве их имена сообщают нечто волнующее и тревожащее душу только интеллектуалам старой закалки. Молодые московские барышни записываются в фан-клубы к Дмитрию Мосьпану и Ивану Фармаковского потому что они здесь, рядом, у них посты с картинками каждый день в социальных сетях, а кто такие эти седовласые граждане Валерий и Алекс? И это, конечно, проблема промоутеров, а не музыкантов. Которую, впрочем, вряд ли получится решить в обозримом будущем. На тридцать приличных джазовых музыкантов – один аналогичный по качеству менеджер. В противовес поп-музыке, где вокруг любого поп-певца крутится с десяток менеджеров на ставке и ещё добрая тридцаточка фри-лансеров.

Описывать музыку в словах – дело неблагодарное, а музыку джаз – так и вдвойне. Алекс Сипягин и трио Саши Машина играют современный джаз. И этим всё сказано. Кто плавал – тот поймёт. Наступательный, агрессивный, безапелляционный modern jazz. Тут не до мелодизма и кошечек. Одна из проблем интеллектуальной музыки – её свобода от навязываемых смыслов. В песнях, что на русском, что на английском, слушателю не надо думать самому. В словах заложен какой-то, пусть и незамысловатый смысл, вся проблема только в свободном владении иностранным языком. В музыке Алекса Сипягина нужно думать самому, оставаясь наедине с композитором, и следуя его воле, самому создавать в воображении образы и смыслы.

Куда как проще на футболе – показатели исключительно количественные, по числу голов. И если кто не понял сам – комментатор в кабинке.

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

19/06/2014 - 18:09   Микс   Джаз
На пресс-конференции Koktebel Jazz Party, который пройдёт 12-15 сентября в Крыму в поселке Коктебель, его арт-директору Сергею Головне в МИА «Россия Сегодня» пришлось вспомнить и о своих прямых обязанностях музыканта.

Вместе с контрабасистом Владимиром Кольцовым-Крутовым саксофонист разыграл музыкальную заставку к пресс-конференции, пока журналисты занимали места.

Состав спикеров подобрали внушительный. Дмитрий Киселёв, генеральный директор международного информационного агентства, заместитель министра культуры РФ Елена Миловзорова, джазовый журналист и продюсер Михаил Иконников, и собственно, саксофонист Сергей Головня.

Дмитрий Киселёв в 2003 году был одним из сооснователей международного джазового фестиваля в Коктебеле. В этом году фестиваль президента Лилии Млинарич по понятным политическим мотивам переехал в Украину, в Одесскую область, а крымский Коктебель получил фестиваля-близнеца Koktebel Jazz Party.

По словам Дмитрия Киселёва, на фестиваль не было прямого госзаказа, финансирование осуществляет МИА «Россия Сегодня», но живой интерес Президента Владимира Путина о том, будет ли в Крыму кипеть культурная жизнь, был тем не менее ему озвучен.

Пул спонсоров, по признанию Киселёва, как таковой существует, но эти договоренности пока не оформлены письменно, поэтому на пресс-конференции спонсоров не назвали, уточнив лишь, что среди них нет ни одной крымской компании, включая винных производителей. Бедственное положение крымского бизнеса не позволяет им спонсировать культурные события.

Елена Миловзорова подтвердила свою любовь к джазу, сославшись на всестороннюю поддержку, которую готово оказывать её министерство, не уточнив, впрочем, никакой конкретики.

Журналист и продюсер Михаил Иконников порадовался тому, что этот проект вернул его в активную джазовую жизнь, и представил международных артистов open air фестиваля. Это - трубачи Tom Harrell, Jeremy Pelt и Валерий Пономарев, вокалистка Deborah Brown.

Из российских участников - Большой джазовый оркестр Петра Востокова, Феликс Лахути и группа «Фанки Лэнд», квартет Дениса Швытова, трио Антона Давидянца, вокалистки Анна Бутурлина и Карина Кожевникова, Иван Фармаковский и Яков Окунь в интернациональных составах.

Разбавить фестивальный джаз-мейнстрим арт-директоры Сергей Головня и Михаил Иконников решили фанк-командой The Jamal Thomas Band, тувинским Хуун-Хур-Ту и кубинским квинтетом Maraca Ramon Valle.

Под вопросом стоят гитарист Энвер Измайлов и «кто-нибудь из видных блюзменов».

Фестиваль пройдёт на двух площадках, на главную сцену вход платный, а на открытой сцене для молодых музыкантов - бесплатный.

