- В данный момент я занимаюсь разгребанием завалов. В нашем Продюсерском центре уже очень много артистов. Когда были «Любэ» и «Иванушки», было тяжело, потому что приходилось много песен писать. Потом появилась «Фабрика-1». После нее - «Фабрика», «Корни», Миша Гребенщиков и Юля Бужилова. Стало еще тяжелее. Сейчас с пятой «Фабрики» у нас шесть артистов, и нужно каждому сделать по альбому. Мне становится страшно, потому что уже действительно фабрика началась. Такой поток, который я сам спровоцировал, запустил, а остановить невозможно. Там все-таки живые люди. Они хотят работать, петь, быть популярными... Недавно закончили альбом «Любэ». Сейчас надо срочно записать пару летних хитов «Иванушкам», у которых тоже юбилей в этом году, десять лет. И по песенке «Фабрике» и «Корням».
- Это все сочинительская работа. Но страна вас знает как продюсера. В этом качестве чем вы занимаетесь?
- Созданием музыкально-идеологической концепции для групп и исполнителей. В основном для групп, потому что с ними мне работать проще. Если артист - имя и фамилия - может в один прекрасный момент уйти, то группа - это несколько другое, это уже наше совместное предприятие. Я считаю себя одним из участников групп «Любэ» или «Иванушки». Полноправным членом коллектива, который разве что не пиарится, не выходит на сцену и так далее.
- Но вы ведь выходили на сцену с группами?
- Конечно. Как только я окончил музыкальное училище, это было в 80-м году.
- А с «Любэ», уже будучи их продюсером?
- Два раза. На десятилетнем юбилее. И вот сейчас, на недавнем 15-летии, Николай представлял членов коллектива, а потом - продюсера. Я вышел, и мы исполнили песню «Ты неси меня, река».
- А в клипах не снимались?
- У Жени Белоусова один раз в песне «Девчонка-девчоночка». Это были первые клипы, снятые на видео, совсем убогие. И я там сыграл роль олигарха, который соблазняет молодую девушку.
Железный поток
- Вы сказали: «Фабрика звезд» - это поток, который не остановить». Что вы имели в виду?
- Я имел в виду то, что весь этот проект делится на несколько этапов. Первый этап - телевизионный, где раскручиваются некие персонажи. Причем во время раскрутки у них немного съезжает крыша в этом застеколье. Винить их в этом нельзя, потому что они тут абсолютно ни при чем.
- Так ведь им это внушают психологи, педагоги, гости программы. А был кто-то на вашей памяти из этих ребят и девчонок, кто не купился на это? Кто сказал: знаю я цену этим разговорам, я еще не звезда, мне еще надо много работать?
- Были люди, которые выходили оттуда и не подписывали контракта на дальнейшую работу. Но не потому, что, мол, я еще не очень, а наоборот: я уже настолько сформировавшаяся звезда, что этот уровень не для меня, меня ждут другие горизонты.
- А девочка, которой вы дали лично 30 тысяч на альбом? Получилось?
- Юля Бужилова? Я считаю, что это очень талантливая девочка. Я ее долго затаскивал на «Фабрику», потому что такие люди сами туда не идут. И мы уже в течение двух лет пытаемся выпустить ее альбом: я просто боюсь, потому что неправильно выпущенный альбом - это сразу на артисте крест. И я боюсь, что мы не сделаем хита с ней.
- Время еще не пришло?
- Да. К сожалению, у меня пессимистичные взгляды на то, как сейчас развивается шоу-бизнес: узкое форматирование того, что должно быть на радио, телевидении. Все остальное, что не попадает в эти рамки, не выживает. Вот группа «Корни», казалось бы, абсолютно попсовая и форматная, а песню «Ты узнаешь ее» не брала ни одна радиостанция, включая «Русское радио». Считали, что это не формат, тяжело, это не пойдет. А уж Бужилова - там совсем не формат.
Кто на «Фабрике» начальник
- Уточните одну деталь. Вы говорите: я буквально тащил ее силком. Что дальше? Вы ее привели и сказали членам жюри: эта девушка должна быть... Или она тоже честно прошла все отборочные туры?
- По правилам там нет такого, что людей должно отбирать жюри объективно. Там главный человек - продюсер. На первой «Фабрике» были пять человек моих личных...
-
Ставленников?
- Да. Я их просто привел, а иначе невозможно было
сделать. Потому что набрать за 3 дня людей, а потом сделать из них артистов
очень тяжело.
- А вся эта толпа, стоящая вокруг
«Останкино»?
- Это на 95 процентов люди, которые просто «уколоты»
телевидением.
- Так есть какой-то шанс для человека с
улицы?
- На первой «Фабрике» были 16 человек, из них 5 - моих.
Остальные - прошли отбор. Были интересные люди. На последней «Фабрике» три
продюсера: я, Фадеев и Алла Борисовна.
- И каждый по пять человек
привел?
- Мы смотрели, кто приходит, и просто отбирали.
-
Ну да, без Куки тоже скучно было бы.
- На том, чтобы выбрать Куку,
настояла Алла Борисовна - она как-то ее «просекла».
- «Фабрика звезд»
- это надолго?
- Сложно сказать... 5 «Фабрик» по 18 человек - это 90
артистов. Из них действующих можно по пальцам пересчитать, остальные не
задействованы никак.
- А может, причина погибели проекта в другом? Кто
может быть на следующей «Фабрике» продюсером и свадебным генералом? Под кого
делать шестую «Фабрику»?
- Есть Константин Меладзе, Владимир
Матецкий. Еще, может быть, Дробыш.
- Вы сейчас говорите о
профессионалах, но Дробыш все-таки не народный герой, он шоу не
вытянет.
- Когда меня «подписывали» на пятую «Фабрику», я говорил,
что не могу, зашиваюсь. Давайте, говорю, будет несколько продюсеров, разберем по
2 - 3 артиста каждый. И будем их вести. Какой-то смысл в этом есть. Каждый может
двух потянуть, вывести в люди. Правда, другие моменты начинаются, потому что там
же выживание. Чьи артисты будут вылетать?
Лично
причастен
- Вы считали, на скольких альбомах стоит ваше
имя?
- У «Любэ» 10 альбомов, у «Иванушек» 6 штук...
- Ну и
еще, наверное, какие-то заказы со стороны принимаете...
- У меня не
хватает времени писать песни на сторону. Крайне редко, когда просят.
-
А никогда не хотели заняться рок-проектом?
- Честно говоря, нет.
Рок-музыка у нас вообще отсутствует как форма существования. Если отнести
Земфиру или «Мумий Тролль» к року, то тогда есть. Хотя я думаю, это вряд ли
рок.
- Возьмем «ДДТ» - ведь рок. Или тоже нет?
- Боюсь, что
все же не рок. Рок в основе своей - это воздействие на организм человека другими
способами, нежели текст и мелодия. Это абсолютно другая форма
подачи.
- А вы сами рок-музыку зарубежную слушаете?
- Я все
слушаю. Новогоднюю песню с «Корнями» записали - абсолютно рок-н-ролл. Причем не
такой традиционный, а сделали стилизацию под старый рок-н-ролл. Сняли клип.
Реакция - ноль. И клип не пошел, и песня не пошла.
- Были случаи,
когда вы, видя интересного артиста, говорили: давайте, ребята, поработаем со
мной, - а вам отказали?
- Я на первую «Фабрику» хотел позвать одного
парня, он мне понравился по имиджу. Я говорю: вот «Фабрика», давайте. Он мне:
нет, нас это совсем не интересует, коммерческая история, телевидение, а мы - в
своей культуре.
«Не такой уж я всемогущий»
-
Есть проблемы в шоу-бизнесе, которые вы не в состоянии решить? Допустим, не
можете раскрутить какую-то группу, вам упорно отказывают на каком-то
канале?
