Музыкальный социализм родился в январе 2000 года, когда Тим Вестергрэн с друзьями начал разрабатывать проект Music Genome Project (MGP), главным девизом которого стало «Поймать суть музыки на фундаментальном уровне!».
Марксизм-Вестергрэнизм
За столь нескладным слоганом на деле скрылась солидная стая скриптов, анализировавших отдельно взятую композицию по 400 признакам (по ритму, общей тональности, вокальных гармоник и прочим тонкостям, вплоть до наличия/отсуствия звуков органа) и выдававшим возможных «родственников» этой песни – того же направления, но другого исполнителя. Что характерно, истинно капиталистические признаки – «раскрученность» артиста и число продаж - системой никак не учитывались, что потом привело к жалобам пользователей на непонятно откуда возникших неизвестных артистов.
MGP развивался в течение долгих 6 лет, и итогом работы стало открытие революционного сервиса Pandora на его базе. Революционной, впрочем, «Пандора» стала не только из-за вполне социалистического духа проекта MGP: прежде всего, она позволила пользователям не только выискивать названия похожих композиций, но и прослушивать их, а также общаться с единомышленниками.
При этом в отличие от приснопамятного Napster'а и иже с ним сервис Pandora является легальным и не несущим никакого пиратского начала (по крайней мере, официально): система не позволяет произвольно выбирать треки и уж тем более скачивать их. Пользователь регистрируется в сервисе, вбивает список любимой музыки - и отправляется в свободное плавание.
Интерфейс сервиса построен на технологии Flash, обладает минимальной функциональностью, не забывая, тем не менее, расписывать в красках текущую звуковую дорожку, показывая даже обложку компакт-диска трека. За отправную точку выбирается трек, наиболее подходящий к музыкальным пристрастиям пользователя, и в дальнейшем все проигрываемые треки так или иначе высчитываются, исходя из списка любимой музыки; кроме того, есть возможность оценить текущую дорожку (нравится/так себе/не нравится), и эта информация, опять-таки, используется при подборе будущего репертуара, который можно дополнительно настроить, разбивая его на несколько потоков.
Для утешения правообладателей и для усмирения особо активных пользователей введены лимиты - разрешается пропускать трек не более 6 раз, кроме того, ограничено число песен одного исполнителя, предлагаемых для прослушивания. Дабы совсем успокоить нервы продюсеров, сервис предлагает купить проигрываемый трек тут же в окошке проигрывателя.
Не обошлось в «Пандоре» и без вечных блогов: пользователю разрешено общаться с другими пользователями, подбирая себе собеседника с похожими музыкальными пристрастиями.
В «пандоровской» бочке меда плавает, правда, кусок дегтя: есть хочется всем, в том числе и создателям сервиса, поэтому разработчиками введено 2 варианта регистрации – условно-бесплатный, но с рекламой, и честно-платный ($12 за 3 месяца), но зато без рекламы. Впрочем, рекламы не так много и она на нервы особо не действует.
Последнее радио
На самом деле термин «социальная музыкальная сеть» изобретен был отнюдь не создателями «Пандоры», а авторами другого музыкального проекта - Last.fm, базирующегося на несколько иной философии. Внешняя сторона этого сервиса - блоги, проигрыватель, системы оценок и прочее – чрезвычайно схожа с «Пандорой», но в глубинах Last.fm лежат абсолютно другие механизмы.
По большому счету, «Последнее радио» состоит из двух независимых модулей – Audioscrobbler, изготовленного Ричардом Джонсом, и собственно Last.fm, разработанного Феликсом Миллером, Мартином Стикселем, Михаэлем Брейденбрюкером и Томасом Вилломицером.
Audioscrobbler, рожденный как научный проект, является, по сути, обычным плагином для медиа-проигрывателя (при этом поддерживается большинство ОС и проигрывателей); предназначен «Скробблер» для захвата на лету проигрываемого музыкального трека и трансляции его в Сеть на сервер Last.fm – так формируется личный хит-парад треков, который становится визитной карточкой пользователя.
