Большой театр был представлен силами Молодёжной оперной программы (МОП) во главе с Управляющей коллективами оперной труппы Маквалой Касрашвили.
Поздравления начала звезда Большого театра Венера Гимадиева, исполнившая в сопровождении Павла Небольсина арию «Саламбо» из музыки к к/ф «Гражданин Кейн». Великолепно исполнила арию Флории Тоски «Vissid’arte…» из одноименной оперы Дж. Пуччини неувядаемая Маквала Касрашвили. Ей, как и в дальнейшем, всем певцам Большого театра аккомпанировала Елизавета Дмитриева. А ученики Ирины Петровны и она сама пели в сопровождении Елены Гаудасинской, по совместительству дочери юбилярши. В виду юбилейного характера статьи, я воздержусь от критики номеров программы, которые мне показались неудачными – благо их было немного.
Весьма неплохо исполнил концертную арию Моцарта «Per cuesta bella mano» молодой бас Даниил Чесноков, одновременно являющийся студентом Московской консерватории и артистом МОП.
Несколько раз за этот вечер – и в соло, и в ансамблях выходил на сцену баритон Борис Пинхасович – ученик И. Богачевой, солист Михайловского театра. Он прекрасно исполнил арию Пьеро «Mein Sehnen, mein Wähnen» из оперы Э. Кронгольда «Город мертвых». С артисткой МОП Кристиной Мхитарян они хорошо исполнили дуэт Виолетты и Жоржа Жермона из второго акта «Травиаты» Дж. Верди.
В начале второго отделения Б. Пинхасович вместе с Александрой Кабановой (сопрано) великолепно исполненным комическом дуэте на музыку из оперы Моцарта «Волшебная флейта» поздравили Ирину Петровну специально сочиненным текстом в честь юбилярши. Предпоследним номером программы все тот же Б. Пинхасович, но уже в компании с А. Кабановой и Марией Галкиной (сопрано) поздравили И. Богачеву ансамблем в комическом народном стиле на мотив «Эх, лапти вы, лапти вы…!», продемонстрировав свои незаурядные не только вокальные, но и комические способности.
Хорошо выступили все три тенора: солист Большого театра Борис Рудак (ария Васко да Гамы из оперы Мейербера «Африканка») и артисты МОП Арсений Яковлев – студент РАТИ (итальянская песня Р. Фольво «Dicitencello vuje» («Скажите, девушки») и Павел Валужин, бывший студент И. Богачевой (Песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто»).
Еще раз вышла на сцену Маквала Касрашвили, но уже вместе с быстро растущей недавней артисткой МОП Александрой Чухиной (меццо-сопрано), которые великолепно исполнили дуэт Чайковского «Вечер» на стихи И. Сурикова.
Третий раз Касрашвили вызвал на сцену Зураб Соткилава, которого художественный руководитель МОП Дмитрий Вдовин – душа и мотор всей программы – пригласил, на эстраду, разглядев его среди зрителей. Они спели для И. Богачевой грузинскую народную песню. Перед этим Зураб Лаврентьевич импровизируя сказал очень теплое и прочувствованное слово в адрес Ирины Богачевой. Он назвал её фантастическим явлением. «Это и природа, и великая школа! … Я счастлив, что пришел на этот вечер. Если бы мне кто-то сказал, что ты сейчас ТАК поешь, я бы из любви и уважения сказал: «Ну, может быть». Но то, что я сегодня услышал – это великое искусство! Ты великая певица, великая женщина, великая мать и великая бабушка! Ты великий педагог!»
«Застольную» из оперы Верди «Травиата» в честь юбилярши исполнили все молодые участник и юбилейного вечера. А завершился вечер итальянской песней Луиджи Денца «Fuliculi Fulicula» («Фуникулёр), которую Ирина Богачева блистательно спела в сопровождении хора из молодых участников концерта.
Главной же изюминкой юбилейного вечера стало триумфальное и феноменальное, без преувеличения, выступление самой виновницы торжества. Ирина Богачева спела в сущности полное, если не более, концертное отделение, состоящее из семи номеров высшей вокальной и драматической сложности. Причем исполняла она всю программу без привычных у вокалистов перерывов для отдыха, во время которых обычно исполняют популярные оперные увертюры или другие шлягеры.
