И незнакомая музыка может собрать зал. А. Бузлов и В. Холоденко

Увидев афишу концерта Александра Бузлова (виолончель) и Вадима Холоденко (фортепиано), назначенного на 25 апреля в Малом зале московской консерватории, огорчился, что не смогу его посетить.

Н. МЯСКОВСКИЙ – Соната № 1 для виолончели и фортепиано ре мажор, ор. 12; Е. ПОДГАЙЦ – Соната для виолончели и фортепиано, ор. 45 (1984); К. ПЕНДЕРЕЦКИЙ – «Per Slava!» для виолончели соло. Посвящение великому мастеру (1984); К. ДЕБЮССИ – Соната для виолончели и фортепиано ре минор, L.135; Б. БРИТТЕН – Соната для виолончели и фортепиано до мажор, ор. 65; Бис: М. РОСТРОПОВИЧ – Юмореска

В этот день я предполагал быть в Петербурге в преддверии ежегодного апрельского клавирабенда Григория Соколова, назначенного на 27 апреля. Однако концерт Г. Соколова из-за его болезни перенесли на 30 июня, в Петербург я не поехал, а отправился на вышеозначенный концерт, и не пожалел.

Чем же, кроме личностей самих исполнителей, заинтересовал меня этот концерт? Главная его интрига – программа, в которой не было ни одного попсового виолончельного хита. Единственным репертуарным сочинением, да и то звучащим не слишком часто, была прекрасно исполненная соната для виолончели и фортепиано Клода Дебюсси. Всю остальную программу составляли сочинения композиторов ХХ века. Нужна недюжинная смелость и уверенность в своих силах, чтобы выйти на эстраду с такой программой. С другой стороны, более чем на три четверти заполненный зал и горячий приём публики, которая раз пять вызывала музыкантов на поклон, опровергает расхожие аргументы администраторов филармоний, в том числе и столичных, что, мол, непривычные или малознакомые программы не соберут зал.

Александр Бузлов
Александр Бузлов

Очень интересной показалась Соната для виолончели и фортепиано Ефрема Подгайца. В первую очередь, это просто красивая музыка. Надо отметить, что она написана в 1984 году молодым тогда композитором. Это требовало определённого творческого мужества: в тот период его сверстники были повально увлечены авангардизмом и диссонансами, а музыка тональная и красивая была не в моде. Соната была написана по заказу известной виолончелистки Виктории Яглинг, но она её так и не исполнила, посчитав технически слишком сложной. Была и ещё не очень удачная попытка исполнить её в ансамбле с автором за роялем. Впервые по-настоящему эту сонату исполнил Александр Бузлов (партия фортепиано – Святослав Липс) года три назад, после чего он включил её в свой репертуар.

Соната действительно довольно сложна технически и для виолончели, и для фортепиано. Особенностью сонаты является её форма, близкая к вариациям. Но это не совсем так. Автор берёт главную тему и как бы рассматривает её с разных сторон, как кристалл с разными гранями. Исполнители находят для каждой грани свою краску, а слушателям интересно за этим процессом следить. Соната Ефрема Подгайца заслуживает того, чтобы стать репертуарной не только для А. Бузлова.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Пьеса Пендерецкого для виолончели соло, посвящённая Ростроповичу, дала возможность Александру Бузлову применить обширный арсенал своих виртуозных возможностей.

Соната Бриттена стала достойным завершением и эмоциональной кульминацией программы. Это сочинение, весьма непростое для восприятия, слушалось залом с большим вниманием, и было встречено очень тепло.

Такое сложное сочинение было бы интересно выслушать дважды подряд. Но это потребовало бы не повторить его механически, а найти для повторного исполнения новые краски, что всегда непросто, хотя для творческого исполнителя интересно.

На бис с блеском была исполнена «Юмореска» Ростроповича, что было более чем уместно в концерте его памяти.

Последнее время Александр Бузлов выступает на великолепном инструменте работы современного мастера Габриэля Джебрана Якуба. Его виолончель обладает глубоким, «густым» и мощным полётным звуком. Пока я не спросил Александра на одном из предыдущих концертов – что у него за виолончель, я был уверен, что это коллекционный инструменте или виолончель какого-то известного мастера.

Александр Бузлов и Вадим Холоденко выступают в ансамбле не впервые, но поначалу в этом концерте был заявлен другой пианист, и мне показалось, что в этой программе у них не всегда складывался полный ансамбль. В Сонате Подгайца у Холоденко резковато звучал верхний регистр. Акустика Малого зала консерватории нелёгкая – и вероятно им просто не хватило времени, чтобы сбалансировать звучность. Эта частность не испортила общее очень яркое впечатление от концерта.

Владимир ОЙВИН, Новости музыки NEWSmuz.com

Быстрый поиск: