28 и 29 марта в московской музыкальной школе имени В.И.Мурадели состоялись мастер-классы Тамары Ильиничны Синявской, народной артистки СССР, солистки Большого театра, профессора, заведующей кафедрой вокала РУТИ-ГИТИС. Мастер-классы для молодых оперных певцов проходят всего один раз в год, и каждый длится около четырех часов. Встречу с известной певицей ждут с огромным нетерпением, многие мечтают прослушаться у Тамары Ильиничны, подают заявки на сайте «Фонда музыкального наследия Муслима Магомаева» и приезжают из разных городов: от Санкт-Петербурга до Новосибирска.
Умный, ищущий певец даже после 15-20 минут пения «под присмотром» опытного вокального педагога может полностью пересмотреть свою привычку петь, правда, если запомнит советы и свои вокальные ощущения. Важно именно на раннем этапе, когда у исполнителя уже появилась начальная техника пения, а голос еще свеж, получить тот самый ценный урок, который поможет определиться, в каком направлении стоит развиваться, что петь – а что пока петь рано.
В этом году в мастер-классе приняли участие 13 певцов, и некоторым из них Тамара Ильинична подсказала более точно выбирать репертуар. Из других важных советов - почти каждому певцу – необходимо было уделять больше внимания слову.
При исполнении мелкого текста, по мнению Тамары Синявской, желательно больше артикулировать, «все остальное идет на дыхании».
Меццо-сопрано из Пермской консерватории Тамара Ильична порекомендовала беречь грудной регистр голоса и не злоупотреблять им. Иногда меццо-сопрано бывает сложно контролировать нижний регистр, так как он открывается естественно. Но голос и свои низы надо меццо-сопрано беречь. «Сначала ты поешь грудью до-ре-ми-бемоль, потом ми-фа, потом поднимаешься на фа-соль. Именно так теряется середина. Здесь может помочь только контроль и сила воли», - посоветовала Синявская.
Для эффективной работы на репетициях был рекомендован рецепт, которым певица сама пользовалась: «Надо всегда держать «глаза в нотах». Чтобы знать, с какой ноты начинается ария, и уметь сказать концертмейстеру, с какой ноты начать».
Во время урока Тамара Синявская находила оригинальные фразы, понятные для каждого певца: «Ты поешь арию так, как будто ворочаешь кирпичи, русской манерой» // «Музыкальные повторения у Моцарта создают напряжение, но их надо петь по-разному» // «Одень себя в моцартовский камзольчик».
Все эти замечания не случайны – ведь еще один важный нюанс, указывающий на интеллект певца: умение передавать стиль эпохи исполняемой музыки. Как показал первый день прослушивания мастер-класса, к сожалению, практически все певцы до встречи с Тамарой Ильиничной пели европейскую музыку в русской стилистике. Одна певица даже обратилась напрямую: «Я приехала спросить о том, как? Как мне это петь? Была в Европе – в жюри ни у кого не было претензий ни к технике, ни к голосу, но все сказали, что это не в стиле». В данном случае речь шла об арии Ромео из оперы Беллини «Капулетти и Монтекки».
С большим чувством такта и деликатностью Тамара Ильинична давала свои советы и замечания начинающим оперным певцам, иногда переводя что-то в шутку, чтобы исполнитель чувствовал себя более комфортно на сцене, и меньше волновался перед многочисленной публикой, присутствовавшей в зале.
В заключение стоит добавить, что с каждым годом заявок на участие в открытых мастер-классах Тамары Синявской становится все больше. Отбирают участников по анкетам, где основное внимание отводится репертуару, и на каком курсе высшего учебного музыкального заведения учится певец. Приоритет специально отводится старшим курсам, подразумевая то, что певец имеет хороший опыт и готов к профессиональной работе. Но, как показал первый день прослушивания, несмотря на тщательный отбор, диплом о высшем музыкальном образовании по классу академического вокала – еще не абсолютный показатель того, что певцу вообще стоит …петь для кого-то (кроме себя). Потому что помимо непреодолимого желания певца петь, остается еще робкое желание слушателя получать эстетическое удовольствие от великой музыки. Вопрос этот, конечно, не к данному конкретному мастер-классу и тем более не к уважаемой Тамаре Ильиничне, которая всей душой старалась помочь даже в самых трудных вокальных случаях. Провинциальный уровень исполнения некоторых певцов навел на мысль о том, что в оперу идут все, кому не лень. Однако, даже «купив диплом», где гарант того, что этот диплом сделает из тебя профпригодного певца? Петь ведь надо на сцене, а не на бумаге.
В этом плане гораздо эффективнее было бы проводить отбор не только по анкетам, но еще и по видео. В таком случае певцы, которые действительно будут работать по профессии, могли бы получить долгожданный мастер-класс у легендарной Тамары Ильиничны Синявской.
Екатерина АНДРЕАС, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Комменты