Другими словами, среди российских (и не только) зрителей распространено мнение, что голосование на «Евровидении» отражает, в основном, культурное, политическое, историческое, языковое и другое единство или близость тех или иных стран, а не реальные музыкальные пристрастия зрителей. Что же по этому поводу говорит сухая статистика?
Если взять все оценки, которые разные страны поставили участникам конкурса и провести их кластерный анализ (то есть, попытаться найти страны, которые голосовали похожим образом, и по этому признаку объединить их в отдельные группы – кластеры), то мы увидим (см. рис. 1.1, 1.2, 1.3), что действительно существуют группы стран-«соседей», оценки которых из года в год оказываются весьма близкими между собой. Очевидно, это можно объяснить как похожими музыкальными пристрастиями людей, живущих по соседству, так и желанием поддержать соседа вне зависимости от его музыкальных талантов. Скорее всего, конечно, работают оба эти фактора и грань между ними довольно тонка. Обратимся к конкретным примерам.
Рис. 1.1. Сходство результатов голосования разных стран в конкурсе «Евровидение-2007»
Рис. 1.2. Сходство результатов голосования разных стран в конкурсе «Евровидение-2008»
Рис. 1.3. Сходство результатов голосования разных стран в конкурсе «Евровидение-2007»
При рассмотрении результатов кластерного анализа музыкальных пристрастий разных стран (через выставленные ими оценки различным участникам конкурса «Евровидение» за 2007, 2008 и 2009 годы), сразу бросаются в глаза три сравнительно устойчивые группы стран, которые из года в год голосуют очень похоже – это, во-первых, страны бывшей Югославии – Сербия, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Черногория. Во-вторых, страны бывшего СССР или точнее страны, находящиеся на европейской части Российской Империи в ее дореволюционных границах. Хотя здесь уже не все так просто. Если из «семьи» югославских стран более или менее заметно выбивается только Босния и Герцеговина, то среди стран бывшего СССР группировке по похожести оценок в той или иной степени поддаются только Россия, Белоруссия, Украина, Молдова. Причем Молдова попадает в эту группу, несмотря на то, что три года подряд вопреки музыкальному здравому смыслу ставит 12 баллов Румынии (которая в ответ честно ставит 12 баллов Молдове) – но в остальном голосование Молдовы пока еще все же такое, как и у нас. Наши прибалтийские соседи – Эстония, Латвия, Литва – легко группируются друг с другом, а вот будут ли их оценки ближе к «восточно-славянско-имперскому» кластеру, к которому помимо перечисленных стран часто примыкает еще и Польша с Израилем, или они окажутся более солидарны со своими северными соседями – Финляндией, Швецией, Норвегией – этот момент предсказать довольно сложно. Тем не менее, следует заметить, что в самостоятельный кластер прибалтийские страны не объединились – если Эстония чаще тяготеет к «скандинавскому блоку», то Литва и Латвия в своих оценках ближе к Беларуси, Украине, России. Закавказский блок стран – участниц бывшего СССР – Грузия, Азербайджан и Армения – на протяжении последних трех лет вообще не примыкают ни к какому кластеру и не группируются внутри себя, голосуя в целом весьма самобытно.
Третьим кластером, на который следует обратить внимание – это «скандинавская семья», состоящая из Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии (последняя, несмотря на довольно долгий срок, проведенный в составе Российской Империи, все же больше похожа по своим оценкам конкурсантов «Евровидения» на своих скандинавских соседей, чем на бывших соседей по империи). К этой группе также примыкает Исландия.
Также часто похожим образом голосуют Греция и Кипр, что объяснимо – в участие в голосовании принимает только греческая половина острова в Средиземном море. Близки музыкальные пристрастия Франции и Бельгии, что можно объяснить пересечением языкового и социо-культурного пространства. Ожидаемо похоже голосуют Испания и Португалия.