- Безусловно.
- То есть ваше имя не является такой
«корочкой», перед которой открываются все двери?
- Ничего подобного.
Наоборот, в ситуациях с ГАИ только хуже бывает: продюсер, значит, выпил. И с
радиостанциями есть проблемы, так что абсолютно никакой «корочки». На общих
основаниях.
- А как вы относитесь к мюзиклам?
- Не очень
хорошо отношусь. Туристический жанр. Не понимаю, почему до сих пор у нас делают
мюзиклы, как они выходят на ноль.
- Давайте к «Любэ» перейдем. Поговорим об
альбоме «Рассея». Вы ведь не тот продюсер, который сидит в студии и кнопки
нажимает. Когда возникает альбом, вы стоите у истоков, идею прорабатываете с
самого начала. Как это бывает? Вызывает Матвиенко Расторгуева: «Коля, есть тема,
надо писать патриотический альбом»...
- Все на самом деле спонтанно
происходит. Как и у всех. Начинается запись песен, а потом... Мы достаточно
плотно работаем с одним из продюсеров Первого канала Анатолием Максимовым,
который занимается фильмами. Началось с того, что он предложил написать песню
для сериала «Гибель империи». И текст был тех времен неизвестного автора. А
когда Никита Михалков привез стихотворение Туроверова, я решил, что все, уже
вариантов нет. И сделали песню «Мой конь». А потом - альбом «Рассея». Хотя я
понимал, что это будет не самый коммерческий альбом «Любэ».
Уже когда мы
все сделали, записали, я подумал: и так много разговоров, что мы исполняем заказ
Кремля. Я как на духу говорю: вообще не было заказа. И еще у меня возникли
опасения, что такой альбом может «Любэ» навредить. Принято считать, что если
«Любэ» находится на границе между роком и поп-музыкой, то им нужно в принципе
быть в оппозиции власти. А потом решил: как будет, так и будет. У нас все чисто,
никаких политических заказов нет. Это наша позиция...
- Расскажите о
сотрудничестве с Никитой Михалковым.
- Началось с того, что они с
Расторгуевым летели в самолете и решили, что неплохо было бы что-то вместе
сделать. Никита принес потом мне действительно хорошие стихи Туроверова. Сначала
мы записали казацкую песню, она не вошла в альбом.
Потом наконец
придумал песню про коня. Записали: вокал - Николай Расторгуев и Никита Михалков.
По-моему, Никите очень понравилось. Когда к юбилейному концерту «Любэ»
готовились, он звонил и интересовался: как там? Приходил на все репетиции, на
концерте надо же петь живьем. Он учил свой голос, свою партию. Вот это меня
поразило. Для него это была абсолютно новая поляна.
О
разном
- Бывает так: вы написали песню, но не уверены, кому
ее отдадите. Или сразу: эта - для «Любэ», эта - для «Иванушек»?
- Я
стараюсь сразу писать «адресно» - для определенного артиста. Для «Иванушек»
писать сложнее, их трое.
- С «Любэ» проще работать, чем с
«Иванушками»?
- Проще. В «Любэ» я работаю с одним
человеком.
- Не устали от жизни такой?
- Я не могу писать
12 альбомов в год. Я собираюсь начать продюсировать продюсеров. Взять 3 - 4
толковых людей, и каждый будет вести отдельных артистов.
- Вы
женаты?
- Женат.
- Дети?
- Пятеро.
-
Сколько младшему?
- 3,5 года. Старшему 21 год.
- Все пятеро
от одного брака?
- Да ну что вы...
- Вы слушаете что-то,
что выходило в последние годы?
- Да, я очень люблю танцевальную
музыку.
- А для души?
- Я слушаю для души в основном
chill-out, сборники расслабляющие. А вообще меня уже и звуки раздражают, и
количество музыки. Для удовольствия музыку не слушаю, только для расслабления.
Комменты