Далее происходят совсем уж волшебные вещи: сервис сравнивает треки со своей базой данных, подсчитывает довольно комичный Показатель Вкуса Пользователя, основанный на согласованности стилей пользовательских треков друг с другом, и выдает рекомендации по прослушиванию других треков, основанные на том, что и как часто встречалось в одном трек-листе с данными композициями у других пользователей в интересах и как часто упоминались эти композиции в блоге - то есть программа производит отбор не по математическим алгоритмам, а по статистическим. Если другой пользователь слушает то же, что и вы, но у него есть еще один дополнительный трек, то этот трек должны послушать и вы – такова общая философия проекта.
Last.fm может похвастаться довольно интересными мелкими возможностями: так, сервис позволяет отслеживать концерты групп в родном для пользователя городе, вывешивать композицию для всеобщего прослушивания (но не скачивания!) на любой HTML-странице -скажем, в блоге - и там же размещать списки последних прослушанных композиций; для удобства прослушивания можно организовать несколько радиостанций с разными направлениями музыки или набором исполнителей. Кроме того, создатели наладили контакт с онлайновым магазином Amazon.com и теперь предлагают при каждом удобном случае купить альбом на их сайте. Еще один приятный бонус - в отличие от «Пандоры» Last.fm может похвастаться поддержкой 11 языков мира, в том числе и русского
Ситуация же с регистрацией полностью повторяет «пандоровскую» модель – можно зарегистрироваться бесплатно и просматривать рекламу (в том числе контекстную), а можно ежемесячно платить $3 и рекламой не наслаждаться.
Ночь с «Аудиобабой»
Замыкают четверку лидеров еще 2 социальных музыкальных сервиса – MyStrands и проект с веселым для русского уха названием AudioBaba.
MyStrands в общем и целом не сильно отличается от Last.fm, пишет telnews.ru, хотя и не может похвастаться широтой возможностей последнего; музыкальные рекомендации здесь строятся на все тех же предпочтениях других пользователей – и при помощи занятного инструмента World Map можно посмотреть, каковы предпочтения у жителей разных частей света.
Недостатки у сервиса, в общем-то, такие же, что и у Last.fm: дело в том, что основная масса пользователей слушает достаточно «заезженные» шлягеры, и все списки «похожих» треков формируются раскрученными песнями - и при этом нераскрученные бриллианты в чарты пользователей попасть не могут в принципе.
Иное дело - сервис AudioBaba, тяготеющий, скорее, к заветам «Пандоры»; «Аудиобаба» представляет собой плагин к Windows Media Player, выполняющий аж 3 функции за раз. Во-первых, плагин сканирует все имеющиеся музыкальные файлы в компьютере у пользователя и создает особые «персонализированные» списки воспроизведения на основе имеющихся треков; вторая функция "Аудиобабы" – сбор информации о музыкальных вкусах пользователя, который необходим при расчете «похожих» треков; замыкает перечень особенностей рекомендательная система, основанная на загадочной технологии Triple Play Analysis, которая анализирует музыкальный трек и на его основе ищет подходящие треки в своей базе данных, а затем предлагает купить трек в онлайновых магазинах с возможностью прослушивания демо-версии трека; учитывается и субъективный фактор - то есть все те же вкусы пользователей.
У плагина есть и свой достаточно специфический недостаток: по словам создателей, «Аудиобаба» тратит на анализ каждой композиции несколько минут, поэтому первый запуск плагина, за которым следует сканирование всех аудиотреков, имеющихся на жестком диске, может затянуться надолго. «Вам может быть удобнее запустить программу на ночь», – не моргнув и глазом, сообщают разработчики на официальном сайте.
Вперед, к социализму?
С точки зрения правообладателя все вышеперечисленные сервисы чисты, как слеза ребенка: они позиционируют себя как онлайновую радиостанцию, не позволяя пользователю перематывать, останавливать и скачивать полюбившиеся треки. По большому счету, и Pandora, и Last.fm, и MyStrands, и AudioBaba – это результат эволюции сетей по обмену музыкой, который в данном виде устраивает и музыкантов, и слушателей, и при этом дает пользователям в руки удобные инструменты для музыкального общения.
В Рунете, к сожалению, свои социальные музыкальные сети развиты не так сильно, и чаще процветает банальное пиратство, нежели какой-то цивилизованный бартер; как бы то ни было, российский Интернет все меньше и меньше отстает от западного, и хочется верить, что вскоре появятся полноценные отечественные социальные музыкальные сети, которые потеснят не очень чистых на руку продавцов mp3-файлов настоящими социалистическими методами.
Комменты