Выпускник «Гнесинки» Александр Сипягин остался в Америке в девяностых прошлого века на волне своих первых исполнительских успехов. После победы в ростовском конкурсе молодых исполнителей в 1990-ом, он поехал на родину джаза в составе ансамбля «Зелёная волна», который Александр Осейчук собирал из молодых многообещающих выпускников Российской Академии музыки и джазовых колледжей со всей страны.
«Зелёная волна» выступала на Corpus Christi Jazz Festival в Техасе. Затем у него был International Louis Armstrong Competition в Вашингтоне. Алекс Сипягин отвоевал четвертое место, и получил в подарок трубу из рук Clark Terry от производителя Bach, компании, основанной в 1918 году трубачом и инженером Vincent Schrotenbach (ставшим известным под псевдонимом Vincent Bach). Среди индорсеров Bach, которая не производит ничего кроме труб, тромбонов и флюгельгорнов, значится только один русский - солист оркестра Большого театра трубач Алексей Корнильев.
Сипягин осел в Нью-Йорке, и буквально через год джемований получил первую регулярную работу в Gil Evans Band. И понеслось! «Надцать» лет с составами Дейва Холланда, туда же Michael Brecker, а на закуску The Mingus Big Band.
В четырёх альбомах Mirages (2009), Generations (2010), Destinations Unknown (2011), Live At Smalls (2013), From Reality And Back (2013) Сипягин выступает и как трубач, и как композитор. В записях вместе с ним принимали участие гитарист Pat Metheny, басисты Dave Holland и Борис Козлов, ударник Johnathan Blake.
Среди русских музыкантов, закрепившийся в США и достигших там определённых успехов, традиционно называют Валерия Пономарёва и Алекса Сипягина, по иронии, они оба трубачи. Их знают в Нью-Йорке, но в Москве их имена сообщают нечто волнующее и тревожащее душу только интеллектуалам старой закалки. Молодые московские барышни записываются в фан-клубы к Дмитрию Мосьпану и Ивану Фармаковского потому что они здесь, рядом, у них посты с картинками каждый день в социальных сетях, а кто такие эти седовласые граждане Валерий и Алекс? И это, конечно, проблема промоутеров, а не музыкантов. Которую, впрочем, вряд ли получится решить в обозримом будущем. На тридцать приличных джазовых музыкантов – один аналогичный по качеству менеджер. В противовес поп-музыке, где вокруг любого поп-певца крутится с десяток менеджеров на ставке и ещё добрая тридцаточка фри-лансеров.
Описывать музыку в словах – дело неблагодарное, а музыку джаз – так и вдвойне. Алекс Сипягин и трио Саши Машина играют современный джаз. И этим всё сказано. Кто плавал – тот поймёт. Наступательный, агрессивный, безапелляционный modern jazz. Тут не до мелодизма и кошечек. Одна из проблем интеллектуальной музыки – её свобода от навязываемых смыслов. В песнях, что на русском, что на английском, слушателю не надо думать самому. В словах заложен какой-то, пусть и незамысловатый смысл, вся проблема только в свободном владении иностранным языком. В музыке Алекса Сипягина нужно думать самому, оставаясь наедине с композитором, и следуя его воле, самому создавать в воображении образы и смыслы.
Куда как проще на футболе – показатели исключительно количественные, по числу голов. И если кто не понял сам – комментатор в кабинке.
Дарья БЕЛЕЦКАЯ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Комменты