- Рисованный фильм позволит на экране оживить Виктора Цоя!
...Студент третьего курса ВГИКа Рашид Нугманов взялся за «Иглу» в 1987 году по воле случая. Ему дали сценарий, написанный Александром Барановым и Бахытом Килибаевым, и попросили «доснять» этот фильм, едва начатый другим режиссером.
Рашид согласился и пообещал уложиться в поставленные ему жесткие сроки, но при условии: «Буду снимать Цоя!»
«Казахфильм» дал Нугманову полный карт-бланш.
Герой
Сюжет фильма прост: главный герой Моро (Цой) покидает Питер, чтобы вернуться в родной Казахстан и восстановиться духовно. Он узнает, что его подруга Дина стала наркоманкой, и пытается ее спасти.
Нугманов, взявшись за работу, сразу сказал, что видит главным героем именно Цоя.
- Рашид сделал кино для Цоя, - рассказывает «Жизни» сценарист Александр Баранов. - Нугманов делал все, чтобы Виктор сыграл самого себя – звезду по имени Солнце.
Прототипом главной героини являлась знакомая питерская девушка. Ее роднило с киногероиней то, что она тоже осталась без отца (а по сценарию у Дины он умер). Но Рашид не смог пригласить ее в картину, так как девушка забеременела. Найти актрису на роль первой наркоманки советского экрана было сложно.
- Все, кого мы смотрели, нам не нравились. Я предложил Виктору: а почему бы нам не пригласить просто знакомую девушку, с которой не в лом провести три месяца? Цой показал фото девушки, стреляющей из пистолета. Это была Марина Смирнова, – рассказывает режиссер. - Она и сыграла Дину. А еще позвал Петю Мамонова и Сашу Баширова, которые играли еще в моих вгиковских этюдах.
Нугманов сразу понял, что именно Цой мог написать музыку к его фильму. Но сценарист Александр Баранов был тогда не в восторге от группы «Кино»:
- Мне казалось, что все песни у них на один мотив. Но когда вышли песни, записанные к фильму, они мне понравились. Более того, стал слушать другие...
Музыка, записанная к картине, помогла сделать и без того любимую группу «Кино» легендарной. Кстати, свой шедевр - песню «Звезда по имени Солнце» - Цой сочинил прямо на съемочной площадке.
Съемки
История начинается в Питере - начало фильма снимали именно там. После действие переместилось на Аральское море. Времени на съемки было совсем мало, вся работа была сделана за три месяца.
- Мы знали: что бы мы ни сделали, мы сделаем это хорошо, - говорит Александр. - Работать было легко: все свои. Этот фильм – часть нашей жизни.
Финал остался открытым: у Моро (Цой) на темной зимней улице незнакомец просит прикурить и бьет его ножом. Но Моро поднимается и с зажженной зажигалкой все-таки уходит по заснеженной дороге…
- У меня был шок, когда я увидел смонтированную вчерне картину! – откровенничает Александр. - И я прямо на худсовете сказал, что более беспомощного творения не видел. Мы с Рашидом не разговаривали полгода. А потом помирились. И когда я увидел уже полностью доработанный, окончательный вариант, то переменил мнение - картина получилась хорошая. Ссора забылась, а дружба осталась!
Режиссера постоянно спрашивали о возможном продолжении. Но Нугманов долго отказывался:
- Весь смысл фильма был, наверное, в том, что там был Виктор. Снимать фильм с другим актером просто не имело смысла. Я от таких предложений открещивался все эти двадцать лет. Ведь хочется не изображать Цоя, а видеть его самого. Смерть его была большим шоком. Но сейчас меня самого одолевает идея продолжения «Иглы». Раздумываем, как это можно сделать технологически – ведь мы хотим, чтобы и Цой присутствовал.
Сценарист Бахыт Килибаев поддержал идею:
- Почему бы нам не снять ремейк «Иглы» трехмерной анимацией? В этом случае никакого предательства по отношению к Виктору не будет.
Режиссер согласился:
- Но не ремейк, а анимационное продолжение. Мы можем вернуть всем остальным героям молодость, рассказать предысторию героя, не рассказанную в самом фильме, и снять продолжение.
А пока в январе 2009 года режиссер хочет вновь вывести старую «Иглу» в прокат:
- Ведь многие не видели фильм в хорошем качестве. Такая картина может стать замечательным подарком всем поклонникам Виктора Цоя.
Комменты