Свою программу И. Богачева начала арией Екатерины «Нет больше Марты…» из оперы А. Петрова «Пётр I». Далее последовал ее коронный номер – сцена Графини из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского – в этой партии И. Богачева на сцене Мариинского театра выступает по сей день, оставаясь непревзойденной. Какой глубокий, восхитительный нижний регистр продемонстрировала певица в арии Далилы «Samson, recherchant ma presence…» из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила».Весь свой темперамент И. Богачева вложила в Хабанеру из оперы Ж. Бизе «Кармен», а комический дар – в Куплеты Периколы из одноименной оперетты Ж. Оффенбах.
И. Богачева всегда была в числе самых выдающихся исполнителей русского романса. И в этой программе она отдала дань этому жанру, прекрасно исполнив романс В. Гаврилина на стихи А. Володина «Прости, меня». Свое выступление Ирина Богачева завершила зажигательной итальянской народной песней «Тиритомба».
Поразительно то, что Ирина Богачева в своем возрасте полностью сохранила все вокальные и сценические данные, дарованные ей природой и главное – необычайной красоты и свежести голос. Она предельно чисто интонирует во всех доступных ей регистрах. Её звуковедение безупречно – переходы между регистрами идеальны и потому просто незаметны. А какую величину дыхания имеет И. Богачева до сих пор! Её дикция безупречна.
Сравнивая сегодняшнюю Ирину Богачеву с её младшими коллегами, принимавшими участие в юбилейном вечере, можно констатировать, что ни по одному вокальному параметру она не уступает молодым ни на йоту.
В последние годы Ирина Богачева в Москве не выступала, поэтому особая благодарность художественному руководителю Молодёжной оперной программы Большого театра Дмитрию Вдовину, организовавшему этот замечательный вечер и давшему нам самим оценить феномен Богачевой, в который можно поверить, только услышав его собственным ухом. Любой пересказ, в том числе и мой, здесь невозможен, так же как невозможно оценить вкус меда, не отведав его. Это как с поэзией, про которую Осип Мандельштам написал в «Разговоре о Данте»: «…там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия, так сказать, не ночевала». Невероятный феномен Ирины Богачевой есть и все, кто был на этом вечере, убедились в этом собственными ушами и глазами!
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
СПРАВКА
БОГАЧЕВА Ирина Петровна (меццо-сопрано) – выдающаяся певица второй половины ХХ и начала XXI века, солистка Мариинского театра, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, заведующая кафедрой сольного пения.
Ирина Богачева родилась 2 марта 1939 года в Ленинграде. Отец – Комяков Петр Георгиевич, профессор, доктор технических наук, заведовал кафедрой черной металлургии в Политехническом институте. Мать – Комякова Татьяна Яковлевна.
Вместе с семьей Ирина Богачева перенесла все тяготы Ленинградской блокады. Интерес к опере появился после того, как семиклассницей Ирину привели в Театр оперы и балета им. C. М. Кирова. Захотелось учиться петь. Но жизнь внесла свои коррективы: умирает сначала отец, и несколькими годами спустя – мать. На руках Ирины остаются две младшие сестры, которых надо было содержать, зарабатывая на жизнь. И она поступает в техническое училище, где участвует в художественной самодеятельности, посещает кружки сольного пения и художественного слова. Педагог по вокалу, Маргарита Тихоновна Фитингоф настояла на том, чтобы Ирина занялась пением профессионально, и в 1960 г. сама привела ее в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Там Ирина стала ученицей Ираиды ПавловныТимоновой-Левандо. Закончила консерваторию в 1965 году
Еще будучи студенткой, в 1962 году И. Богачева стала лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки и её пригласили одновременно в московский Большой театр и ленинградский Кировский, на котором она остановила свой пожизненный выбор. Её первое выступление на сцене Кировского театра состоялось 26 марта 1964 года в партии Полины в "Пиковой даме".
Международная известность Ирины Богачевой началась в 1967 году после сенсационной победы на престижном международном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро, где она удостаивается первой премии.
