Павел Смеян - опера "Слово и дело". Часть первая - "Дело"

Вопрос о существовании в России такого жанра, как рок-опера, уже в течение многих лет вызывает споры. Кто-то считает, что все спектакли, обозначенные таким образом, не что иное, как мюзиклы. Кто-то говорит об уже сформировавшейся отечественной рок-традиции.

А сами авторы иногда вообще не склонны причислять свои творения к какому-либо направлению. Новым поводом для дискуссий наверняка станет опера 'Слово и Дело', написанная Павлом Смеяном по мотивам повести Алексея Толстого 'Князь Серебряный'. Первая часть 'Дело', представленная на CD, создавалась целых 25 лет. Вероятно, плюсы и минусы произведения - следствие столь длительной работы.

С одной стороны, динамичный сюжет и литературная выразительность романа (в некоторых случаях в опере сохранен оригинальный текст Толстого), оказались для Смеяна благодатной почвой, на которой бурно расцвели рок-стилистика и выразительные приемы современного драматического театра. Как результат, все герои 'Дела' от Елены Морозовой, Князя Серебряного, Афанасия Вяземского и Иоанна Грозного до опричников и глашатая - характерны и рельефны.

С другой стороны, работа в 'Рок-Ателье' (игравшем в первой половине 80-х в театре 'Ленком') определенно наложила отпечаток на творчество Смеяна. Сходство с рыбниковскими рок-операми 'Звезда и смерть Хоакина Мурьетты', 'Юнона и Авось', точнее, с прочтением этих сочинений режиссером Марком Захаровым, прослеживается в построении спектакля, в аранжировках, в манере исполнения. Это и разговоры на фоне хора или просто фоновой музыки минималистского толка. И так восхищавшее и удивлявшее в свое время смешение музыкальных традиций - церковный текст (например, 'Отче наш', трек 9), наложенный на рев бас-гитар и грохот ударных, эмоциональный монолог на фоне церковного пения. Все это сделано грамотно, добротно, но: тривиально. Не трогают нынче рок-молитвы, не увлекают истеричные признания под визг электрогитар, а ничего более оригинального Смеян в своей опере не предлагает. Именно поэтому назвать какие-то номера оперы стопроцентными хитами сложно. Однако треки 12, 13 и 22 заметно выделяются из общей массы. Пожалуй, это один из самых необычных вариантов смешения отечественной фольклорной традиции с современными ритмами и звучанием, где фолк-интонации - не демонстрация архаизмов, а способ разнообразить и индивидуализировать музыкальный материал.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

И все же, надо учитывать, что звукозапись сценического произведения не дает полного представления о нем. Каркающие вороны, крики петухов и лязг инструментов в пыточной камере не способны заменить живое действие, происходящее на сцене. Для оперы Смеяна это тем более важно, потому что многие картины представляют собой монологи-воспоминания, где на сцене одновременно присутствуют и рассказчики, и персонажи повествования.

В диск 'Дело' вошло 38 треков, а также три бонус-трека - с 42 по 44, которые впоследствии должны попасть в 'Слово'. В записи оперы приняли участие актеры и музыканты Александр Лазарев-младший, Виктор Проскурин, Виктор Раков, Сергей Чонишвили, Жан Сагадеев, Дмитрий Варшавский, Дмитрий Певцов, Николай Парфенюк, Алена Ануфриева, Максим Непомнящий, Анатолий Абрамов, Константин Веретенников, Наталья Трихлеб, Федор Васильев и Павел Смеян. К диску прилагаются два буклета - с либретто и иллюстрациями Наталии Крыжановской. В общем, желающие могут отлично подготовиться к премьере спектакля.

Наталья Светлакова, Intermedia
Павел Смеян. Релиз диска состоялся в апреле.