Дмитрий Киселёв не раскрыл бюджета мероприятия, сославшись на то, что список участников до конца не утверждён, и не все технические и бытовые райдеры получены. Из такого заявления можно предположить, что сегодня точного бюджета нет, но денег найдут. Тем более что гостевые ложи для чиновников министерства культуры РФ предусмотрены, и это как нельзя лучше иллюстрирует стремление российских властей превратить Крым в прибежище светской жизни.

Список участников, как уже говорилось выше, окончательно не сформирован, и это чисто теоретически даёт шанс молодым артистам, которые хотели бы попасть на молодёжную сцену. Впрочем, знакомство с программой фестиваля и рассуждения арт-директора Михаила Иконникова о вторичности и глубоком убожестве молодежных кавер-групп дают повод подумать о некоторой необычности отбора молодых групп, принципы которого так и не озвучены.

Можно констатировать, что лайн-ап фестиваля - в первую очередь представители российских джазовых музыкантов среднего поколения, которые сейчас в силу возраста, опыта и энергичности правят бал.

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости музыки NEWSmuz.com»

17/06/2014 - 21:33   Микс   Концерты, Джаз
14-15 июня в Архангельском состоялся XI международный фестиваль «Усадьба Джаз».

Площадка «Аристократ» на нынешней «Усадьбе Джаз» была полностью отдана музыкантам из Нового Орлеана. Это масштабный и амбициозный проект, который «отъел» значительную часть бюджета фестиваля и состоялся благодаря слаженной работе устроителя фестиваля агентства «Арт-Мания» во главе с президентом Марией Семушкиной, посольством США в России и спонсорам Ингосстрах Exclusive и Volvo Cars Russia.

Новоорлеанские музыканты устроили шоу
Новоорлеанские музыканты устроили шоу

Открывал новоорлеанскую тему смешанный российско-американский состав Moscow-New Orleans Project, в котором из наших музыкантов участвовали Дмитрий Мосьпан, Иван Фармаковский, Саша Машин и Макар Новиков. Коллектив перспективный и интересный, но, по мнению корреспондента «Новостей музыки NEWSmuz.com», немного сыроватый. Требовать от мастерского и крайне интересного пианиста Ивана Фармаковского полного погружения в архаичный новоорлеанский джаз - и наивно, и не нужно. Музыкант современный, его фортепианные соло - безусловно, украшение новообразованного секстета, но хотелось бы уточнить, какие задачи ставились перед этим коллективом. Если педантичное воспроизведение музыки джаз, какой она была восемьдесят лет назад, то получилось немного не то. Тромбонист Michael Watson, как и трубач Ashlin Parker, дают сочные соло каждый по отдельности, но духовая секция на троих совместно с саксофонистом Дмитрием Мосьпаном производит временами распадающийся звук, вызывающий лёгкие подозрения в какофонии.

Зрители на «Усадьбе Джаз 2014»
Зрители на «Усадьбе Джаз 2014»

Более удачными стали выступления аутентичного американского коллектива Clarinet Road by Evan Christopher и группы Tara Alexander. У первых слышался здоровый заводной би-боп, а Tara Alexander познакомила москвичей с осовремененными спиричуэлс и госпелом, и даже только ради этого выступления стоило организовывать столь сложный и капризный механизм, как фестиваль на сорок тысяч гостей. Это полезный с образовательной точки зрения приезд, и довольно странно, что он оказался интересен так называемым простым слушателям, а никого из ведущих московских джазовых вокалисток на площадке замечено не было. Мощный голос Тары и ее бэк-вокалисток разносился по всему Ильинскому шоссе, и было бы любопытным найти среди российских исполнительниц хотя бы одну, которая бы повторила нечто подобное.

На редкость грамотно обстояли дела на площадке «Каприз», которая была отдана российским джазменам и где управлял процессом ведущий Кирилл Мошков, главный редактор профильного джазового СМИ портала Джаз.ру. Уровень мастерства этого ведущего ещё раз доказал давнюю и всем известную истину. Для того чтобы быть хорошим спикером, надо прежде всего быть хорошим письменным журналистом и досконально знать предмет своей страсти. В отличие от ведущей более престижной площадки «Партер» Тутты Ларсен, которая по три минуты ищет словосочетание «джазовые аранжировки», и так его и не находит.