В 1968 году Ирина Богачева приехала на стажировку в Италию, к знаменитому Дженарро Барра. Под его руководством она сумела изучить такое количество опер, какого не удавалось пройти другим стипендиатам: "Кармен" Бизе и вердиевские создания – "Аида", "Трубадур", "Луиза Миллер", "Дон Карлос", "Бал-маскарад". Первой среди отечественных стажеров она получила предложение выступить на сцене "Ла Скала" и спела Ульрику в «Бале-маскараде», заслужив восторженное одобрение публики и критики.
Вся творческая жизнь Ирины Богачевой и по сей день неразрывно связана с Мариинском театром. На его сцене певица исполнила большинство лучших оперных партий из репертуара меццо-сопрано: – Марфа в «Хованщине», Любаша в «Царской невесте», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Кармен в одноименной опере Бизе, Амнерис в «Аиде», Азучена в «Трубадуре», Эболи в «Дон Карлосе», Прециозилла в "Силе судьбы", Кончаковна в "Князе Игоре".
Среди лучших ролей современных авторов – прачка Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина Первая, в опере Андрея Петрова "Петр Первый".
Исполняя капитальные партии, Ирина Петровна блистательно исполняла и маленькие роли, будучи уверенной, что таковых не бывает. В спектакле "Война и мир" Юрия Темирканова и Бориса Покровского она великолепно провела роль Элен Безуховой. В следующей постановке оперы Сергея Прокофьева, осуществленной Валерием Гергиевым и Грэмом Викком, Богачева выступила в роли Ахросимовой. В другой прокофьевской опере – "Игрок" по Достоевскому – артистка создала образ Бабуленьки.
В лучших ролях своего репертуара Ирина Богачёва выступала в таких известных оперных театрах, как Ла Скала (Милан), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастиль (Париж), крупнейший в мире театр Колонн (Буэнос-Айрес), Опера Сан-Франциско и многих других.
Певица также много гастролирует с сольными программами: Норвегия, Франция, Китай, Испания, Япония, Корея, Англия, Германия, Италия и др.
Помимо выступлений на оперной сцене Ирина Богачева ведет активную концертную деятельность. Она много поет с оркестром и фортепианным сопровождением. Прослушав многих певиц, Дмитрий Шостакович доверил И. Богачевой первое исполнение Сюиты на стихи Марины Цветаевой. Специально для нее композитор создал редакцию этого цикла для голоса и камерного оркестра. Великолепно исполняет она и другой цикл Д. Шостаковича – "Пять сатир на стихи Саши Черного". Вдохновенно поет И. Богачева песни Валерия Гаврилина, высоко ценившего ее артистический дар.
Ирина Богачева является одной из лучших исполнительниц русского романса. В свой концертный репертуар она включает и арии из классических оперетт, и песни, в том числе эстрадные.
Много и плодотворно работает Ирина Богачева на студии "Лентелефильм" и на телевидении. Она снялась в музыкальных фильмах: "Поет Ирина Богачева", "Голос и орган", "Жизнь моя опера" (режиссер В. Окунцов), "Кармен - страницы партитуры" (режиссер О. Рябоконь). На Санкт-Петербургском телевидении подготовлены видеофильмы "Песня, романс, вальс", "Итальянские грезы", "Русский романс" (режиссер И. Тайманова), а также юбилейные бенефисы певицы в Большом зале филармонии (к 50-, 55- и 60-летию со дня рождения). Ириной Богачевой записаны и выпущены пятть компакт-дисков.
Еще в 1980 году, находясь в расцвете вокальной карьеры, Ирина Богачева занялась педагогикой и ведет класс сольного пения в Санкт-Петербургской консерватории в качестве профессора. Среди ее учеников: Ольга Бородина, Наталья Евстафьева, Наталья Бирюкова, Юрий Ившин, Елена Чеботарева, Ольга Савова, Елена Витман, Юлия Симонова, Мария Литке, Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Александра Кабанова и др.
Супруг – Гаудасинский Станислав Леонович (1937 г. рожд.), видный театральный деятель, заведующий кафедрой музыкальной режиссуры в Санкт-Петербургской консерватории. Дочь – Гаудасинская Елена Станиславовна (1967 г. рожд.), пианистка. Внучка – Ирина.
(По материалам Мариинского театра, Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Belcanto.ru)
Комменты