Можно найти еще какие-нибудь небольшие кластеры, но основной интерес, все-таки представляет нахождение ответа на другой вопрос – по какой причине страны разбились на подобные группы - что все-таки оказалось первичным – музыкальные пристрастия или добрососедские отношения? Для этого решим обратную задачу – посчитаем, сколько раз за три года каждая страна из перечисленных выше кластеров поставила своих соседей по кластеру на первое, второе и т.д. место. За каждое первое место, отданное соседу по кластеру будем присваивать стране 12 баллов, за каждое второе – 10 и т.д., потом просуммируем полученные баллы по кластеру и разделим на количество стран-участниц кластера и стран-участниц конкурса из данного кластера в конкретном году – получим Коэффициент Добрососедства данного кластера см. Табл. 1.
Таблица 1. Коэффициенты Добрососедства
Страны-Блоки (Кластеры) |
КОЭФФ. |
ДОБРОСОСЕДСТВА | |
Молдова-Румыния |
12 |
Югославский Блок |
6,46 |
Кипр-Греция |
6,00 |
Восточно-Славянско-Имперский Блок + Израиль |
4,68 |
Скандинавско-Прибалтийский Блок |
4,34 |
Испания-Португалия |
4,08 |
Франция-Бельгия |
0,17 |
Из Таблицы 1 видно, что наибольшими Коэффициентами Добрососедства (после абсолютного показателя Молдова-Румыния, а также показателя Кипр-Греция, который тоже был бы равен 12, если бы Кипр не только голосовал, но и пел) обладают «Югославский» и «Восточно-Славянско-Имперский» Блоки (последний включает еще и Израиль). Т.е. эти страны голосуют в большей степени исходя из добрососедских отношений, чем исходя из качества выступления. В «Югославском» блоке несколько в стороне стоит Босния-Герцеговина, за которую все югославские страны всегда с удовольствием голосуют, а вот ее голосование часто не похоже не голосование соседей. В «Восточно-Славянско-Имперском» блоке обращает на себя внимание Израиль, оценки которого на удивление похожи на те, которые выставляют Россия, Украина, Беларусь, Польша, Молдова и примыкающие к ним Латвия и Литва. Это единство только на первый взгляд выглядит удивительным. Очевидно, что это отдельная очень интересная тема, заслуживающая глубокого изучения. Ведь можно было бы ожидать единства оценок всего пост-советского пространства – но Армения, Грузия, Азербайджан, а также Эстония – голосуют год от года весьма независимо от какого-либо кластера, а вот оценки географически далекого, не совсем пост-советского и совсем не славянско-имперского Израиля уже третий год похожи на оценки Польши, России, Украины, Беларуси, Молдовы и отчасти Латвии и Литвы. Не имеем ли мы здесь дело с генетической памятью удивительного музыкального феномена, который можно обобщенно назвать «местечковый фольклор», на основе которого и было воздвигнуто в ХХ веке гигантское здание советской эстрады такими великими композиторами, музыкантами и исполнителями как Виктор Белый, Исаак Шварц, Исаак и Максим Дунаевские, Матвей Блантер, Леонид Утесов, Марк Бернес, Эдди Рознер, Иосиф Кобзон и многими другими. Ну что же – если данная гипотеза выглядит убедительно – следовательно, замечательная по мелодичности композиция коллектива Петра Налича, будем надеяться, найдет отклик, с одной стороны, у миллионов пост-советских людей, воспитанных на стихах советских поэтов, положенных на разнообразные местечковые мелодии, а, с другой – у миллионов жителей «Югославского» блока, которые так любят голосовать за «своих» из соображений добрососедства – а ведь Налич правнук известного боснийского тенора, выступавшего до революции в Белграде. Таким образом, потенциальная поддержка Петра Налича в этом году может оказаться значительно сильнее, чем та, которую получил в прошлом году молодой скрипач с белорусской фамилией Рыбак, когда его поддержали «Скандинавский» и «Восточно-Славянско-Имперский» блоки. А раз так, то Петру остается только хорошо спеть.
Sostav.ru
Комменты