Совершенно не стоит волноваться за Вячеслава Горского и группу «Квадро». У наследников советского джаз-рока, и последователей творческих находок Алексея Козлова всегда все в порядке. Лучшие традиции в исполнении опытных музыкантов, пропахавших всю страну, желать большего просто преступно.

Алёна Тойминцева
Алёна Тойминцева

Как обычно эффектно выступила Алёна Тойминцева с группой Think Twice, один в один имитируя нео-соул и нео-фанк приёмы Эрики Баду. Возможно, за границей таким материалом вряд ли кого-то можно удивить, но в недокормленной хорошей музыкой России проект будет жить долго и благополучно. Уровень Алёны подтверждён и призами на международных фестивалях, и согласием на коллаборации с совсем ещё юной вокалисткой более чем именитых и заслуженных мастеров джазового дела пианиста Дмитрия Илугдина и трубача Айка Григоряна. Благодаря проекту «Голос» и подросшей медийности исполнительницы в её сет на площадке «Каприз» наблюдалась самая большая концентрация слушателей на один квадратный сантиметр, а после выступления – общение и автограф-сессия с фанатами.

Антон Беляев
Антон Беляев

К сожалению, из-за контр-программирования часть публики схлынула на Антоне Румянцеве (в то же время начал свое выступление Антон Беляев на площадке «Партер»). И напрасно! Саксофонист и аранжировщик со своим квартетом уже давно и стабильно исполняет джазовое переложение музыкального творчества группы «Нирвана». Программы не новая, но удивительным образом не надоедает. Сыгранный, убедительный, достойный мужской джаз, в котором даже при всем предубеждении против подобных экспериментов невозможно найти изъянов. У Антона Румянцева, как и у других флагманов российского джаза Игоря Бутмана и Вадима Эйленкрига, есть одно хорошее качество: они играют сложную и «завернутую» музыку понятно. Благодаря чему привлекли в число почитателей джаза немало новых слушателей, которые раньше сложнее группы «Ранетки» ничего не переваривали. Удаётся этот трюк Антону Румянцеву ещё и за счёт вплетения в джазовую канву известных мировых хитов. На «Усадьбе Джаз» у него тоже не обошлось без хулиганства. В «Нирвану в джазе» он одним ему известным способом внедрил джазовый стандарт Summertime, который, скажем так, уже давно перекочевал в разряд эстрадных шлягеров.

Marcia Castro из «Партера» оказалась наискучнейшей исполнительницей, которая смешала и латиноамериканские ритмы, и электронику, и поп-рок, и трип-хоп, но ничего в результате не получила. Как-то непонятно, чем можно было бы под такую музыку заняться. Танцевать – не получается, предаваться гастрономическим или чувственным изыскам – тоже мимо, остаются только головная боль и досада от набора звуков, которые ничего не дают ни телу, ни душе.

Про Bugge Wesseltoft хочется высказаться в духе героини Оксаны Робски. Bugge Wesseltoft как Bugge Wesseltoft (в оригинале Бегбедер как Бегбедер). Красиво, модно и … предсказуемо. Со времен своих первых альбомов в конце девяностых прошлого века под общим названием New Conception of Jazz композитор не сдвинулся ни вправо, ни влево. Что одновременно и хорошо, и плохо. Плохо, потому что многие композиторы, единожды найдя свой стиль, так и остаются в истории мировой музыкальной культуры как мастера одного открытия. Хорошо, потому что его многочисленные российские последователи увидели то, что ожидали. Всё-таки познакомиться вживую с тем автором, которого мы боготворим по CD, большая слушательская удача. Нельзя считать полноценным знакомство с тем или иным музыкантом без опыта живого концертного сопереживания.

Леонид Агутин
Леонид Агутин

И логично, и закономерно, и наконец-то - на «Усадьбе Джаз» появился Леонид Агутин, самый солнечный российский хитмейкер, с его невообразимым богатством латиноамериканских ритмов. По образному выражению Александра Ф. Скляра, который был хедлайнером фестиваля в прошлом году, джаз – это все, что не попса. А уж по этому-то признаку Агутин давно джазмен!

А настоящим открытием первого дня фестиваля оказался задвинутый на скромную и проходную площадку Jazz Club исполнитель на редком инструменте колёсной лире испанец Marc Egea. Вот уж действительно музыкант, который общается с Богом без посредников и сообщает миру нечто новое и неслыханное.

Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана БОБРОВА

Нино Катамадзе на «Усадьбе Джаз 2014»
Нино Катамадзе на «Усадьбе Джаз 2014»

Салют

Страницы