Дмитрий Ухов: Центр "Дом" существует потому, что должна быть альтернатива

Отмечает свое шестилетие культурный центр "Дом", хорошо известный московским любителям музыки с "неправильной резьбой" – самая необычная концертная площадка в Москве, "консерваторский зал с барной стойкой" и "клуб, в котором выступают академические музыканты", как характеризуют его порой. В широком же смысле "Дом" представляет актуальную музыкальную культуру.

Этот год выдался очень непростым для "Дома", но "домочадцы" не теряют присутствия духа. Рассказывает член "Домкома", устроитель "домашнего" фестиваля "Альтернатива",  президент ассоциации московских джазовых журналистов и музобозреватель радио "Культура" Дмитрий Ухов. Беседу вел Михаил Визель (polit.ru).  

Шестилетие – дата  не круглая, но очень важная для "Дома", потому что это первый год, проведенный им  без своего основателя и вдохновителя Николая Дмитриева (скончавшегося 10 апреля прошлого года). С чем "Дом" подходит к этой годовщине?


Во-первых, с убеждением, что кадры решают все и что незаменимые люди всё-таки есть. Дело, которое делал Дмитриев — это было трудное дело в трудной области, уникальное для нашей страны. Все приезжающие к нам артисты просто представить себе не могут, что у нас на таком уровне всё поставлено: дизайн, зал, обстановка, реакция публики. Когда Коля умер, казалось, что всё или обвалится, или будет идти, как шло. Теоретически можно было бы найти человека, который занял бы его место, но реально его никто не занимает: никто не готов бросить свою работу, а те, кто готов — не те люди. Так что получается коллективное руководство, которое еще не обрело форму.
Во-вторых, так совпало – и может быть, не случайно совпало, что общая обстановка в стране не способствует альтернативе – в широком смысле слова. Всегда, когда создается что-то централизованное, гигантское, места любой альтернативе остается всё меньше и меньше. И вот уже один фонд, на который мы могли рассчитывать – фонд Сороса — в России не работает, последний год нас финансирует Фонд Форда – а он дал Дмитриеву баснословные деньги, правда не на "Дом", а на другой, более поздний  его проект, совместный с композитором Владимиром Мартыновым "Центр развития и поддержки новой музыки "Девоцио Модерна",  и обеспечивал этнические проекты "Дома", и в этом годупримерно четвертую часть "Альтернативы" (я  не  вправе называть цифр, но это небольшие цифры). Взвинтил цены сад "Эрмитаж",  и мы теперь просто не знаем, где проводить наш выездной летний фестиваль этнической музыки "Этна".
Не исключено, что это косвенно стало причиной Колиной смерти: он встал перед проблемами, перед которыми раньше не стоял — деньги, раскрутка. "Дом" не занимает того места, которое мог бы занимать – вот "Альтернатива" совпала с "Пасхальным фестивалем" Гергиева, и все критики ринулись туда, потому что всем нужно что-то имперское, грандиозное.   
Так что год был трудный, но проведен достаточно достойно. На твердую четверку.


А кто еще спонсирует программы "Дома"?

Ну вот, например, на приезд польского дуэта очень большие для себя деньги дали польские институты культуры — головной, имени Адама Мицкевича, и местный, московский.

Почему СМИ не оказывают того внимания "Дому", на которое он, по Вашим словам, мог бы рассчитывать?

В начале 90-х дикторы центрального телевидения с придыханием произносили, условно говоря, фамилии Шнитке и Губайдулиной. Теперь произносят без придыхания. Переворотившись, все возвращается на круги своя. Но в первую очередь это относится к электронным СМИ (кроме интернета). Бумажные же СМИ я должен поблагодарить, они проявляют интерес к "Дому" – в меру своих возможностей, естественно. Например, недавно мы нашли союзника в лице "Ежедневной газеты", которая пишет о многих наших акциях.

Я знаю, кто это пишет...

Да, Григорий Дурново!  И еще в «Культуру» музыковед Ирина Северина. Сунься он на радио "Тройка", ничего бы  и не получилось. Тут надо еще иметь в виду, что у нас формы музыкальной жизни сильно отличаются от мировых. У нас "выставочная ментальность". Человек получает международную премию – журналисты начинают кампанию по интервьюированию новоиспеченного лауреата.  А через полгода его уже забыли навсегда.
Есть и еще один момент. С того времени, как  появились цифровые носители, музыка перестала занимать то место, что раньше. Зачем ходить на концерт, покупать диск, если можно скачать из интернета и переписать на болванку? Поэтому сейчас все вкладывают в аудиовизуальное искусство.

Можно ли как-то сформулировать параметры, по которым вы решаете — этот артист будет выступать в "Доме", а этот – никогда?

Я бы сказал так: в "Доме" не будет выступать тот, кто легко выступит в другом месте.
То есть вы сознательно ставите себя в положение маргиналов?
Ну надо же кому-то быть альтернативным, условно говоря. Но на практике это не всегда выдерживается, конечно. Вот сейчас у нас очень неплохо получается сотрудничество с Александром Чепарухиным и его компанией Greenwave. Только артисты, которых он привозит, выступают у нас с более камерной, с более элитарной программой — как, например, Филипп Гласс, который провел в "Доме" своего рода "мастер-класс" или лекцию.
Порою в "Доме" выступают настоящие звезды авангарда и "мировой музыки", проходят очень дорогостоящие большие гастроли, как недавний приезд японского оркестра "Шибушаширазу". 

Вот на дне рождения "Дома" будет выступать экс-вокалист культовой группы. Как организуются такие большие истории?


Как и везде. За шесть лет наработаны связи. "Дом" входит в международную тусовку. Существуют гастрольные планы, фестивали. Люди едут в Европу или проезжают мимо России. С японцами – отдельная история. Я бы лично не стал приглашать этот оркестр, я  не думаю, что приложенные усилия оправдались, но это была Колина идея, у него были особые связи с Японией и с этим оркестром.


А в финансовом смысле этот большой концерт (проводившийся даже не в "Доме", а в "Точке") оказался успешным?

Ну, я думаю близко к положительному нулю. Но я сознательно не вдаюсь сейчас в финансовые подробности. Я с 1993 года являюсь  худруком, продюсером и чем угодно фестиваля "Альтернатива" — и я не знаю сейчас, сколько стоят гостиницы для артистов и какие им платят гонорары.

Но у вас ведь есть кто-то, кто этим занимается?

Ну вот как раз сотрудники "Дома" и занимаются.

А каков штат "Дома"?

Небольшой – человека четыре, не считая технического персонала. Бухгалтер, PR-менеджер и тому подобное.

Это их постоянная работа?
Да, конечно. Они получают зарплату – чуть ниже среднего чиновничьего уровня в Москве. Но часть сотрудников еще продвигают свои творческие проекты.  Еще есть "домком" – общественный совет, в который входит человек семь-восемь, я в том числе.   И работает он – соответственно - на общественных началах. Когда я проводил самые первые "Альтернативы", я  на них что-то зарабатывал, но это не закладывалось в планы.