История доктора Фауста относится к вечным сюжетам. С ним Берлиоз познакомился после появления во Франции первой части «Фауста» — грандиозного философского труда немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гёте. Произведение не просто заинтересовало, а, буквально, потрясло 24-летнего французского композитора. Он тогда же написал музыку к нескольким эпизодам, задумав создать симфонию «Фауст», но замысел не был осуществлён. К этой теме Берлиоз вернулся, уже, будучи автором таких крупных сочинений, как «Фантастическая симфония» и «Гарольд в Италии». Премьера драматической легенды «Осуждение Фауста» состоялась 6 декабря 1846 в Комической опере Парижа. Дирижировал автор. Но слушатели не оценили новаторства Берлиоза. Его «Фауст» провалился. Спустя 30 лет, когда пришло время этого грандиозного сочинения, начались его регулярные исполнения в Европе. В России впервые его сыграли в 1890 году в Мариинском театре в концертной версии.
Сегодня «Осуждение Фауста» - частый гость на мировых концертных площадках и оперных сценах. Это вершина творчества Берлиоза, требующая высокопрофессиональных сильных оркестровых и хоровых коллективов и соответствующего уровня солистов. Руководители РНО для дебютного исполнения «Осуждения Фауста» пригласили экс-музыкального руководителя и главного дирижёра Большого театра Василия Синайского и один из лучших хоровых коллективов Москвы Хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова (худрук Алексей Петров). Солистов, кроме баса из «Геликон-оперы» Дмитрия Скорикова — Брандер, позвали из других стран: меццо-сопрано Оксану Волкову (Республика Беларусь) — Маргарита, тенора Павла Черноха (Чехия) — Фауст и бас-баритона Эндрю Фостер-Уильямса (Великобритания) — Мефистофель.
Василий Синайский провел тщательную работу с оркестром и хором, что дало прекрасные плоды. Идеально выстроена дирижёром музыкальная драматургия Легенды, найден верный баланс звучания оркестра, хора и солистов. Мы услышали яркую, эмоционально насыщенную интерпретацию «Фауста» Берлиоза и все богатство партитуры: драматические, лирические, фантастические и бытовых эпизоды. Масса тембральных оттенков струнных и чистота интонации духовых и медных инструментов, в том числе и на forte. Бесконечно радовал Хор и своим звуковедением, и точно стилистикой звучания каждой сцены, будь военный марш, или пьяный разгул в таверне «Погреб Ауербаха», нежное пение танцующих гномов и сильфов и пение солдат и студентов.
К сожалению, не все солисты отвечали высокому уровню музицирования оркестра и Хора. Чех Павел Чернох заменил неприехавшего американского тенора, охотно дав согласие на дебют в Москве. Он уже пел Фауста в Легенде Берлиоза, начав сезон 2011-2012 года с исполнения этой партии в постановке в Штутгарте. Казалось, что Чернох органично войдет в московское исполнение Легенды, но не получилось. Голос певца не отличался ни особой красотой тембра, ни звучностью. Кроме того, у него отсутствовала актерская харизма. Он профессиональный певец и честно спел Фауста, не проявив ни любви к прекрасной Маргарите, ни волнения за её судьбу. Пел скучно и однообразно, не зажигаясь страстью, которой наполнена партия его героя.
Что же касается бас-баритона Эндрю Фостера-Уильямса, то он выступает в России с 2007 г. Тогда певец дебютировал в Москве в партии Алидоро в концертном исполнении«Золушки» Россини п\у Теодора Курентзиса, а в 2013 г. спел с Российским Национальным оркестром Голо в концертной версии оперы К. Дебюсси «Пеллеас» и Мелизанда». Теперь он встретился с Мефистофелем, который ему не покорился. Небольшой некрасивого тембра характерный баритон не соответствовал масштабу партии, не хватало силы и мощи звучания голоса, страдала фразировка, и тогда технически сложные эпизоды превращались в бессвязные речитативы. Мефистофель Фостер-Уильямса напоминал скорее мелкого пакостного беса, чем страшную дьявольскую силу.
Намного интереснее своих партнёров была Оксана Волкова, обладательница красивого чувственного меццо-сопрано. Оксана хорошо известна москвичам и любима ими. Солистка Белорусского оперного театра она один год занималась в Молодёжной оперной программе Большого театра, часто появлялась в концертах, была замечательной Кармен на сцене Большого театра. Прошлой осенью участвовала в Большом фестивале РНО, исполнив Ганну в «Майской ночи» Римского-Корсакова. Партия Маргариты как нельзя лучше подошла её голосу и темпераменту. Героиня Волковой появляется только в двух частях второй половины Легенды, но по эмоциональной насыщенности эти части стоят настоящей монооперы. Сначала Маргарита поет песню «Король Фулы», затем околдованная Мефистофелем, признается Фаусту в страстной любви, и в конце, покинутая возлюбленным, страдает от безысходности. Оксана не спела, а прожила три состояния: мечту о любви, верной до гроба, страсть , переполнившую сердце Маргариты, тоску и одиночество после потери любимого. Особенно она была хороша в дуэте с Фаустом, и потом в трио с Мефистофелем, «играя» своим трепетным и богатым обертонами меццо-сопрано страсть за троих.
«Осуждение Фауста» заканчивается одной из самых ярких драматических сцен — «Скачка в бездну» Фауста и Мефистофеля на адских конях. Здесь было все: неумолимый ритм скачки, скорбная тема гобоя, старинная литания молящихся женщин, испуганные возгласы, внезапно обрывающиеся и вновь возникающие звучности. Торжество демонов — Фауст и Мефистофель проваливаются в ад. И Эпилог , где хор поёт об ужасах ада и блаженстве рая, сообщая, что Фауст осуждён, а Маргарита прощена. И надо было видеть лицо и глаза Маргариты-Волковой оставшейся на сцене до финала Легенды, пережившей трагический конец Фауста и своё спасение.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Евгений ДОБРОВ
Комменты